|
|||||||||||||||
Сборка и обкатка агрегатов, машин и оборудованияСборка и обкатка агрегатов, машин и оборудования
Сборка, обкатка, комплектация, регулирование, техническое обслуживание тракторов и автомобилей Сельскохозяйственная техника поступает в хозяйства в частично разобранном или полностью разобранном виде. Это связано в первую очередь с транспортной целесообразностью. В процессе транспортировки случаются повреждения сборочных единиц и утери деталей. Проверка комплектации, досборка техники и ее регулирование перед вводом в эксплуатацию — насущная потребность сельскохозяйственных предприятий. Устранение нарушений в затягивании резьбовых соединений, проверка наличия технических жидкостей и масла способствуют уменьшению неисправностей до 15%. Таким образом, механизаторам в целях обеспечения эффективного использования новой техники требуется подготовка ее к работе. Сборка, обкатка требуются также в случае ремонта техники. Сборка. Перед сборкой необходимо изучить технические требования на сборку и регулирование ТС, подобрать требуемое оборудование, приспособления, инструмент, комплекты деталей и сборочных единиц, а также смазочные материалы, прокладки, крепеж. Монтаж ТС следует начать с проверки состояния рамы. Прямолинейность брусьев рам контролируют линейкой или шнуром, а скрученность — шаблоном. Отсутствие перекоса выявляют измерением расстояния по диагонали между крайними отверстиями продольных балок. Более точно геометрию рамы можно проверить на специальном стенде с использованием лазера. У рамы внешним осмотром и остукиванием определяют состояние сварных, заклепочных и резьбовых соединений. Выявленные неисправности устраняют, при необходимости раму обезжиривают и окрашивают. У рам с двойным шарниром соединения полурам проверяют состояние вертикального и горизонтального шарниров и сверяют с техническими условиями. Допустимый зазор между втулками и осями вертикального шарнира составляет 1,3 мм, а горизонтального — 2,5 мм. Корпус полурамы должен поворачиваться вокруг вертикального шарнира влево и вправо на 30°. Корпус горизонтального шарнира должен вращаться на трубе при воздействии на него с усилием 150 Н×м. При монтаже агрегатов на раму используют грузоподъемные механизмы. Сборку необходимо проводить в строгом соответствии с технологической картой на данную машину. Примерный перечень операций по сборке ТС следующий. Раму устанавливают на тележку, подставку или сборочный стенд. Задний мост в сборе с коробкой передач (КП) располагают на раме и закрепляют затянутыми от руки болтами. Затем ставят двигатель и регулируют его соосность с коробкой передач. Для выполнения этой операции используют специальные оправки. Соединяют вал сцепления и первичный вал КП. На двигатель устанавливают воздухоочиститель, радиаторы, шланги и бачки для технических жидкостей. Монтируют механизмы управления. Устанавливают приборы гидросистемы и соответствующую арматуру. Ставят топливный бак. Устанавливают кабину и монтируют приборы контроля и управления, электропроводку и электрооборудование. Монтируют агрегаты ходовой части. Окончательно проверяют правильность сборки и моменты затягивания резьбовых соединений. Перед обкаткой заправляют горюче-смазочными материалами и техническими жидкостями в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Проверяют все точки смазывания. Обкатка. Двигатель пускают, прогревают, опробуют работу сцепления и органов управления. При необходимости выполняют регулировочные работы. Транспортное средство обкатывают на стенде или в движении без нагрузки. Режим обкатки указан в заводском руководстве. Обычно на стенде при различных скоростных режимах это 2…4 ч. В процессе обкатки внимательно слушают, как работает машина, имеются ли посторонние шумы и стуки. Проверяют нагрев ступиц колес, тормозных систем, мостов. Их температура не должна превышать 50°С. Температура охлаждающей жидкости (ОЖ) должна быть не выше 80°С. Проверяют работу систем управления, рабочего оборудования. После окончания обкатки подтягивают резьбовые соединения, масло сливают, выявленные неисправности заносят в обкаточный лист и устраняют.
