|
|||
Состояние и тенденции развитияСостояние и тенденции развития дошкольного образования в Республике Беларусь
- Анализ деятельности созданных в постсоветских странах, и в первую очередь в Беларуси, дошкольных учреждений, показывает, что они сыграли положительную роль в оказании помощи семье по воспитанию детей, подготовке их к школе и предоставлении возможности профессионального и общественного роста женщине-матери. Однако система, созданная на приоритете общественного (обеспечиваемого государством) воспитания перед семейным, постепенно привела к самоустранению (частичному или полному) родителей от этой важнейшей заботы, перекладыванию ответственности за изъяны в воспитании детей на учебно-воспитательные учреждения. В свою очередь социальные институты, представленные дошкольными учреждениями, школами и т.д., оставаясь для родителей «закрытой» системой образовательного учреждения, используя различные формы взаимодействия с семьей, чаще всего выступали в роли «ментора», поучающего родителей, как воспитывать их же собственных детей. Практически до 90-х гг. прошлого столетия в стране функционировала единообразная система учреждений, представленных такими государственными типами, как ясли, ясли-сад, детский сад, работающими по общей типовой программе. Вместе с тем уже в этих учреждениях развивался разнообразный (доступный для родителей) комплекс услуг, который обеспечивал не только питание, уход, досмотр, обучение, воспитание, развитие детей, но и медицинские, физкультурно-оздоровительные услуги. При этом расширение комплекса услуг для детей и их родителей со стороны дошкольного учреждения не привело к увеличению общей платы за их использование. Практически родительская плата за содержание ребенка в процентном отношении остается прежней, как в стабильные для республики годы (60% от стоимости питания ребенка в саду). Поэтому не случайно ухудшение социально-экономического положения в стране с 90-х годов привело, с одной стороны, к значительному сокращению сети дошкольных учреждений (особенно ведомственной принадлежности), а с другой - к активным поискам механизмов преобразования ее в интересах семьи и повышения качества дошкольного образования. Основанием для осуществления подобных поисков стали как анализ белорусского и зарубежного опыта, так и отечественные научно-исследовательские разработки. Первые результаты изучения и оценки сложившихся на национальном уровне состояния, тенденций, проблем, перспектив развития дошкольного образования были представлены в научной работе Т.М. Коростелевой «Становление и тенденции развития дошкольного образования в Республике Беларусь», Концепции Дошкольного образования и программе по ее реализации на 2001-2010 гг. (2000 г.) Впервые в республике по заданию Министерства образования в 1996 - 1998, 2003 гг. при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) социологами Национального института образования изучались проблемы взаимодействия детского сада и семьи в обеспечении качества дошкольного образования детей. Определено реальное положение дел в системе взаимодействия родителей и воспитателей, выявлены положительные и негативные тенденции, намечены ориентиры в разработке новых подходов к работе с семьей в современных условиях. Изучение мотивационно-целевых установок и потребностей родителей в услугах дошкольных учреждений позволило внести корректировки в нормативно-правовые документы, провести дифференциацию сети дошкольных учреждений, исходя из запросов семьи, по видам, типам, профилям, режиму и содержанию работы. Параллельно научным коллективом «Шаг за шагом» разрабатывалась и апробировалась модель «открытого» учебно-воспитательного учреждения, которая была сориентирована на взаимодействие с семьей, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, управленческую деятельность. По итогам работы и апробации новинки независимой экспертной комиссией, в состав которой входили родители, педагоги, медицинские работники, экономисты, управленцы, модель «открытого» дошкольного учреждения была признана перспективной. Во-первых, она рассчитана не только на работу с постоянным контингентом детей и их родителями, но и с временно приходящими, которые пользуются частичными услугами дошкольного учреждения, а также на оказание помощи семье в воспитании детей на дому. Во-вторых, расширение сферы деятельности дошкольных учреждений позволяет привлекать дополнительные источники их финансирования. В-третьих, «открытое» дошкольное учреждение, постепенно превращаясь в психолого-педагогический, культурный центр, охватывает большое количество детей и их родителей профессиональной помощью. Следует заметить, что оригинальная образовательная модель семейного воспитания, дошкольного и начального образования, которая внедряется в республике, - это адаптированный вариант системы организационных форм