Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Состояние и тенденции развития



Состояние и тенденции развития

дошкольного образования в Республике Беларусь

 

- Анализ деятельности созданных в постсоветских странах, и в первую очередь в Беларуси, дошкольных учреждений, по­казывает, что они сыграли положительную роль в оказании помощи семье по воспитанию детей, подготовке их к школе и предоставлении возможности профессионального и обществен­ного роста женщине-матери.                                      Однако система, созданная на приоритете общественного (обеспечиваемого государством) воспитания перед семейным, по­степенно привела к самоустранению (частичному или полному) родителей от этой важнейшей заботы, перекладыванию ответ­ственности за изъяны в воспитании детей на учебно-воспита­тельные учреждения. В свою очередь социальные институты, представленные дошкольными учреждениями, школами и т.д., оставаясь для родителей «закрытой» системой образовательно­го учреждения, используя различные формы взаимодействия с семьей, чаще всего выступали в роли «ментора», поучающего родителей, как воспитывать их же собственных детей.

Практически до 90-х гг. прошлого столетия в стране функ­ционировала единообразная система учреждений, представлен­ных такими государственными типами, как ясли, ясли-сад, дет­ский сад, работающими по общей типовой программе. Вместе с тем уже в этих учреждениях развивался разнообразный (дос­тупный для родителей) комплекс услуг, который обеспечивал не только питание, уход, досмотр, обучение, воспитание, раз­витие детей, но и медицинские, физкультурно-оздоровительные услуги. При этом расширение комплекса услуг для детей и их родителей со стороны дошкольного учреждения не привело к увеличению общей платы за их использование. Практически родительская плата за содержание ребенка в процентном отно­шении остается прежней, как в стабильные для республики годы (60% от стоимости питания ребенка в саду). Поэтому не слу­чайно ухудшение социально-экономического положения в стране с 90-х годов привело, с одной стороны, к значительному сокра­щению сети дошкольных учреждений (особенно ведомственной принадлежности), а с другой - к активным поискам механиз­мов преобразования ее в интересах семьи и повышения каче­ства дошкольного образования.

Основанием для осуществления подобных поисков стали как анализ белорусского и зарубежного опыта, так и отече­ственные научно-исследовательские разработки. Первые резуль­таты изучения и оценки сложившихся на национальном уров­не состояния, тенденций, проблем, перспектив развития до­школьного образования были представлены в научной работе Т.М. Коростелевой «Становление и тенденции развития до­школьного образования в Республике Беларусь», Концепции Дошкольного образования и программе по ее реализации на 2001-2010 гг. (2000 г.)

Впервые в республике по заданию Министерства образова­ния в 1996 - 1998, 2003 гг. при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) социологами Национального института обра­зования изучались проблемы взаимодействия детского сада и семьи в обеспечении качества дошкольного образования детей. Определено реальное положение дел в системе взаимодей­ствия родителей и воспитателей, выявлены положительные и негативные тенденции, намечены ориентиры в разработке но­вых подходов к работе с семьей в современных условиях. Изу­чение мотивационно-целевых установок и потребностей роди­телей в услугах дошкольных учреждений позволило внести корректировки в нормативно-правовые документы, провести дифференциацию сети дошкольных учреждений, исходя из за­просов семьи, по видам, типам, профилям, режиму и содержа­нию работы.

Параллельно научным коллективом «Шаг за шагом» раз­рабатывалась и апробировалась модель «открытого» учебно-воспитательного учреждения, которая была сориентирована на взаимодействие с семьей, включение родителей в воспитатель­но-образовательный процесс, управленческую деятельность. По итогам работы и апробации новинки независимой экспертной комиссией, в состав которой входили родители, педагоги, ме­дицинские работники, экономисты, управленцы, модель «от­крытого» дошкольного учреждения была признана перспек­тивной. Во-первых, она рассчитана не только на работу с по­стоянным контингентом детей и их родителями, но и с вре­менно приходящими, которые пользуются частичными услу­гами дошкольного учреждения, а также на оказание помощи семье в воспитании детей на дому. Во-вторых, расширение сфе­ры деятельности дошкольных учреждений позволяет привле­кать дополнительные источники их финансирования. В-треть­их, «открытое» дошкольное учреждение, постепенно превра­щаясь в психолого-педагогический, культурный центр, охва­тывает большое количество детей и их родителей профессио­нальной помощью.

