Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А память не стирает прошлого.»



«А память не стирает прошлого...»

Воспоминания  минёров Ошты

Слайд 1.

 

Слайд 2.  В Вологодской области, считавшейся в годы Великой Отечественной войны прифронтовой, особая роль выпала на долю нынешнего Вытегорского района. В окрестностях села Ошта в течение трех лет, с октября 1941 по июнь 1944 года, проходил передний край обороны частей Красной армии, сдерживавших наступление финских войск. Особенность Оштинской обороны состояла в том, что на этом отрезке фронта нашим войскам противостояли не немецкие, а финские части. Гитлер, втягивая финнов в войну, пообещал им за это огромные территории вплоть до Петербурга. Вот и стремились они захватить как можно больше, чтобы образовать Великую Финляндию.

Слайд 3. Финны заминировали не только линию обороны, но и места расквартирования своих войск, землянки, блиндажи, сараи, дороги. За время боевых действий нашими подразделениями и противником была заминирована территория в 140 квадратных километров территории района.

24 июня 1944 года – день освобождения Оштинского рубежа.

Умолкли пушки. Погасли фронтовые костры. После освобождения от противника территории Оштинского района, там, где было село, вскоре вырос поселок из землянок. На этом можно бы поставить точку, но у Оштинской обороны свой эпилог…

По берегам рек и обочинам дорог, в самых неожиданных местах притаилась смерть. Об этом напоминали угрожающие надписи «МИНЫ». Ни трактор в поле вывести, ни скот выгнать на луг, ни в лес по грибы выйти. Бывало, что люди подрывались на минах.

Встала задача как можно быстрее очистить землю от смертоносного металла и вернуться к мирной жизни.

Слайд 4. Из юношей и девушек в основном Оштинского и Вытегорского районов была сформирована команда. Многим из них было по 16-19 лет, в основном это были девушки. После специальной подготовки по 70-часовой программе первая группа бойцов-минеров, состоявшая из 97 человек, приступила к работе.

Разминирование территории началось 26 июля 1944 года.

Слайд 5.  За весь период в разминировании участвовало более 200 человек.

Из-за недостаточной подготовки бойцов–минеров, работа по разминированию в первое время проводилась медленно. Мины, установленные в 1941 и 1942 годах, заросли травой, и обнаружить их было очень трудно; взрыватели заржавели, обезвреживать можно было только путем подрыва на месте.

Многие девушки, несмотря на то, что впервые в жизни увидели мины, быстро освоили технику разминирования.

Слайд 6. К лету 1946 года были очищены от мин пахотные и сенокосные угодья, берега рек, озер и Онежского обводного канала. К награде значком "Отличник минер" были представлены лучшие минёры: Зайцева Мария Александровна сняла и обезвредила 1220 мин, Логинова Клавдия Николаевна – 1370 шт., Котовская Тамара Александровна - 1300 шт., Анисимов Василий Петрович - 1400 шт. и др.

Слайд 7. Из воспоминаний бойца – минераВалентины Николаевны Сикомас:

«Мне было 15 лет, когда началась война.

В 1944 году я по повестке райвоенкомата была направлена на разминирование в Ошту.    

Жили мы в землянке по пятнадцать человек, распорядок был такой: в 6.00 – подъём, построение, политинформация, завтрак. В 7.00 – на работу, ходили строем с песней. Кормили нас: 600 гр. хлеба и два раза – утром и вечером похлёбка, которую называли баландой.

Помню свой первый день: дали нам щупы (это двухметровая палка с металлическим наконечником). Подошли мы к минному полю, и встали вдоль дороги. Наш начальник разминирования И.Т. Васькин и командир-минёр Слава Попов решили показать новичкам, как проходит разминирование. Первая же мина взорвалась. Двоих девчонок взрывом отбросило с дороги, а командира ранило. Его отправили самолётом в госпиталь в Вологду. Мы, минёры – девчата, в таком состоянии были в ту минуту: кто плакал, кто кричал и убегал по дороге. Но Васькин остановил всех, отправил в расположение, смог успокоить.

