|
|||
Социализация личностиСоциализация личности Социализация – это двусторонний процесс: с одной стороны, это включение индивида в общество, в различные социальные общности и группы через усвоение социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры, а с другой стороны, это процесс активного воспроизводства социального опыта и элементов культуры за счет деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта. Различают две основные формы социализации: - ненаправленная – это стихийное, как бы «автоматическое» формирование социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в социальном окружении (в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча и т.д.); - направленная –это специальная система средств воздействия на индивида, разработанная обществом, социальными институтами и организациями с целью формирования личности в соответствии с нормами, идеалами, ценностями, принятыми в данном обществе. Один из важных способов направленной социализации – это воспитание. Эти формы в определенных обстоятельствах могут быть взаимодополняющими или противоречащими друг другу (семья, заинтересованная в воспитании достойной личности или семья алкоголиков, наркоманов). Этапы социализации (стадии развития) личности: 1. младенчество (1 и 2-й год жизни) через эмоциональное общение; 2. раннее детство (от 2 до 5 лет) через различные игры с предметами (погремушки, мячи, куклы …); 3. дошкольное детство (от 6 до 7 лет) через ролевые игры (дочки-матери); 4. детство (от 8 до 12 лет); 5. подростковый возраст (от 12 до 14 лет); 6. юношеский возраст (от 14 до 18 лет); 7. поздний юношеский (от 18 до 25-30 лет); 8. зрелый (от 30 до 60 лет); 9. послетрудовой возраст (от 60 до смерти). Агенты социализации: 1. семья; 2. школа, дающая единые знания, нормы и правила поведения, но усвоение происходит индивидуально; 3. группа сверстников, помогающая выбрать ценностные ориентации и смысложизненные установки; 4. трудовой коллектив, дающий социальный опыт, профессиональные навыки, компетенцию. 5. СМИ как мощные информационные потоки; 6. культура, активизирующая творческий потенциал личности и способствующая ее духовному развитию и обогащению. На основе принятых идеалов, ценностей и социальных норм формируются социально-значимые черты личности – это и есть социализация В социализации можно выделить 2 фазы: - социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, социальным институтам и организациям; - интериоризация –процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда они становятся компонентами структуры конкретной личности и его внутреннего «Я». Личность – это объект и субъект социального взаимодействия; воздействие на личность оказывает общество и его подсистемы, но в свою очередь и личность оказывает обратное воздействие. Взаимодействуя с другими индивидами, видя свое отражение в них, личность корректирует свою деятельность и поведение в соответствии с внутренним «Я». Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков (язык, слова, жесты, …), необходимые для взаимодействия. Важнейшие факторы социализации: - биологические (наследственность индивидов); - психологические (темперамент, характер, способности, …); - социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования).
|
|||
|