Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





То, что рассказал Юсуф (мир ему) своему народу о грядущем царе-угнетателе и о его свержении, о времени рождения Мусы (мир ему) передастся в книге «Араис».



Юсуф (мир ему), вода, до тех пор бывшая соленой, стала сладкой, и смогла заменить ему пищу. Юсуф (мир ему) провел в колодце трое или четверо суток. Все это время его оберегал ангел Джабраил (мир ему). Как Всевышний спас Ибрахима (мир ему) в огне, так и Юсуф (мир ему) был спасен благодаря камню, который выступал из воды. Глубина колодца составляла четыреста локтей. Передают, что он был вырыт сыном Нуха (мир ему)-Самом. Путники набирали из него воду. Так сказано в «Бадаи’у ззухуре».

На следующий день братья пришли посмотреть, жив ли он еще, и когда узнали, что жив, хотели закидать его камнями. Но Яхуз пригрозил им, что расскажет обо всем отцу, и они ушли обратно, оставив Юсуфа (мир ему) в живых.

Подошедший путник опустил в колодец черпак. Юсуф (мир ему) крепко схватился за веревку, к которой был прикреплен черпак, и выбрался оттуда. Путник очень обрадовался, увидев его, и вместе с ним быстро пошел догонять своих. Он не рассказал никому о том, что нашел мальчика в колодце, сказав, что его ему подарили. Когда Яхуз принес Юсуфу (мир ему) еду, он не нашел его и узнал о том, что его забрали с собой путники.

Яхуз вместе с братьями отправился на поиски Юсуфа (мир ему). Путники в это время были уже в Египте, где братья и нашли Юсуфа (мир ему). Они скрыли от путников истину, сказав, что это их беглый раб. Малик (так звали человека, который помог Юсуфу (мир ему) выбраться из колодца) попросил продать его ему, на что братья и согласились. Когда-то Юсуф (мир ему), посмотрев в зеркало, поразился своей красоте и подумал, что если бы он был рабом, никто не смог бы купить его за деньги, так высока была бы его цена. Аллах не приемлет самодовольства, и за это он был уподоблен беглым рабам и продан братьями за бесценок. Еще раз повторюсь, у пророков не бывает грехов, они ма’сумы (сохраненные от грехов), их поступки только относительны и случаются для назидания людям.

Когда прибыли в Египет, на Юсуфа (мир ему) одели богатую одежду и украшения, и тот, кто видел его прекрасное лицо, мог засомневаться в том, человек ли он. Малик захотел его продать, и ему было ясно: какую бы цену он ни установил, за Юсуфа (мир ему) ее дадут. За него дали бы серебро, миск (благовония), шелк с его собственный вес. Его купил визирь египетского царя, в доме которого Юсуф (мир ему) прожил семь лет. Он с каждым днем становился все красивее, и его можно было сравнить с полноликой луной. Имя того визиря было Китфир, а люди называли его Азизом, и была у Азиза жена – Зулайха. Красота Юсуфа (мир ему) свела Зулайху с ума. Юсуф (мир ему) не вступил в связь с женой Азиза, так как забота Создателя окружала его. Перед ним встал образ отца, кусающего пальцы. (Есть другая версия, что явившийся ему отец ударил его в грудь). Джабраил (мир ему) убедил его не поддаваться соблазнам Зулайхи, сказав, что в противном случае Аллах вычеркнет его из числа пророков. Когда Зулайха захотела соблазнить его, Юсуф (мир ему) поспешил выйти. Но Зулайха схватила его сзади за рубашку, и она порвалась. Азиз застал их в этот момент. Семидневный ребенок из своей колыбели (у Зулайхи детей не было, это был ребенок ее тети), обращаясь к Азизу, четко сказал: «Чтобы узнать, кто прав – Юсуф или Зулайха, обрати внимание па порванную рубашку». Обнаружив, что рубашка порвана сзади, Азиз раскрыл коварство Зулайхи, с помощью Аллаха он узнал о порядочности Юсуфа (мир ему). Но коварство женщин велико, и Зулайха, не смотря ни на что, хотела обвинить Юсуфа (мир ему). С помощью Справедливого Господина Аллаха Азиз понял, что Юсуф (мир ему) чист. Но Зулайха не утратила тайного любовного чувства к Юсуфу (мир ему). После того случая женщины начали плохо отзываться о ней. И тогда Зулайха собрала жен всех визирей, дала в руки каждой нож и лимон и поручила им нарезать лимоны, когда придет Юсуф (мир ему), и дать ему. Юсуфу же (мир ему) было наказано пройтись перед вставшими в ряд женщинами. Когда он в шелковом одеянии и в украшенной драгоценными камнями короне прошел перед женщинами, у них затемнился разум. Они засомневались: человек это или ангел. Девять из сорока женщин скончались оттого, что вместо лимона порезали свои руки. Затем Зулайха пригрозила Юсуфу (мир ему), что он окажется в тюрьме, если не выполнит ее желания. Юсуф (мир ему) попросил Аллаха о помощи и спасении от ее коварства. Он предпочел попасть в тюрьму, нежели вызвать своим поведением гнев Всевышнего. И, обеспокоенный сплетнями, муж Зулайхи отправил его в тюрьму.

