Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социализация личности



Социализация личности

Социализация – это двусторонний процесс: с одной стороны, это включение индивида в общество, в различные социальные общности и группы через усвоение социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры, а с другой стороны, это процесс активного воспроизводства социального опыта и элементов культуры за счет деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации: - ненаправленная – это стихийное, как бы «автоматическое» формирование социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в социальном окружении (в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча и т.д.);

- направленная –это специальная система средств воздействия на индивида, разработанная обществом, социальными институтами и организациями с целью формирования личности в соответствии с нормами, идеалами, ценностями, принятыми в данном обществе. Один из важных способов направленной социализации – это воспитание.

Эти формы в определенных обстоятельствах могут быть взаимодополняющими или противоречащими друг другу (семья, заинтересованная в воспитании достойной личности или семья алкоголиков, наркоманов).

Этапы социализации (стадии развития) личности:

1. младенчество (1 и 2-й год жизни) через эмоциональное общение;

2. раннее детство (от 2 до 5 лет) через различные игры с предметами (погремушки, мячи, куклы …);

3. дошкольное детство (от 6 до 7 лет) через ролевые игры (дочки-матери);

4. детство (от 8 до 12 лет);

5. подростковый возраст (от 12 до 14 лет);

6. юношеский возраст (от 14 до 18 лет);

7. поздний юношеский (от 18 до 25-30 лет);

8. зрелый (от 30 до 60 лет);

9. послетрудовой возраст (от 60 до смерти).

Агенты социализации:

1. семья;

2. школа, дающая единые знания, нормы и правила поведения, но усвоение происходит индивидуально;

3. группа сверстников, помогающая выбрать ценностные ориентации и смысложизненные установки;

4. трудовой коллектив, дающий социальный опыт, профессиональные навыки, компетенцию.

5. СМИ как мощные информационные потоки;

6. культура, активизирующая творческий потенциал личности и способствующая ее духовному развитию и обогащению.

На основе принятых идеалов, ценностей и социальных норм формируются социально-значимые черты личности – это и есть социализация

В социализации можно выделить 2 фазы: - социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, социальным институтам и организациям;

- интериоризация –процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда они становятся компонентами структуры конкретной личности и его внутреннего «Я».

Личность – это объект и субъект социального взаимодействия; воздействие на личность оказывает общество и его подсистемы, но в свою очередь и личность оказывает обратное воздействие. Взаимодействуя с другими индивидами, видя свое отражение в них, личность корректирует свою деятельность и поведение в соответствии с внутренним «Я».

Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков (язык, слова, жесты, …), необходимые для взаимодействия.

Важнейшие факторы социализации:

- биологические (наследственность индивидов);

- психологические (темперамент, характер, способности, …);

- социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.