Следует заметить, что оригинальная образовательная мо­дель семейного воспитания, дошкольного и начального образо­вания, которая внедряется в республике, - это адаптированный вариант системы организационных форм образования в разви­тых странах мира. Например, большой популярностью в Анг­лии, США пользуются ясельные центры, которые объединяют дневные ясли и ясельные школы, игровые центры (группы), создаваемые по инициативе и на средства родителей. Специаль­ный комитет из числа родителей отвечает за функционирова­ние игровых групп. Руководители игровых групп проходят спе­циальную подготовку. На одного взрослого в такой группе при­ходится 8 детей. На добровольные средства в Англии открыва­ются и клубы (группы) матери и ребенка, где вместе с матерью могут находиться дети с двухмесячного возраста. Каждая мать присматривает за своим ребенком, поэтому штатных сотрудни­ков в клубах нет. Главное в таком типе дошкольного учрежде­ния — общение родителей друг с другом и детьми.

Популярны в Америке и родительские ясли, где члены се­мьи работают полдня в совместном воспитательном учрежде­нии или находят другие способы покрытия издержек содержа­ния ребенка в яслях. Здесь дети в возрасте от 2 до 5 лет получа­ют питание и окружены вниманием взрослых. Дошкольные учреждения действуют полдня, полный день и 2 - 3 раза в не­делю, ориентируясь на запросы родителей. Разнообразие до­школьных учреждений проявляется не только в их типах, ви­дах, но и в выборе различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для системы образования Японии характерно получение детьми перед школой хотя бы одногодичной подготовки. По­этому более 90% детей пятилетнего возраста проходят через дошкольные учреждения (для справки: на 01.09.2002 г. в Рес­публике Беларусь 85,7% детей 5-летнего возраста посещали дошкольные учреждения, из них 92% - в городах). Главным типом дошкольного учреждения считается детский сад с пол­ным и неполным днем пребывания детей. Режим неполного дня пребывания пользуется более высоким спросом у населения. Японские дошкольные учреждения различаются также в зави­симости от мировоззренческих или педагогических взглядов, например, буддистского или христианского направления, вальдорфские сады, дошкольные учреждения, работающие по сис­теме М. Монтессори, Ф. Фребеля и др. Развиваются и профиль­ные учреждения с усиленной музыкальной подготовкой или обу­чением иностранному языку. Есть детские сады репетиторско­го характера, среди которых особенно популярны сады-эскала­торы, напрямую замыкающиеся на престижные университеты страны. Идеи «неформального воспитания», исключающие прямое воздействие воспитателя на ребенка, разработанные Ф.Фребелем, Р.Штейнером, М.Монтессори, широко используются в де­ятельности современных дошкольных учреждений Германии. Сегодня в стране детские сады посещают 75% всех детей в возрасте 3 лет и старше. Большинство родителей отдают пред­почтение государственным детским садам с неполным рабо­чим днем. Подготовительные группы, обязательные для детей 5-6 лет, функционируют при детских садах и начальных шко­лах.

Одной из лучших систем дошкольного образования миро­вым сообществом признана французская система воспитания и обучения детей. Первая ступень национального образования во Франции включает материнскую (детский сад) и начальную школы. Материнская, где ребенок с 2 до 6 лет получает необхо­димое воспитание и дошкольную подготовку, - предмет особого внимания государства и местных властей.

Франция занимает первое место по процентному охвату де­тей системой дошкольного образования. В этой стране практи­чески решена проблема подготовки детей 5-летнего возраста к школе. Чтобы обеспечить преемственность между материнской и начальной школами, введен единый цикл образования: рас­порядок занятий и календарный план детского сада практичес­ки такие же, как и в начальной школе. При этом методы рабо­ты с детьми максимально приближены к уровню естественных взаимоотношений в условиях семейного воспитания. Воспита­тельно-образовательный процесс  строится в зависимости от зна­чимости вида деятельности в жизни ребенка (игра, ритмичес­кие движения, сопровождаемые музыкой и пением, бытовые навыки, речевая деятельность, первые элементы счета, рисова­ния, чтения и письма).

Мы столь подробно рассказали о ведущих системах до­школьного образования в мировой практике, чтобы подчерк­нуть, что их анализ позволил внести коррективы в норматив­ные программно-методические документы и спрогнозировать дальнейшее развитие национальной системы Беларуси.

Важным фактором ее развития является массовый охват детей: 69,3 % детей от 1 до 6 лет имеют реальную возможность полноценно развиваться, исходя из своих возрастных и инди­видуальных особенностей, в 4241 дошкольном учреждении.