Слова Всевышнего не бывают напрасными, они всегда являются сутью полезного предостережения. Шариат не требует ничего с потерявших рассудок. Если человек пленен чем-либо, он не может думать о другом. История о женщинах и о Зулайхе – не сказка, а быль, о которой упомянуто и в Коране. Плененные красотой Юсуфа (мир ему), порезав руки женщины не почувствовали боли, даже как от маленькой занозы. По возвращении домой они звали Юсуфа (мир ему), и, хотя терпели из-за этого побои мужей, они не переставали повторять имя Юсуфа (мир ему). Если даже о людской страстной любви свидетельствует Коран, кто же может передать силу страстной любви вали к Аллаху, от которой все остальное забывается?

После того, как Юсуфа (мир ему) заключили в тюрьму, Зулайха совсем зачахла. Перестав есть, пить и спать, она походила на мертвую. А Юсуф (мир ему) даже не замечал, что сн в темнице. Временами к нему приходил ангел Джабраил (мир ему) и говорил ему, что он выйдет оттуда и станет царем. Однажды он принес Юсуфу (мир ему) райский жемчуг и заставил проглотить его, в результате чего Юсуф (мир ему) научился толковать сны. После этого он еще больше прославился среди узников. Всевышный одарил его наукой толкования снов. У него был большой талант проповедовать и наставлять людей.

У египетского царя по имени Раян был в Йемене враг, который ему завидовал. Он договорился с двумя слугами, которые носили царю воду и готовили ему еду, чтобы они за большое вознаграждение добавили в его еду яд. Слуги стали сплетничать друг о друге из жадности, каждый хотел сам получить все вознаграждение. Повар сказал царю, что тот, кто приносит питье, хочет отравить его. А тот, кто приносил питье, тоже доложил царю, будто бы повар хочет сделать тоже самое. Так они выдали друг друга, и царь повелел арестовать обоих. Таким образом, они оказались в темнице вместе с Юсуфом (мир ему) и познакомились с ним. Водонос, увидел во сне, будто бы он принес царю виноградный напиток. Когда он рассказал об этом Юсуфу (мир ему), он растолковал его сон, сказав, что тот скоро выйдет на свободу. Так оно потом и случилось.

Затем к Юсуфу (мир ему) пришел повар и стал посмеиваться над ним, рассказывая сон, которого он вовсе и не видел: «Я видел, как птицы ели хлеб, испеченный мною, с моей головы». Юсуф (мир ему) растолковал его сон так: «Ты выйдешь на волю и будешь повешен, а мозг твой склюют птицы». Такое толкование очень обеспокоило его, и он признался в том, что этот сон он выдумал сам. Но Юсуф (мир ему) сказал, что в любом случае это с ним произойдет. На третий же день повара выпустили и все предсказанное Юсуфом (мир ему) сбылось. После этого царь издал приказ выпустить того слугу, который носил ему питье, простил его и разрешил вернуться на свою работу.