образования в развитых странах мира. Например, большой популярностью в Англии, США пользуются ясельные центры, которые объединяют дневные ясли и ясельные школы, игровые центры (группы), создаваемые по инициативе и на средства родителей. Специальный комитет из числа родителей отвечает за функционирование игровых групп. Руководители игровых групп проходят специальную подготовку. На одного взрослого в такой группе приходится 8 детей. На добровольные средства в Англии открываются и клубы (группы) матери и ребенка, где вместе с матерью могут находиться дети с двухмесячного возраста. Каждая мать присматривает за своим ребенком, поэтому штатных сотрудников в клубах нет. Главное в таком типе дошкольного учреждения — общение родителей друг с другом и детьми. Популярны в Америке и родительские ясли, где члены семьи работают полдня в совместном воспитательном учреждении или находят другие способы покрытия издержек содержания ребенка в яслях. Здесь дети в возрасте от 2 до 5 лет получают питание и окружены вниманием взрослых. Дошкольные учреждения действуют полдня, полный день и 2 - 3 раза в неделю, ориентируясь на запросы родителей. Разнообразие дошкольных учреждений проявляется не только в их типах, видах, но и в выборе различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Для системы образования Японии характерно получение детьми перед школой хотя бы одногодичной подготовки. Поэтому более 90% детей пятилетнего возраста проходят через дошкольные учреждения (для справки: на 01.09.2002 г. в Республике Беларусь 85,7% детей 5-летнего возраста посещали дошкольные учреждения, из них 92% - в городах). Главным типом дошкольного учреждения считается детский сад с полным и неполным днем пребывания детей. Режим неполного дня пребывания пользуется более высоким спросом у населения. Японские дошкольные учреждения различаются также в зависимости от мировоззренческих или педагогических взглядов, например, буддистского или христианского направления, вальдорфские сады, дошкольные учреждения, работающие по системе М. Монтессори, Ф. Фребеля и др. Развиваются и профильные учреждения с усиленной музыкальной подготовкой или обучением иностранному языку. Есть детские сады репетиторского характера, среди которых особенно популярны сады-эскалаторы, напрямую замыкающиеся на престижные университеты страны. Идеи «неформального воспитания», исключающие прямое воздействие воспитателя на ребенка, разработанные Ф.Фребелем, Р.Штейнером, М.Монтессори, широко используются в деятельности современных дошкольных учреждений Германии. Сегодня в стране детские сады посещают 75% всех детей в возрасте 3 лет и старше. Большинство родителей отдают предпочтение государственным детским садам с неполным рабочим днем. Подготовительные группы, обязательные для детей 5-6 лет, функционируют при детских садах и начальных школах. Одной из лучших систем дошкольного образования мировым сообществом признана французская система воспитания и обучения детей. Первая ступень национального образования во Франции включает материнскую (детский сад) и начальную школы. Материнская, где ребенок с 2 до 6 лет получает необходимое воспитание и дошкольную подготовку, - предмет особого внимания государства и местных властей. Франция занимает первое место по процентному охвату детей системой дошкольного образования. В этой стране практически решена проблема подготовки детей 5-летнего возраста к школе. Чтобы обеспечить преемственность между материнской и начальной школами, введен единый цикл образования: распорядок занятий и календарный план детского сада практически такие же, как и в начальной школе. При этом методы работы с детьми максимально приближены к уровню естественных взаимоотношений в условиях семейного воспитания. Воспитательно-образовательный процесс строится в зависимости от значимости вида деятельности в жизни ребенка (игра, ритмические движения, сопровождаемые музыкой и пением, бытовые навыки, речевая деятельность, первые элементы счета, рисования, чтения и письма). Мы столь подробно рассказали о ведущих системах дошкольного образования в мировой практике, чтобы подчеркнуть, что их анализ позволил внести коррективы в нормативные программно-методические документы и спрогнозировать дальнейшее развитие национальной системы Беларуси. Важным фактором ее развития является массовый охват детей: 69,3 % детей от 1 до 6 лет имеют реальную возможность полноценно развиваться, исходя из своих возрастных и индивидуальных особенностей, в 4241 дошкольном учреждении. В республике сформировалась гибкая, многофункциональная сеть таких учреждений. Родители имеют возможность выбора, получения детьми дополнительных услуг по изучению иностранного языка, обучению хореографии, ритмике, плаванию, игре на музыкальных инструментах, оказанию образовательных и оздоровительных услуг на дому. Особо следует