|
|||
ТЕМА : Российская Федерация в конце XX — начале XXI в.ТЕМА : Российская Федерация в конце XX — начале XXI в.
«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Т. Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве. Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна была неуклонно возрастать. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 — 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в сто и более, раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфляция. Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных лиц перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе не могла повысить эффективность производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию слоя собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства. Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость всех подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Их выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег. С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами. Срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновникам. Результаты приватизации. В 90-е гг. XX в. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над национальным рынком, который был занят импортными товарами. Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % жителей страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители чиновничества, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики, криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи. Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год. К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997 —1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление. Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший многократное падение курса рубля, разорение многих банков, рост цен, увеличение безработицы. Однако кризис 1998 г. имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стал рост с этого времени цены на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался и в начале XXI в. Но этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, а доходы подавляющей части населения, несмотря на увеличение, оставались крайне низкими. Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции политике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Одновременно вышел указ о поэтапной конституционной реформе. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства внутренних дел и спецслужб. В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: собравшиеся в Останкино люди были расстреляны. 4 октября Ельцин отдал приказ расстреливать из танков само здание Белого дома. Сотни человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано. Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам. Общественно-политическое развитие в 1994 —1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Конституции состоялись выборы в Государственную думу. На выборах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром опирался на поддержку государственных структур. В целом его отличала либеральная направленность, но поскольку основным носителем либерального сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, это определило и своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский — Болдырев—Лукин» ( « Яблоко »), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получал около 7 — 1 0 % голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую. Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В. В. Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте, но на последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось. Поддержкой населения пользовалась Коммунистическая партия РФ (КПРФ)под руководством Г. А. Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Выборы в Государственную думу в 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгановым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина. Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности во всей России. Попытка Центра восстановить конституционную законность и правопорядок привела в 1995 —1996 гг. к военным действиям. Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государством. После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова. Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Российская армия во многом учла опыт первой чеченской кампании, и ее действия были более успешными. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая операция на территории Чечни. Войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Пут ин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина. В декабре 1999 г. состоялись парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу. Россия в начале XXI в. В начале XXI в. произошло укрепление центральной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с представителями президента. Законодательство республик, краев, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. В. В. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации. Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию этих проектов были выделены значительные средства. Главным смыслом новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России. Большое внимание уделялось решению демографической проблемы — быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В. В. Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал ». Реальной угрозой для России оставался терроризм. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в метро зимой 2004 г. в Москве, другие террористические акты. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 г. в городе Беслан в Северной Осетии, где террористы захватили школу. В результате этого погибли 330 человек, в большинстве дети. Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до семи процентов. В феврале 2009 г. президент РФ Д. А.Медведев внес на рассмотрение Государственной думы законопроект, согласно которому часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее семи, но не менее пяти процентов голосов. Соответствующий закон был принят в мае 2009 г. Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахождение Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента. На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей. В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по преодолению последствий кризиса. Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел А. В. Козырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше, чем США. Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно ряд международных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни. Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухудшились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад. Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя, прежде всего из своих национальных интересов. Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов. Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы. Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г. Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить. В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы. Серия так называемых «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения. Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более теснили произведения «легкого жанра»: детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произведения признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.М.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения некоторых писателей-модернистов, например В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”». В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не- многие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник». В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбастером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое «шоковая терапия»? Каковы были ее последствия? 2. Для чего осуществлялась приватизация? К каким результатам она привела? 3. Чем характеризовалась политическая жизнь России в 1991 — 1993 г.? - В чем причины конфликта 1993 г. между Президентом РФ и Верховным Советом? 4. Сравните политическую жизнь России в 1993 — 1999 гг. и в начале XXI в. Какие выводы можно сделать из сравнения? 5. Какие перемены происходили в России в начале XXI в.? - Как они влияли на жизнь населения страны? 6. Охарактеризуйте позиции России на международной арене в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. 7. В чем состояли особенности развития российской культуры в конце XX — начале XXI в.?
|
|||
|