Юсуф (мир ему) попросил его напомнить царю о том, что ни в чем не повинный юноша томится в темнице. Всевышний наказал его за то, что он возложил надежду на иного, кроме Него, и задержал его в темнице еще на семь лет, в соответствии с количеством букв в слове «Узкурни» – «Упомяни обо мне». В Коране нет аята, запрещающего просить другого о помощи, но каждый мусульманин должен помнить о том, что Всевышний, Создатель причин, и только Он находит выход из всех трудных ситуаций. Он руководит действиями своих рабов, например, одного Он вынуждает просить, а другого – давать. Просящий и дающий -оба немощны, они могут осуществить задуманное только с помощью Всевышнего Аллаха. Поэтому, в действительности, все происходит только по Его воле. Поэтому Аллах, чтобы убедить нас в беспомощности человека, привел в пример Юсуфа (мир ему), ниспослав соответствующий аят Корана. Тот, кто разумеет, никогда не уподобит творение Аллаха Его Создателю. Когда настало время освобождения Юсуфа (мир ему), с радостной вестью об этом к нему спустился ангел Джабраил (мир ему). Он сообщил ему о том, что Раян пригласит его для толкования сна, и это явится причиной его освобождения.

Раян увидел во сне, будто бы земля поглотила реку Нил, оттуда вышли семь тучных коров, затем вышли семь тощих и съели тех предыдущих. Потом он увидел, будто бы на поле пшеницы выросло семь зеленых и семь желтых колосьев, но они в тот же час высохли. Раян проснулся в испуге и приказал созвать всех толкователей снов, но они не сумели растолковать его сон. На следующее утро царь начисто забыл сон, и среди тех, кому он про него говорил, не нашлось человека, который бы помнил о нем.

Тот юноша, которого Юсуф (мир ему) просил напомнить царю о себе, вспомнил про его просьбу (через семь лет. -прим. пер.) и рассказал царю о том, как Юсуф (мир ему) растолковал в темнице его сон. Царь отправил юношу за ним и обещал сделать Юсуфа (мир ему) визирем в том случае, если он сумеет вспомнить его сон. Когда юноша рассказал Юсуфу (мир ему) о том, что царь забыл увиденный им сон, и что необходимо его вспомнить, он в мельчайших подробностях пересказал сон царя. Раян очень удивился, узнав об этом. Он отправил со своими людьми коня и золотую корону для Юсуфа (мир ему), но он отказался выйти на свободу, пока народ не убедится в его невиновности. Когда огорченные отказом визири царя уходили обратно, он поведал им о своем желании узнать, истинны ли слухи о женщинах, которые из-за него перерезали себе руки. Он попросил спросить об этом царя. Царь собрал женщин, вызвал к себе Зулайху. спросил об их отношении к Юсуфу (мир ему), и выслушал их ответ. Женщины сказали, что от Юсуфа (мир ему) плохого никогда не видели. А Зулайха оправдала Юсуфа (мир ему), признавшись в своей вине. Когда Зулайха и женщины сказали правду и после того, как народ узнал о том, что он чист, Юсуф (мир ему) согласился встретиться с царем. Всем было тягостно расставаться с ним. Узники плакали, так как он был им как отец маленьким детям. Он же сделал им ду’а, попрощался со всеми и на дверях тюрьмы написал: «Хазакабру-ль-ахьяи». (это могила живых).

Правдивый Юсуф (мир ему) вместе с эмирами и визирями прибыл во дворец Раяна. Юсуф (мир ему) поздоровался с ним на арабском языке. Тот спросил: «Какой это язык?» Юсуф (мир ему) ответил, что это язык Исмаила, сына дяди Ибрахима (мир им). Царь с большим почтением посадил его рядом с собой и спросил: «Кто ты?» Ответ был таков: «Меня зовут Юсуф, отец мой – Якуб, отец .Я куба – Исхак, сын Ибрахима» (мир им). «Кто же тебя посадил в темницу?» – спросил царь. «Зулайха», – ответил он и рассказал обо всем случившемся. Когда царь спросил о смысле его сна, Юсуф (мир ему) ответил: «Ожидаются семь высокоурожайных лет, а в последующие семь лет будет засуха и голод». Царь поинтересовался, кто же Юсуфу (мир ему) рассказал о его сне и его значении. Юсуф (мир ему) рассказал, что все это он узнал от ангела Джабраила (мир ему). Царя поразила красота Юсуфа (мир ему), его ум, красноречие и правдивость. Поскольку он уже узнал об ожидаемом семилетнем голоде, Раян спросил у Юсуфа (мир ему) совета, как быть. Юсуф {мир ему) посоветовал ему в первые семь лет возделывать все земли, и в колосьях же сохранить лишнее зерно. Когда царь задумался о том, кому бы поручить посевные работы, Юсуф (мир ему) взял это на себя, и царь с радостью согласился. Царь уволил Китфира, назначил вместо него Юсуфа (мир ему) для правления народом, и все подчинились ему. В это время ему было тридцать лет, в Египте он установил порядок и справедливость, известные во всем мире. Он приказал народу обработать для посева все земли, в результате чего ни в горах, ни в ущельях не осталось необработанного клочка земли. Пятую часть урожая отдавали на хранение, и таким образом за урожайные годы все хранилища наполнились зерном.