отметить развитие оздоровительных дошкольных учреждений и групп для часто и длительно болеющих детей: если в 1996 году их было 27, то в 2003 - 56. Привлекательным для родителей становится и такой тип учреждения как «Центр развития ребенка», которые начали развиваться с 1995 года и включают не только детский сад, но и школу, внешкольное учреждение. Интересно в этом направлении работают Центры развития ребенка в городах Березино, Узда Минской области, Бобруйске, Могилеве, Гомеле, Гродно и Минске, организуя свою деятельность как с постоянным, так и временным контингентом детей. По желанию родителей на базе Центра создаются компенсирующие группы для детей с особенностями в психофизическом развитии; существуют различные прогрессивные формы консультационных услуг и психолого-педагогической просветительской работы (клубы для родителей, семинары-тренинги, семейные педсоветы и др.). Деятельность Центра строится по типу модели «открытого» детского сада по трем направлениям: • работа с постоянным контингентом детей, организация дополнительных образовательных услуг в развитии у детей склонностей и интересов в музыкальной, изобразительной сфере и др.; • организация работы с детьми и их родителями, которые приходят в сад не на полный день (гибкий режим): группы по подготовке ребенка к поступлению в детский сад, школу, прогулочные, оздоровительные, вечерние и др.; • помощь в воспитании и обучении детей, которые не посещают дошкольные учреждения и находятся дома. В этом случае специалисты по желанию родителей приходят домой и обучают детей игре на музыкальных инструментах, иностранному языку, хореографии, корректируют недостатки в физическом и психическом развитии и т.д. Работа шести Центров в республике в экспериментальном режиме позволила определить основные задачи, особенности организации воспитательно-образовательного процесса с участием педагогов разных специальностей, родителей, а также создать нормативно-правовую базу, которая дает возможность любому региону открыть такие Центры. Главными задачами Центра являются: • апробация и поиск новых организационных, психолого-педагогических форм и методов работы, которые способны обеспечить в рамках гуманистического подхода качественно новый уровень развития дошкольников; • создание условий для самореализации, повышения профессионального уровня педагогов, других специалистов, родителей, желающих развивать общие и специальные способности детей. В индивидуальных программах Центра, которые утверждаются Министерством образования, кроме обязательных требований к содержанию работы с детьми, обозначены дополнительные услуги (платные), которые обеспечивают дифференцированный подход к развитию склонностей и способностей детей и помогают пополнить бюджет дошкольного учреждения. В 90-х годах в Беларуси в силу ряда причин, в том числе и демографических, которые проявляются в резком сокращении рождаемости, на селе стали возникать дошкольные учреждения типа «семейный детский сад» (сад на дому) и «игровые площадки». Игровые площадки открываются по желанию родителей на базе бывших дошкольных учреждений или при школах, клубах. Основная их задача - обеспечить присмотр и уход за детьми, подготовить «пятилеток» к поступлению в школу. Первый опыт создания семейных детских садов (на дому) накоплен в Могилевской, Брестской, Гродненской, Минской областях в местах, где из-за отсутствия или небольшого количества детей дошкольного возраста закрыты типовые детские сады. В семейных детских садах, в зависимости от санитарных норм помещения, педагоги работают с двумя - десятью детьми разного возраста по индивидуальной программе, согласованной с отделом образования. Режим устанавливается по согласованию с родителями. В основном такие сады работают 3-6 часов в день. Широкое распространение в республике получил и такой новый тип учреждения, как детский сад с углубленным направлением в работе, который обеспечивает преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовку ребенка к успешному обучению в начальных (подготовительных) классах при гимназии или школе с эстетическим, театральным, художественным уклоном и углубленным изучением иностранного языка. Основные задачи дошкольного учреждения с углубленным направлением в работе следующие: • ранняя диагностика склонностей и способностей ребенка, создание условий для его разностороннего физического, интеллектуального и личностного развития, эмоционального благополучия, выявление наиболее способных детей; • разработка и использование новых методов в воспитательно-образовательной деятельности в зависимости от запросов семьи, здоровья и интересов ребенка; • взаимодействие с семьей для обеспечения развития личности ребенка, повышения психолого-педагогической культуры родителей, обеспечение принципов создания «открытой» модели детского сада. Первые появившиеся в