Слайд 8. Работали по три человека: один ищет мины, второй их обезвреживает, а третий выносит с поля. Ржавые мины, которые обезвреживать было нельзя, отмечали красным флажком и подрывали на месте. Работа минёра очень опасная, малейшая ошибка – смерть. Очень трудным был первый год разминирования – Многих товарищей мы потеряли.

Вспоминается, в этом же году мы были отправлены осенью в Жабенцы, на берегу Онежского озера. Минное поле было на болоте. На нем мы потеряли медсестру Надю Ерехову, тяжело ранило старшину и сержанта.

Разве можно забыть тех погибших на фронте девушек?

 

Из воспоминаний бойца-минера Марии Пименовны Васильевой:

«Повестку получила летом 1944 г. Три дня нас учили разминированию, а потом - минное поле. Себя взрослыми уже считали, но растерялись у его кромки - стоим и плачем. Но скоро привыкли к своей трудной работе, а вернее, глубоко осознали и поняли сердцем, что нужно делать её ради советских людей, ради Родины. Преодолели страх, честно выполнили долг. Сама я работала подрывником – это очень опасно.

Было, конечно, страшно. Работали в паре с Демидовой Клавой. Я – с наушниками, Клава с миноискателем. Однажды нашли мину, она не обезвреживается, вероятно, заржавела. К нам подошла командир отделения Шура Харитонова. Нам велела отойти, а сама стала обезвреживать, – и взрыв, от Шуры только куски полетели. Голова, руки, ноги – отдельно. Но когда подошли, тело ещё живое, трясётся, без головы.

Слайд 9.   Нескольких командиров сильно ранило. Адьян шёл с наушниками и миноискателем по минному полю, не заметил шрапнельную мину, она взорвалась - он упал, 15 минут лежал, пока мы проход сделали, его вынесли и отправили в Вологду. Второй командир был после немецкого плена. Он наступил на мину – ему ногу оторвало, стал падать, ещё задел – руку оторвало. Девчата, 8 человек, его 3 километра на руках тащили до госпиталя, а оттуда его отправили в Вологду.

...Прошло много лет, но то, что пережито, забыть нельзя».

 

Из воспоминаний бойца-минера Мартыновой Зинаиды Андреевны:

«В 1945 г. меня забрали на разминирование.

Десять дней нас учили, а потом отправили на мины. Командиры были у нас очень хорошие. Последний командир (не помню, как звали) был из прошедших плен, сам молодой, а волосы все седые.

Меня за хорошую работу отпускали 3 раза за лето домой, на 5 часов каждый раз.

Слайд 10.  У нас в отряде было две специализации: минёры - находили и обезвреживали мины, подрывники – взрывали обезвреженные мины в куче и уничтожали не подлежащие разминированию мины (заржавевшие, с «сюрпризами» и т. д.)

Платили нам по 450 рублей, 300 – на руки, а 150 – на питание. После разминирования минёров из любого сельсовета отпускали в город на учёбу или работу, что по тем временам было совсем не плохо.

Мы разминировали и советские, и финские минные поля. Финны перед отступлением наставили много сюрпризов: мины под минами, мины с 5 усиками, заминировали поля, огороды.

 

Из воспоминаний бойца-минера Зои Григорьевны Сидоровой:

«В 1945 г. получила повестку на разминирование, а в ней такие слова: «За отказ – ревтрибунал». В то время мне было 20 лет. Прошла курсы на «отлично». Поселили вначале в земляке, потом в доме. После учёбы пошли с щупами искать мины. Были и жертвы. Погибла Лиза Нестерова, Маруся Кипрова. Обе девушки подорвались на противопехотных минах натяжного действия. Работали всё лето до самых заморозков. В 1946 г. вернулась к мирной жизни.