Вскоре началась ожидаемая засуха, и среди египтян распространился голод. В первую очередь голод ощутил царь, он проснулся с криком о том, что он голоден. Когда повар пришел к нему с едой, Раян удивился: как узнали о том, что он голоден? Тот ответил: «Юсуф сказал». Тогда Раян еще раз удивился тайным знаниям Юсуфа (мир ему). Сколько бы ни ел, царь не мог насытиться. А когда Юсуф (мир ему) провел рукой по его животу, ему стало лучше. Все люди Египта тоже стали ненасытными. Спаси Аллах умму Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) от голода и ненасытности.

Когда в Египте начался голод, и отперли двери зернохранилищ, стали продавать зерно за золото и серебро. Все золото и серебро богатых и бедных собралось у Юсуфа (мир ему). Чтобы купить зерно, во второй год продавали жемчуг, в третий – скот, в четвертый год зерно приобретали за счет продажи рабов, в пятый год продавали земельные участки, все территории египтян перешли во владения Юсуфа (мир ему). А на шестом году на зерно стали менять детей, жен. На седьмой год египетские мужчины стали продавать себя Юсуфу (мир ему) в рабство за хлеб. Впоследствии все сады и поля, скот и драгоценности стали его собственностью, а мужчины и женщины стали его рабами. За эти семь лет пророк Юсуф (мир ему) ни разу не поел досыта. Он боялся забыть про голодающих, ибо в народе говорится, что «сытый голодного не разумеет». Он даже приказал слуге царя давать Раяну есть только раз в сутки – в обед. От того, что повеления Юсуфа (мир ему) придерживался и он сам, Раян согласился с ним, и Юсуф (мир ему) научил его на своем примере, как должен правитель относиться к подданным.

Юсуф (мир ему) спросил царя о том, какими он находит эти порядки, в ответ царь выразил свое согласие с ним во всем. Тогда Юсуф (мир ему) сказал ему, что освобождает египетский народ ради Аллаха, и при его свидетельстве вернул египтянам их имущество. Хотя Аллах сделал Юсуфа (мир ему) царем, он не заботился об имуществе даже как раб, и хотя у него была возможность есть все, что угодно, Юсуф (мир ему) не стал угождать пафсу.

К этому времени мужа Зулайхи не было в живых, вскоре после смещения он умер, а сама Зулайха стала отшельницей. Она изменилась до неузнаваемости: потеряла зрение, очень состарилась, лишилась всего богатства. Но, когда она услышала рассказы о Юсуфе (мир ему), к ней вернулась былая любовь, которая с каждым днем усиливалась. Отшельничество ей надоело, она уже теряла всякое терпение и решила построить шалаш у дороги, по которой ходил Юсуф (мир ему).

Однажды, обращаясь к идолу, которому служила, Зулайха стала его ругать: «Ах, чтоб ты унизился. Как ты не сжалишься над моей старостью? С этого дня ты мне вообще не нужен!» И с этого дня она перестала служить ему. Она уверовала в Творца и стала молиться Ему утром и вечером.

Пророк Юсуф (мир ему) иногда ездил верхом, и по ржанию его коня люди узнавали о его прибытии. Тогда люди собирались, чтобы взглянуть на него. Зулайха тоже вышла посмотреть, услышав ржание коня и увидела его.

