|
|||
Сказание о Коловрате.. Глава первая.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Сказание о Коловрате.
Поэма
Глава первая. Ветер серым волком воет в небе лихо, Мрачно гонит пепел от сгоревших стен, Бой здесь был не давно, нынче стало тихо, Только вьюга с воем заметает тлен. В черном мутном небе вороны кружатся, Все еще клубится над Рязанью дым, Больше в этом граде некому сражаться, День достался мертвым и лишь ночь живым. Всюду только волки здесь справляют тризну, Яро над телами мертвыми глумясь, Здесь в неравной битве за свою отчизну, Гордо смерть встречая пал с дружиной князь. Днем и ночью бились в страхе и тревоге, Яростно и храбро, но в борьбе лихой, Так и не дождались от своих подмоги, Головы сложили, обретя покой. Даже без дружины, с вилами, с камнями, Город защищался до последних сил, Бились зло, покуда ярыми конями, Враг последних павших с пеплом не смесил. Первой встав стеною на пути Батыя, Первой хану выдав русской кровью дань, В страшной битве этой за места родные, Пала, не склонившись, гордая Рязань.
О погибшем князе, о рязанской рати, О родимом граде, спящем мертвым сном, На руинах плачет славный рус Евпатий, О жене и детях горько плачет он. Со своей дружиной не поспел он к сроку, Не помог рязанцам в яростном бою, Потому и выжил, только что в том проку, Коль сгубили в сече всю его семью. От обиды слезы вновь глаза затмили, И рыдал Евпатий в этой серой мгле, Неужели люди Бога прогневили, Неужели грешно жили на земле? Разве не молилась вся Рязань пред битвой? Разве не просили отвести злой рок? Не услышал видно Бог людской молитвы, И от смерти страшной их не уберег. Зарычав от злости, бросил взгляд он в небо, Пропихнул за ворот свой могучий перст, И с медвежьим рыком, с яростью и гневом, Он сорвал и бросил в снег нательный крест. И отныне сердце запросило мести, Захотелось волком воеводе выть, Отомстить за павших кровью – дело чести, Только так, чтоб крови досыта пролить. Позабыл Евпатий о Христовом рае, И за ним едино глядя на него, Вся его дружина стала волчьей стаей, Все кресты сорвали, все, до одного. И призвал дружину храбрый воевода, На руинах черных, под вороний гам, Повернуть к истокам русского народа, Поклониться старым, свергнутым Богам. Поклониться древним, дело не простое, К Пертову угору ныне путь лежит, Есть там синий камень – Капище Святое, А в округе волчья братия кружит. Время отправляться, торопиться в пору, Разом вся дружина села на коней, И помчалась рысью к Пертову угору, По седой равнине стоптанных полей.
День и ночь в дороге воины пробыли, Ухая по снегу сквозь сосновый бор, А к утру в округе волки вдруг завыли, И предстал пред ними в сумраке угор. Отыскали вои капище Святое, Разожгли кострища яркие вокруг, Изловили тура, выпили настоя, И вокруг Святыни встали молча в круг. Вышел в круг Евпатий и взмолился громко, Пробуждая древних свергнутых Богов, Встал он перед туром, вынул меч свой звонко, Взмах, и вновь пролилась здесь на камень кровь. Тишина настала, онемели ноги, Вдруг за лесом вспыхнул яркий солнца свет, День настал мгновенно, то проснулись Боги, Что в забвенье были целых триста лет. Первым из-за леса поднялся Ярило, Осветив из мрака темный путь иным, Воины склонились перед древней силой, Все костры погасли, заклубился дым. И просил Евпатий у Богов прощенья, Протянув к рассвету жилистую длань, И еще просил он у Богов отмщенья, За погибших русов и за град Рязань. И Богам поведал храбрый воевода, О беде, что земли руссов сотрясла, О великом горе русского народа, О полках поганых коим нет числа. Ужаснулись Боги, слыша, что твориться, Горе, смерть, пожары на родной земле, Русы не желают друг за друга биться, Потому отныне прячутся во мгле. И решили Боги глядя вниз с вершины, Наделить бессмертьем ярых душ своих, Воя удалого и его дружину, И умножить силу, ярость, храбрость в них. И сказали Боги яру – воеводе, Ныне ты Евпатий будешь нам, как брат, Со своей дружиной быть тебе при Роде, Мы тебе даруем имя Коловрат.
|
|||
|