 

Вот о чем рассказала Мария Григорьевна Енькина:

«8 июля 1945 г. мне исполнилось 18 лет. По распоряжению сельского совета отправили в Ошту учиться на курсы минеров. Учились один месяц.

Потом дали миноискатели и отправили на минные поля. Мы искали, а собирали уже другие девушки. Когда мины взрывали, мы прятались.

Слайд 11. Вспоминаю, как однажды осенью мы были отправлены на берег Онежского озера, на разминирование устья реки Ошта. Минное поле было на болоте. Сверху лил нещадный дождь, вода в болоте до колен, холоднючая. Проволоки в траве не видно, да и вся она ржавая. Попробуй, найди в этой «каше» что-нибудь. Деревянные корпуса мин сгнили. Не случайно щуп протыкал их насквозь, а если попадал на взрыватель, происходил несчастный случай. На этом поле мы потеряли медсестру Надю Ерихову, тяжело ранило старшину, с трудом вынесли его с болота.

Ночами приходилось дежурить по охране от диверсантов складов, в которых хранились обезвреженные мины. Было тревожно и страшно!

 

Из воспоминаний бойца-минера Екатерины Ивановны Белоусовой: «Мы и ступали на поле со слезами, каждый раз не зная, вернемся с него живыми или нет».

 


Оштинская баллада..
( Из цикла: чтобы помнили)...

Был яркий день и солнце,
Парило над травой,
Шли в поле комсомольцы,
С задачей боевой.
Сказали в исполкоме,
Повестку предъявив,
- Минеры будут в сборе,
Никто ведь не труслив.
И вот пошли девчонки,
Семнадцать лет, бойцы,
Дней десять на учебу,
И вот уже спецы.
Пришёл сапёр и с фронта,
Безусый лейтенант,
Чтоб был хоть рядом кто-то,
Один, не дилетант.
Красиво, васильково,
Цветет вовсю трава,
И будто все знакомо,
Поля и синева.
Табличка «мины рядом».
И первым, офицер,
Окинув поле взглядом,
Решил подать пример.
Вдруг взрыв швырнул под небо,
Пространство всколыхнул,
И с ходу так, нелепо,
Свечу его задул.
Дрожат девчата, плачут,

Трясутся и стоят,
Но что здесь слезы значат,
Война, ведь говорят.
И мины ищут щупом,
И смерть везде вокруг,
Сухие в страхе губы,
И в сердце перестук.
Три дня проходят тихо,
На счёте двести мин,
Девчата ищут лихо,
Одни и без мужчин.
И снова взрыв, воронка,
И ситец почернел,
Обуглился, в сторонке,
И ряд их поредел.
Погибли Маша, Саша,
Старались, как могли,
А Жени после, даже,
И тело не нашли.
Нет краше в батальоне,
Высокая, стройна,
А вот теперь на кленах,
Волос ее копна.
Ну как простить все это!
И как забыть войну,
И тех, кто беззаветно,
Отдал свою весну.
Лицо войны какое?
Не женское твердят,
Молчание гробовое,
А правда, где?. Молчат.

Ковригин А.М.
https://vk.com/amkovrigin78


 

Слайд 12. Три года после того, как ушли войска, с весны и до осенних заморозков, молодежь извлекала из земли смертоносный металл.

Слайд 13. В Оштинском районе было извлечено и уничтожено около 120 тысяч противотанковых и противопехотных мин, снарядов, авиабомб. И все это – на 328 квадратных километрах территории. А сколько извлекалось еще потом, в пятидесятые и шестидесятые годы!

Слайд 14. Завтра страна отметит 75-летний юбилей нашей Победы в Великой Отечественной войне. Не все участники разминирования дожили до этого светлого дня. Но все они заслужили, чтобы их подвиг, их имена навечно сохранились в памяти народной.

Слайд 15. Они ежеминутно, ежечасно подвергались смертельной опасности, рисковали жизнью.

Слайд 16.  Тяжелой и опасной была их работа!

 

                     З.Н.Шутова, руководитель школьного краеведческого музея



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.