Увидев Юсуфа (мир ему), она вспомнила свою любовь и вскрикнула: «О, Делающий покорных себе рабов царями, и рабами – жестоких царей!» Услышав такой красивый сифат (атрибут) Аллаха, Юсуф (мир ему) очень растрогался, смутился пред Дарующим и расплакался, вспомнив Его блага.

Юсуф (мир ему) повторно оглянулся и, увидев Зулайху, сжалился над ней и поручил слуге исполнить ее пожелание. Но Зулайха сказала, что ее просьбу может исполнить только Юсуф (мир ему). Вернувшись домой. Юсуф (мир ему) спросил слугу, что случились со старушкой. Слуга передал, что она сказала, что у нее нет других желаний, кроме как увидеть его. Он поручил слуге привести ее к нему. Когда пришла она поприветствовала его, Юсуф (мир ему) ответил на ее приветствие, и мягко стал спрашивать о ее нужде. А когда Зулайха сказала: «Как же быстро ты меня забыл…», Юсуф (мир ему) задумался и удивленно спросил: «Кто ты?» Она назвала свое имя, и Юсуф (мир ему) строго спросил: «Где же твоя былая красота и богатство?» Ответ был таков: «Все это у меня отобрал Тот, Кто выпустил тебя из темницы и сделал царем». Когда он во второй раз спросил о том, что же ей нужно, Зулайха заставила его пообещать выполнить ее просьбу. Юсуф (мир ему) дал обещание, и она высказала три просьбы ко Всевышнему. Первая ее просьба была вернуть зрение, которое она потеряла из-за постоянных слез по Юсуфу (мир ему). Вторая -снова стать молодой. Эти просьбы Зулайхи Юсуф (мир ему) повторил перед Всевышним, мольба его была принята Им, в результате чего Зулайха помолодела и прозрела. «А теперь женись на мне – это третья моя просьба», – сказала она, и Юсуф (мир ему)’ от неожиданности смутился. В это время к нему спустился Джабраил (мир ему). Он в первую очередь передал Юсуфу (мир ему) салам Всевышнего, потом сказал, чтобы исполнил желание Зулейхи и что Всевышний Аллах сделал Зулайху его женой на этом и на том свете и повелел жениться на ней. Сыграли пышную свадьбу. Ангелы спустились к Юсуфу (мир ему), чтобы выразить радость по поводу его женитьбы на Зулайхе.

Служанки Юсуфа (мир ему) нарядили Зулайху в красивые одежды, браслеты и серьги. Затем Юсуф (мир ему) пошел к ней и напомнил Зулайхе о том, что было между ними. Юсуф (мир ему) спросил; «Не лучше ли так, по сравнению с тем, чего ты хотела тогда?» «О, друг мой, не обвиняй меня», – ответила невеста без гордыни и рассказала ему обо всем, когда они уединились. Говорят, что Зулайхе, когда она выходила замуж за Юсуфа (мир ему), было девяносто лет. У них родилась двойня, два сына: Афрайим и Манша. Любовь Юсуфа (мир ему) к Зулайхе была столь велика, что он не мог оставаться без нее. Всю любовь, которую Зулайха испытывала к Юсуфу (мир ему), Аллах переложил в его сердце. А ее относительную любовь к Юсуфу (мир ему) Аллах превратил в абсолютную любовь к Себе, и она от любви к Юсуфу (мир ему) забыла обо всем, кроме Всевышнего. Как-то раз, когда она убегала от Юсуфа (мир ему), он схватил ее за платье, и оно порвалось… Зулайха сказала, что пусть это будет за то, что когда-то она порвала рубашку Юсуфа (мир ему).

В браке с Юсуфом (мир ему) Зулайха прожила сорок лет. После ее смерти осталось трое детей: два сына и одна дочь. Юсуф же после смерти Зулайхи больше ни на ком не женился. Он до старости был царем и умер в сто двадцать лет.

