Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План №9: «Познание как вид деятельности», «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира», «Познание» / Формы познания мира



 

Тема 1.3 Виды знаний

! ! ! Продуктом познания, результатом познания является (то, что мы обсуждали по теме «Научное познание ») – добываемое ЗНАНИЕ.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон :

1.

 

2.
Субъектом познания может быть: - познающий человек, - коллектив людей, - всё общество в целом. Т.е. , по сути, объект познания – это познаваемый предмет. А им может быть:  - процесс, - явление, - внутреннее состояние человека, - весь окружающий мир  

 

Материальные средства, которые используются в познании (орудия, приборы, предметы), информация, социальная среда, условия труда – все это является УСЛОВИЯМИ ПОЗНАНИЯ!

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:

 

Субъект познания Объект познания   Условия познания   Результат познания = добытое ЗНАНИЕ

 

В обществе существует проблема познаваемости мира, т.е. на вопрос о возможности познания мира, представители разных философских направлений отвечают по-разному. Выделяют следующие философские направления, которые рассматривают проблему познаваемости мира:

Обществоведы выделяют следующие виды познания / виды познавательной деят-ти:

Ни один из указанных видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны!
1. Обыденное

2. Научное

3. Художественное

4. Мифологическое

5. Художественное

6. Социальное

Познание имеет 2 УРОВНЯ

 

 


 

 

Т.е оно основано на человеческом разуме!

 

 

 

 

 

 

 

       

 

На вопрос о роли и месте чувственного и рационального познания существуют два противоположных мнения:

1. Эмпирики – утверждают, что единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

2. Рационалисты – говорят, что знания могут быть получены исключительно с помощью ума, без опоры на чувства.

Однако ! ! ! не стоит противопоставлять эти два уровня познания, так как они представляют собой единый процесс познания, просто чувственное познание – это первая ступень познания, а рациональное – вторая ступень.

  РАЦИОНАЛЬНОЕ П.
ЧУВСТВЕННОЕ П. 2 ступень
1 ступень  

 

Единство чувственного и рационального познания действительности выражается в знании!

ЗНАНИЕ – это результат познания действительности, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека , включая способности, умения, навыки.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

1. по критерию «форма общественного сознания» выделяют следующие виды знаний:

 

2. по критерию «Рациональность» выделяют НАУЧНОЕ и НЕНАУЧНОЕ знание.

ФОРМАМИ ненаучного знания являются

 

 

План №9: «Познание как вид деятельности», «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира», «Познание» / Формы познания мира

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

а) чувственное познание (эмпирическое)

б) рациональное познание

3) Характерные черты / признаки / особенности чувственного познания:

а) непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом

б) наглядность информации

в) воспроизведение внешних свойств объекта познания

4) Характерные черты / признаки / особенности чувственного познания:

а) опора на результаты чувственного познания

б) выявление существенных признаков, связей и законов

в) логические операции

5) Формы чувственного познания:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление.

6) Формы рационального познания:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

7) Виды познавательной деятельности:

а) обыденное (житейское);

б) научное;

в) философское;

г) социальное;

д) художественное.

8) Значение познавательной деятельности в жизни человека.

План №10: «Многообразие путей познания мира», «Познаваем ли мир», «Проблема познаваемости мира»,

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Философские направления по отношению к процессу познания:

– гностицизм;

– агностицизм;

– оптимизм;

– скептицизм.

5) Формы и виды знаний:

– практическое (производственное, политическое, педагогическое);

– духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);

– теоретическое (научное, вненаучное, философское).

6) Роль познания в жизни человека.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.