|
|||
Мнение критиков о финале. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 II 1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни: · На рыбалке · С конем у водопоя · В любви, · Сцены крестьянского труда Мелехов слит с миром, является его частью. Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни. 3) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. Особенно сильно это проявляется в отношениях с Натальей и Аксиньей: · Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7) · Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18) · Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17) 3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания. 4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. · Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12) · Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12) · Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11) · Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12) · Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10) · Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18). 5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28) Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало. 6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом. Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков. 7) Но слишком крепко в Григории народное начало, чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе встрепенулось вечное, главное чувство. 8) Эта пропасть между стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (Верен долгу – активен в боях – награды) Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. 9) Революция вернула Мелехова к земле, к семье и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны. Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался). “Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он. 10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (Мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака, казака-крестьянина). 11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мозолями. Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!” 12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (Он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков, загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.) 13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте. В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой (представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи. 15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина. Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело. 16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины. “Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери). “Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”. В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни. В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…” III Мнение критиков о финале. Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведы утверждали, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен. Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет сутьгуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: “под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (Образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”). IV Вывод Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв. “Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)
Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий – отношения внутри любовного треугольника Григорий – Аксинья – Степан. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли.
|
|||
|