Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История жизни оренбургского казака Степана Евгеньевича Сапожникова



 

https://ok.ru/istoriyaka/topic/76189312884736

 

История жизни оренбургского казака Степана Евгеньевича Сапожникова

Фото: ataman-ovko.ru

 

С 1964 года в городе Оренбурге существует улица Сапожникова. Наверное, многие оренбуржцы знают, что Степан Сапожников был Оренбургским казаком, убитым во Франции в 1944 году. Этот факт известен. В некоторых историографических документах можно прочитать, что Степан Сапожников был связан с французским Сопротивлением и погиб в предгорьях Альп, сражаясь с немецкими войсками, попав в засаду после предательства ренегата. Я решил провести исследование во Франции, проанализировал многочисленные документы и предлагаю вам следующие выводы для восстановления исторической правды.

Степан Евгеньевич Сапожников родился в 1901 году в семье казаков, живущих в станице Нижнеозёрной, в 40 километрах к западу от города Оренбурга. Когда началась гражданская война, его привлёк большевизм, и он решил вступить в Красную Армию. Он начал сражаться на фронте Туркестана. Волевой, умный, он быстро стал отличным конноартиллерийским командиром. Но, как и многие другие офицеры, он скоро подвергся репрессии со стороны политработников, осуждению большевистского суда и был уволен из армии. Когда началась Великая Отечественная война, Степан Евгеньевич написал письмо в ЦК КПСС, чтобы его реабилитировали. В результате, он получил назначение в 65-ый артиллерийский полк (25-я дивизия Чапаева, юго-западный фронт), на должность начальника боевого снабжения. Сапожников мужественно сражался при обороне Севастополя и Крыма (октябрь 1941 г. - июль 1942 г.), получил нашивки майора, но, в конце концов, был взят в плен.

 


Афиша немецкой комендатуры во Франции с приказом по правилам взаимодействия между французским населением и русскими пленными, работающими на территории Северной Франции.

 

В мае 1940 года немцы оккупировали Францию. Они начали организовывать оборону территории под руководством организации, называемой "Организация Тодта": строительство сети бетонных оборонительных заграждений вдоль побережья Атлантического океана, работа на заводах и шахтах, полях и т.д. Но им не хватало трудовых ресурсов. В мае 1942 года немцы приняли решение направить во Францию рабочих с территории Советского Союза. В конце 1942 года первые конвои рабочих, в основном грузин и украинцев, прибыли в Па-де-Кале (на севере Франции). Это были как военнопленные, так и добровольцы (Ostarbeiter). Степан Евгеньевич был среди них. Затем началась тяжелая работа в шахтах в Марл-ле-Мин и Острикур (Па-де-Кале). Ночью французские шахтеры возвращались домой, а российские – в лагерь Бомон (около Энен-Летар). Этот лагерь охраняли несколько надсмотрщиков – валлонов, выбранных из бельгийских фашистских сторонников, но их работа была неэффективной. Благодаря этому, происходило много побегов с помощью французских сетей Сопротивления.

Степан Евгеньевич сбежал из лагеря скорее всего в конце 1943 года (невозможно установить точную дату) со своим другом, который тоже являлся солдатом, захваченным немцами в Севастополе, - старшим сержантом морской пехоты Анатолием Плахотнюком. Три месяца они блуждали по французским деревням, прячась в трудных условиях, выживая с помощью населения. Наконец, они пришли в село Нуврон-Венгре (около Суасона, 130 км от лагеря Бомона), где несколько семей их приняли у себя, спрятали, кормили их и одевали. Степан и Анатолий помогали сельскохозяйственными и лесохозяйственными работами.

 

В регионе Суасона была группа Сопротивления под именем ОСМ 138 (гражданская и военная организация № 138), организованная весной 1943 года, под командованием капитана Коше. В январе 1944 года эта группа состояла из 240 мужчин, разделенных на несколько отрядов. Отряд Нуврон-Венгре контролировал Анри Брик. Степан и Анатолий присоединились к этому отряду, где их опыт владения оружием и участия в боях был признан очень полезным.

До 1944 года миссии французского Сопротивления заключались прежде всего в передаче информации англичанам, сборе и отправке на Родину сбитых британских летчиков. С 1944 года, в ожидании англо-американской высадки, началось парашютирование оружия (автоматы и пистолеты) и снаряжения, которые позволили Сопротивлению перейти в наступление. OCM 138 провела несколько диверсионных акций (подрыв шлюзов и железнодорожных инфраструктур, обрезка телефонных линий), что значительно мешало немецким оккупационным войскам. Глава OCM 138 капитан Коше был изобличен и арестован гестапо. Несмотря на жестокие допросы, он не говорил и был депортирован в концлагерь Нойенгамме.

В июне 1944 года англо-американские войска высадились в Нормандии. В последующие недели началось отступление немецких частей в направлении Германии. Это была уже не гордая немецкая армия, а солдаты в беспорядке, в потёртой форме, в конных экипажах, на грузовиках, велосипедах, мотоциклах, преследуемые авиацией союзников. Париж был освобожден 25 августа. Немцы бежали на север и восток. 29 августа, семь немецких солдат на двух машинах и одном грузовике приблизились к селу Нуврон-Венгре. Около села вспыхнула первая перестрелка с партизанами, в которой погиб 19-летний партизан Клод Демори. Потом автомобили прибыли в центр села, где в засаде их ждала группа сопротивления, в том числе Степан и Анатолий. Партизаны начали стрельбу и бросили в грузовик гранаты. Сапожников стоял на каменной ограде сада с гранатой в руке, без чеки и готовой к запуску, но один камень стены упал, Сапожников потерял равновесие и упал с высоты в два метра. Граната взорвалась, смертельно раня Степана. Его товарищ Плахотнюк выслушал последние слова умирающего.

Только одной из двух немецких машин удалось скрыться.

Степан Евгеньевич Сапожников был похоронен с почестями товарищами из французского Сопротивления.

1 сентября 1944 года по Нуврон-Венгре прошли американские войска, преследуя бегущих немцев.

 

  Имя Степана Сапожникова выгравировано на мемориале села Нуврон-Венгре (с ошибкой: Saproyniko Stephan) как и другие имена солдат села, погибших в войнах ХХ-го века. Жители Нуврон-Венгре ежегодно возлагают венок перед этим памятником. В соседном селе Вик-сюр-Эне, что рядом с Нуврон-Венгре, стоит памятный камень с именем Сапожникова (также с орфографической ошибкой: Sapojniko) и других героев Сопротивления.

 

 

Французские партизаны, которые познакомилились с Сапожниковым, были благодарны ему за мужество. Казак всегда остаётся казаком!

 

Могила Степана Сапожникова до сих пор существует на кладбище Нуврон-Венгре.

 

Официальный представитель,
специальный корреспондент
Оренбургского войскового
казачьего общества во Франции
подхорунжий Паскаль Жерар

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.