республике в 1986 г. образовательные учреждения «школа-детский сад» (в Брестской, Витебской областях) открывались в основном в сельской местности по социально-экономическим причинам. В последние годы этот тип | учреждения стал перспективен и для города. Согласно нормативным документам, в настоящее время в системе образования существуют следующие комбинации образовательных учреждений «школа-детский сад»: • ясли-сад - начальная школа; • детский сад - начальная школа; - • детский сад - базовая школа; • детский сад - средняя школа. Цифры свидетельствуют о том, что этот тип интегративного учреждения пользуется спросом у населения, и в будущем, учитывая демографическую ситуацию, он станет одним из перспективных в республике. Если в 1986 г. было 11 школ-детских садов, то сейчас их действует около 400. Возникновение новых типов образовательных учреждений можно считать важным социально-педагогическим явлением. Их педагогическая целесообразность выражается в следующем: • обеспечении преемственности семейного воспитания, до школьного и школьного образования на качественно новом уровне; • реализации специфических возможностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей; • создании благоприятных условий для формирования личности ребенка в «разновозрастном» детском коллективе; • облегчении и сокращении периода адаптации ребенка к новым для него школьным реалиям; • сохранении преемственности в содержании образовательного процесса, что позволяет исключить дублирование программ, ориентироваться на ведущие виды деятельности и устанавливать преемственность между ними; • ориентации на индивидуально-личностную модель общения, которая придает каждому ребенку чувство психологической защищенности; • успешном решении проблем личностного, профессионального, педагогического роста педагогов, родителей, развитие у них способности к саморазвитию и самопроектированию своей деятельности. Время диктует новые парадигмы воспитания и обучения человека, начиная с раннего детства. Каждый ребенок в нашей стране, как и во всех цивилизованных странах мира, должен иметь наилучшее начало своей жизни, получать качественное образование и возможности для разностороннего развития своих способностей, плодотворного участия в жизни общества. В условиях новой образовательной политики, ядром которой является гуманистическая направленность как в содержании образования, так и в формах и методах педагогической деятельности, определена стратегия и практика развития дошкольного образования, которая нашла отражение в Концепции развития дошкольного образования и программе по ее реализации на 2001-2010 гг. В Концепции обоснованно выдвигаются и увязываются две ведущие цели: 1) удовлетворение запросов родителей на образование детей с рождения до 6-7 лет; 2) повышение качества дошкольного образования. Представляется, что именно через удовлетворение образовательных запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка можно выйти и на повышение качества дошкольного образования. С 2001-2002 учебного года во все дошкольные учреждения независимо от их ведомственной подчиненности введен государственный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе», который ориентирован на обеспечение качества развития ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Основными составляющими образовательного стандарта являются: • требования к психолого-педагогическим условиям; • показатели готовности к школе. Основными объектами стандартизации в системе дошкольного образования выступают требования к: • организации образовательного процесса в старшей группе дошкольного учреждения и в подготовительном классе на начальном этапе обучения; • профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений; • профессиональной компетентности учителей начальных классов; • содержанию и организации психологической службы дошкольного и начального образования. Возрастные показатели готовности детей к школьному обучению включают: а) показатели психологической готовности выпускников детского сада к обучению в подготовительном классе; б) показатели специальной подготовки выпускников детского сада к обучению в подготовительном классе. Разработанная система тестов (измерителей) обеспечения текущего контроля качества образования к стандарту «Дошкольное образование. Готовность к школе» позволит в перспективе: • создать основу для обеспечения развития ребенка и защиты его прав на получение качественного дошкольного образования; • разработать основу для объективного мониторинга его качества; • разработать базисные и вариативные программы воспитания и обучения детей до школы, в основе которых лежат стандарты такого образования; • определить основное направления формы и содержания - сотрудничества педагогов и родителей как партнеров, обеспечивающих качественное дошкольное образование детей.
|
|||
|