В республике сформировалась гибкая, многофункциональ­ная сеть таких учреждений. Родители имеют возможность вы­бора, получения детьми дополнительных услуг по изучению ино­странного языка, обучению хореографии, ритмике, плаванию, игре на музыкальных инструментах, оказанию образователь­ных и оздоровительных услуг на дому. Особо следует отметить развитие оздоровительных дошкольных учреждений и групп для часто и длительно болеющих детей: если в 1996 году их было 27, то в 2003 - 56.

Привлекательным для родителей становится и такой тип учреждения как «Центр развития ребенка», которые начали развиваться с 1995 года и включают не только детский сад, но и школу, внешкольное учреждение. Интересно в этом направ­лении работают Центры развития ребенка в городах Березино, Узда Минской области, Бобруйске, Могилеве, Гомеле, Гродно и Минске, организуя свою деятельность как с постоянным, так и временным контингентом детей.

По желанию родителей на базе Центра создаются компен­сирующие группы для детей с особенностями в психофизичес­ком развитии; существуют различные прогрессивные формы консультационных услуг и психолого-педагогической просве­тительской работы (клубы для родителей, семинары-тренинги, семейные педсоветы и др.).

Деятельность Центра строится по типу модели «открыто­го» детского сада по трем направлениям:

• работа с постоянным контингентом детей, организация дополнительных образовательных услуг в развитии у де­тей склонностей и интересов в музыкальной, изобрази­тельной сфере и др.;

• организация работы с детьми и их родителями, которые приходят в сад не на полный день (гибкий режим): груп­пы по подготовке ребенка к поступлению в детский сад, школу, прогулочные, оздоровительные, вечерние и др.;

• помощь в воспитании и обучении детей, которые не по­сещают дошкольные учреждения и находятся дома. В этом случае специалисты по желанию родителей прихо­дят домой и обучают детей игре на музыкальных инст­рументах, иностранному языку, хореографии, коррек­тируют недостатки в физическом и психическом разви­тии и т.д.

Работа шести Центров в республике в экспериментальном режиме позволила определить основные задачи, особенности организации воспитательно-образовательного процесса с учас­тием педагогов разных специальностей, родителей, а также со­здать нормативно-правовую базу, которая дает возможность любому региону открыть такие Центры. Главными задачами Центра являются:

 • апробация и поиск новых организационных, психолого-педагогических форм и методов работы, которые способ­ны обеспечить в рамках гуманистического подхода каче­ственно новый уровень развития дошкольников;

• создание условий для самореализации, повышения про­фессионального уровня педагогов, других специалистов, родителей, желающих развивать общие и специальные способности детей.

В индивидуальных программах Центра, которые утвержда­ются Министерством образования, кроме обязательных требо­ваний к содержанию работы с детьми, обозначены дополнитель­ные услуги (платные), которые обеспечивают дифференциро­ванный подход к развитию склонностей и способностей детей и помогают пополнить бюджет дошкольного учреждения.

В 90-х годах в Беларуси в силу ряда причин, в том числе и демографических, которые проявляются в резком сокращении рождаемости, на селе стали возникать дошкольные учрежде­ния типа «семейный детский сад» (сад на дому) и «игровые площадки».

Игровые площадки открываются по желанию родителей на базе бывших дошкольных учреждений или при школах, клу­бах. Основная их задача - обеспечить присмотр и уход за деть­ми, подготовить «пятилеток» к поступлению в школу.

Первый опыт создания семейных детских садов (на дому) накоплен в Могилевской, Брестской, Гродненской, Минской областях в местах, где из-за отсутствия или небольшого коли­чества детей дошкольного возраста закрыты типовые детские сады. В семейных детских садах, в зависимости от санитарных норм помещения, педагоги работают с двумя - десятью детьми разного возраста по индивидуальной программе, согласован­ной с отделом образования. Режим устанавливается по согласо­ванию с родителями. В основном такие сады работают 3-6 ча­сов в день.        

Широкое распространение в республике получил и такой новый тип учреждения, как детский сад с углубленным направ­лением в работе, который обеспечивает преемственность в обра­зовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовку ребенка к успешному обучению в начальных (под­готовительных) классах при гимназии или школе с эстетичес­ким, театральным, художественным уклоном и углубленным изучением иностранного языка.

Основные задачи дошкольного учреждения с углубленным направлением в работе следующие:

• ранняя диагностика склонностей и способностей ребенка, создание условий для его разностороннего физического, интеллектуального и личностного развития, эмоциональ­ного благополучия, выявление наиболее способных детей;

• разработка и использование новых методов в воспитатель­но-образовательной деятельности в зависимости от зап­росов семьи, здоровья и интересов ребенка;

• взаимодействие с семьей для обеспечения развития лич­ности ребенка, повышения психолого-педагогической культуры родителей, обеспечение принципов создания «открытой» модели детского сада.

