|
|||
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельностьЗаконные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Данную тему о законных требованиях должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, я считаю необходимым рассмотреть исходя из об отдельных вопросах нормативно-правового регулирования оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» и практики его проведения. Но в первую очередь нужно сказать, что должностное лицо органа, осуществляющего ОРД подразумевает такое понятие, как: участник ОРД, наделенный властными полномочиями (включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящиеся в его непосредственном или прямом подчинении), находящийся под защитой государства, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет непосредственно ОРД либо контролирует ее. Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, является представителем власти, его деятельность имеет публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств. Властные полномочия могут использоваться постоянно (например, оперативным сотрудником – сотрудником уголовного розыска), временно или по специальному полномочию. Специальное полномочие означает, что лицо реализует функции представителя власти, возложенные на него федеральным законом (например, стажеры ОВД, ФСБ России и т. п.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом; эти функции осуществляются в течение определенного периода или одноразово либо могут совмещаться с основной работой (дружинник и др.). Должностных лиц, осуществляющих ОРД, делят на две группы: 1) осуществляющих ОРД; 2) контролирующих ее. В первой группе выделяют должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД: а) в полной мере (штатные оперативные сотрудники, которые работают с лицами, оказывающими содействие ОРО); б) не в полной мере или частично (штатные сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО, внештатные оперативные работники, должностные лица органов дознания (ст. 40 УПК РФ[1]) и др.). Ко второй группе относят должностных лиц, которые осуществляют контроль внутри конкретного ОРО, – это сотрудники инспектирующих подразделений и руководители ОРО. Основным должностным лицом, непосредственно осуществляющим ОРД, является оперативный сотрудник. Оперативный сотрудник (другие названия – оперативный работник, оперативник, сыщик) – это состоящее в штате оперативного подразделения органа определенного федерального министерства или службы, непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством. Оперативных сотрудников (работников) можно классифицировать по следующим основаниям: а) по принадлежности к соответствующему оперативно-розыскному отделу: оперативники ОВД (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и т. п.); органов ФТС России (сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и розыска, по борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды и т. п.) и т.д. Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативные сотрудники согласно нормам Закона об ОРД обладают равными полномочиями в ОРД; б) по объему предоставленных полномочий различают руководителей и исполнителей (оперативников); в) по характеру проведения ОРМ различают: оперативников, работающих в основном с агентами; осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно выявляющих преступления и ищущих лиц, их совершивших; сотрудников оперативно-поисковых подразделений (наружного наблюдения); сотрудников оперативно-технических подразделений; сотрудников оперативно-аналитических подразделений и др.[2] Законом об ОРД на оперативников возлагаются обязанности и им предоставляются права для достижения целей ОРД и решения ее задач, а именно: – при проведении ОРМ должно обеспечиваться соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; – соблюдать запрет: а) проводить ОРМ в интересах какой-либо партии, общественного и религиозного объединения; б) принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партиях, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; в) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; г) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); д) фальсифицировать результаты ОРД – искажать фактические данные, полученные в результате ОРД (например, искажение или уничтожение определенных материалов видеонаблюдения); это может послужить основанием для возбуждения в отношении их уголовного дела о преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 303 УК РФ[3]; – решать задачи ОРД посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе; – подчиняться в ходе ОРМ только непосредственному и прямому начальнику; при получении приказа или указания, противоречащего закону, руководствоваться законом; – внедряться негласно в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО; – использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность; – не соблюдать ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции»[4] и ст. 17, 18, 20 и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[5], если таковые препятствуют осуществлению оперативным сотрудником ОРД (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции»[6]). Таким образом, можно сказать, что, проще говоря – оперативник обладает совокупностью прав, гарантированных государством, которые соотносятся с правами оперативно-розыскного отдела. Возвращаясь к поставленной цели, а также задаче необходимо рассмотреть регулирование такого оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) как «наведение справок». Так, можно заметить, что в практике проведения данного ОРМ возникали случаи, когда физические или юридические лица обращались в органы по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, указывая на незаконность подобного рода действий со стороны оперативных подразделений. Представляется, что для исключения подобного рода ситуаций при проведении ОРМ «наведение справок» инициаторы мероприятий обязаны соблюдать требования законности, обоснованности и мотивированности.[7] Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции (в том числе на проведение ОРМ), исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (ч. 1 ст. 1), основных направлений деятельности полиции (ст. 2) и ее обязанностей (ст. 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей, в связи с чем законность запроса обеспечивается его визированием руководителем подразделения в рамках наделенного права ведомственного контроля. Обоснованность и мотивированность запроса должна обеспечиваться пояснением причин, предмета, целей и мотивов запроса (с соблюдением принципа конспирации), чтобы адресат мог сделать однозначный вывод о том, какую информацию просят предоставить. Кроме того, требование об указании целей проведения гласных мероприятий закреплено в ведомственных нормативно-правовых актах. Положения ФЗ «Об ОРД» не устанавливают ограничений по порядку проведения ОРМ «наведение справок», однако предусмотрен особый порядок получения сведений, составляющих налоговую, банковскую, коммерческую, врачебную тайну. В этом случае данное ОРМ осуществляется уполномоченными руководителями, правомочными на осуществление ОРД в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Законодателем установлен правовой механизм реализации оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и «наведения справок»[8]. Итак, переходя к выводу работы, стоит отметить такое важное положение, которое регламентируется ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[9]: законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
|
|||
|