Говорят, что Юсуф (мир ему) положил начало инженерной науке. Также до него не знали, что зерно лучше хранится не обмолоченным, в колосьях. Он вычислил дебет волы Нила и при нем прорыли канал от Нила до долины «Фаюм» за семьдесят дней. В конце этого канала построили мельницы. Когда Раян и его визири отправились посмотреть, как идет строительство канала, они очень удивились, что работы уже завершены, поскольку обычно на это требовалось не меньше тысячи дней. Исходя из слов «альфа явмин», что означает «тысяча дней», эту долину назвали Фаюм. Там возвели великолепный, величественный город. Юсуфу (мир ему) было ниспослано вахью об этом. Первым, кому Всевышний дал науку о толковании снов, тоже является пророк Юсуф (мир ему). О том, что родоначальником толкований снов был Юсуф (мир ему), говорит Кисаи.

Когда Юсуф (мир ему) узнал, что все, данное ему Всевышним – царство по всему миру, уважение в народе – не вечно, он возлюбил вечный Рай. Он попросил Аллаха послать ему смерть, чего не сделал ни один другой пророк. Он пожелал того, что описывается в Коране, чего избегают и боятся люди. Когда приблизился смертный час, он собрал всех сынов иераилевых, рассказал им, что получил веление Всевышнего, и что ему уготован Рай. Затем народ, выражая свою обеспокоенность тем, что Юсуф (мир ему) покидает их, спросил: «Кто же будет заботиться о сынах иераилевых, неужели ты оставляешь нас? Покажи нам того человека, которому ты поручил заботу о нас и о нашей религии». Бану иераилов было восемьдесят человек, и Юсуф (мир ему) назначил своего брата Яхуза их эмиром. Юсуф (мир ему) рассказал им, что из кибтиюнов (коренное население Египта, копты) выйдет неверный, который будет угнетать народ бану иераилов, уничтожать их потомство. «Из вас выйдет еще один человек, имя которому будет Муса сын Имрана. С его помощью Аллах спасет вас от гнета того царя», – сказал он.

То, что рассказал Юсуф (мир ему) своему народу о грядущем царе-угнетателе и о его свержении, о времени рождения Мусы (мир ему) передастся в книге «Араис».

У Юсуфа (мир ему) был петух, который жил пятьсот лет. Юсуф (мир ему) сказал: «Пока этот петух будет кукарекать, вы будете придерживаться своей религии. А когда к власти придет тот беспощадный царь, петух перестанет кукарекать. За время его правления вера сынов иераилевых ослабнет. А когда петух снова закукарекает, вам станет известно, что у Имрана родился сын. Тогда вы освободитесь от гнета беспощадного Фир’авна и будете следовать пророку Мусе (мир ему)»

Ангел Израил (мир ему) забрал чистую душу Юсуфа (мир ему), первого пророка сынов иераилевых, который изложил своему народу рассказ о Мусе (мир ему) и покинул этот мир с любовью ко Всевышнему.

После его смерти люди стали спорить о том, где его похоронить. Каждый человек хотел похоронить его у себя, дабы получить благодать от этого. Их. спор чуть не перерос в драку. Чтобы смирить их, решили похоронить Юсуфа (мир ему) в реке Нил,чтобы благодать распространилась на весь народ Мисра (Египта). Мраморный гроб с его телом опустили в воды Нила. После этого поля на том берегу, где это происходило, начали давать обильный урожай, а поля на другом берегу высохли, из-за чего в народе вновь возобновился спор. Решили опустить гроб с телом Юсуфа (мир ему) с другого берега. Теперь уже там все позеленело, а на другом берегу все высохло. Так народ стал свидетелем бараката, исходящего от Юсуфа (мир ему) даже после его смерти.

Затем они похоронили его посреди Нила, после чего его баракат распространился на оба берега реки. Мусульмане, обратите внимание: баракат хорошего человека не иссякает даже после его смерти. Посмотрите, как заблуждаются те, кто считает, что нельзя просить о баракате, и как они отдаляются, не почитая ее, даже от Равза Таха (могила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосланного Всевышним, как «милость для миров»).

Посмотрите, как им не нравятся собрания для поминания Пророка (да благословитего Аллах и приветствует), воспоминания о его достоинствах и о тех его му’джизатах (чудесах), способностью творить которыми Всевышний одарил его.

Да не сделай нас, Аллах, принадлежащими к числу тех, кому ие по душе маджлисы (собрания) любящих Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тех, кто говорит, что от Расулуллаха (да благословит его Аллах и приветствует) нет заступничества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.