Первые появившиеся в республике в 1986 г. образователь­ные учреждения «школа-детский сад» (в Брестской, Витебской областях) открывались в основном в сельской местности по со­циально-экономическим причинам. В последние годы этот тип | учреждения стал перспективен и для города. Согласно норма­тивным документам, в настоящее время в системе образования существуют следующие комбинации образовательных учрежде­ний «школа-детский сад»:

• ясли-сад - начальная школа;

• детский сад - начальная школа; -       

• детский сад - базовая школа;

• детский сад - средняя школа.

Цифры свидетельствуют о том, что этот тип интегративного учреждения пользуется спросом у населения, и в будущем, учитывая демографическую ситуацию, он станет одним из пер­спективных в республике. Если в 1986 г. было 11 школ-дет­ских садов, то сейчас их действует около 400.

Возникновение новых типов образовательных учреждений можно считать важным социально-педагогическим явлением. Их педагогическая целесообразность выражается в следующем:

• обеспечении преемственности семейного воспитания, до школьного и школьного образования на качественно новом уровне;

• реализации специфических возможностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;

• создании благоприятных условий для формирования личности ребенка в «разновозрастном» детском коллективе;

• облегчении и сокращении периода адаптации ребенка к новым для него школьным реалиям;

• сохранении преемственности в содержании образовательного процесса, что позволяет исключить дублирование программ, ориентироваться на ведущие виды деятельности и устанавливать преемственность между ними;

• ориентации на индивидуально-личностную модель общения, которая придает каждому ребенку чувство психологической защищенности;

• успешном решении проблем личностного, профессионального, педагогического роста педагогов, родителей, развитие у них способности к саморазвитию и самопроектированию своей деятельности.

Время диктует новые парадигмы воспитания и обучения человека, начиная с раннего детства. Каждый ребенок в нашей стране, как и во всех цивилизованных странах мира, должен иметь наилучшее начало своей жизни, получать качественное образование и возможности для разностороннего развития сво­их способностей, плодотворного участия в жизни общества.

В условиях новой образовательной политики, ядром кото­рой является гуманистическая направленность как в содержа­нии образования, так и в формах и методах педагогической деятельности, определена стратегия и практика развития дош­кольного образования, которая нашла отражение в Концепции развития дошкольного образования и программе по ее реализа­ции на 2001-2010 гг.

В Концепции обоснованно выдвигаются и увязываются две ведущие цели:

1) удовлетворение запросов родителей на образование детей

с рождения до 6-7 лет;

2) повышение качества дошкольного образования.

 Представляется, что именно через удовлетворение образо­вательных запросов родителей на развитие, обучение и воспи­тание их ребенка можно выйти и на повышение качества дошкольного образования. С 2001-2002 учебного года во все до­школьные учреждения независимо от их ведомственной подчи­ненности введен государственный стандарт «Дошкольное обра­зование. Готовность к школе», который ориентирован на обес­печение качества развития ребенка с учетом его индивидуаль­ных и возрастных особенностей. Основными составляющими образовательного стандарта являются:

• требования к психолого-педагогическим условиям;

• показатели готовности к школе.

Основными объектами стандартизации в системе дошколь­ного образования выступают требования к:

• организации образовательного процесса в старшей группе дошкольного учреждения и в подготовительном классе на начальном этапе обучения;

• профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений;

• профессиональной компетентности учителей начальных классов;

• содержанию и организации психологической службы до­школьного и начального образования.

Возрастные показатели готовности детей к школьному обу­чению включают:

а) показатели психологической готовности выпускников детского сада к обучению в подготовительном классе;

б) показатели специальной подготовки выпускников детского сада к обучению в подготовительном классе. Разработанная система тестов (измерителей) обеспечения текущего контроля качества образования к стандарту «До­школьное образование. Готовность к школе» позволит в перс­пективе:

• создать основу для обеспечения развития ребенка и защи­ты его прав на получение качественного дошкольного образования;

• разработать основу для объективного мониторинга его качества;

• разработать базисные и вариативные программы воспита­ния и обучения детей до школы, в основе которых лежат стандарты такого образования;

• определить основное направления формы и содержания - сотрудничества педагогов и родителей как партнеров, обес­печивающих качественное дошкольное образование детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.