|
|||
Порядок работы со скороговоркамиПорядок работы со скороговорками Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с». · Шла Саша по шоссе и сосала сушку. · Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. · У Сени и Сани в сенях сом с усами. · Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша. Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»: · Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет. · В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля. · Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. · Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»: · Лилии полили ли, иль увяли лилии? · На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора! · Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв. · Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели. · Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной! Скорость произношения скороговорок Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос. Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.
|
|||
|