Сборка и обкатка колесного трактора Современные тракторы поступают потребителю, как правило, в собранном виде и в досборке не нуждаются. Вместе с тем, чаще у тракторов большой мощности, возникает необходимость произвести монтаж приборов освещения и сигнализации, деталей навесного устройства и др. Перед обкаткой тракторов проводят ряд операций ТО. Техническое обслуживание перед обкаткой. Трактор моют и удаляют защитные смазки. Еще раз проверяют комплектность. Снимают аккумуляторные батареи, приводят их в рабочее состояние, проверяют на наличие повреждений, уровень зарядки и устанавливают на место. Проверяют соответствие момента затягивания наружных резьбовых соединений заводским рекомендациям. Необходимо убедиться в наличии достаточного количества масла в двигателе, агрегатах ходовой части, гидравлической системе. Важно проверить уровень тормозной жидкости в бачках приводов сцепления и тормозов. Необходимо слить остатки топлива из бака и залить свежее. В систему охлаждения заливают ОЖ так, чтобы ее уровень в расширительном бачке был на 50…60 мм ниже уровня верхней кромки заливной горловины. Доводят до нормативного значения давление в шинах в зависимости от условий работы и проверяют затяжку болтов крепления ступицы (360…400 Н×м), гаек крепления задних колес к ступице (300…350 Н×м), гаек крепления дисков передних колес к редукторам паровых винтовых машин (ПВМ) (200…250 Н×м) и к кронштейнам ободьев (180…240 Н×м). Перед пуском двигателя проверяют натяжение ремня генератора, исправность приборов электрооборудования, действие тормозов, сцепления, рулевого управления. Органы управления трактором должны иметь надежную фиксацию в рабочих положениях.
Обкатка трактора. Перед пуском двигателя необходимо включить стояночный тормоз, прокачать систему подачи топлива и удалить из нее воздух, установить максимальную подачу топлива, выключить привод и рычаг управления задним ВОМ. Следует убедиться, что распределитель гидравлической навесной системы находится в нейтральном положении, рукоятка управления задним навесным устройством (ЗНУ) в среднем положении, выключатели БД, приводы ПВМ и ПВОМ выключены; установить рычаги переключения передач и диапазонов КП в нейтральное положение, включить выключатель аккумуляторной батареи (АКБ).
Пуск двигателя осуществляют поворотом ключа стартера в положение I. После того как контрольная лампа свечи накаливания погаснет, выжимают педаль сцепления и поворачивают ключ в положение II и удерживают ключ в этом положении до пуска двигателя, но не более 20 с. Если двигатель не запустился, повторное включение производят не ранее чем через 1 мин. После пуска необходимо отпустить педаль сцепления, уменьшить подачу топлива и дать поработать двигателю на малых оборотах 5…10 мин, постепенно увеличивая частоту вращения до 1600 мин-1.
Первые 30 ч работы трактор нагружают не более чем на 50% номинальной мощности.
В процессе обкатки необходимо плавно и часто включать муфту сцепления в целях приработки трущихся деталей муфты и контролировать работу систем трактора по контрольным приборам. После первого часа обкатки проверяют моменты затягивания крепления колес и состояние шин. Операцию повторяют каждые 8 ч в течение всего срока обкатки. Эту операцию лучше совместить с ежедневным техническим обслуживанием (ЕТО). Следует проверить уровни масла и технических жидкостей в системах трактора; очистить генератор, удалить конденсат из баллона пневмосистемы и дренажных трубок кондиционера; проверить крепление шлангов кондиционера, состояние масляных шлангов, электрических жгутов; очистить конденсатор кондиционера, радиаторы системы охлаждения; проверить в движении работу тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации. Техническое обслуживание после обкатки трактора. Трактор очищают и моют внутри и снаружи. Выполняют операции ЕТО. Прослушивают работу двигателя и составных частей трактора. Подтягивают контрольные гайки рулевой тяги и корончатые гайки шаровых пальцев рулевой тяги моментами 100…140 Н×м. Проверяют и подтягивают все наружные резьбовые соединения. Сливают отстой из топливных баков и фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Очищают вентиляционные отверстия АКБ. Проверяют и регулируют приводы управления сцеплением, рабочим и стояночным тормозами, тормозного крана пневмосистемы. Заменяют масло в двигателе и трансмиссии, очищают ротор центробежного и сетчатого масляного фильтров КП и ротор центробежного масляного фильтра двигателя. Масляный фильтр двигателя меняют. Проверяют натяжение приводных ремней, наружные резьбовые соединения двигателя, герметичность воздухоочистителя и впускного тракта. Проверяют наличие смазки в соединениях: шарнир гидроцилиндра рулевого управления, шарнир рулевой тяги, втулка поворотного вала ЗНУ, подшипник отводки муфты сцепления; подшипники крестовины сдвоенного шарнира, карданного вала и оси шкворня, оси качания ПВМ; втулка оси качания блока нижних тяг ПНУ. Смазывание соединений проводят согласно заводскому руководству.
Особенности обкатки гусеничного трактора Перед пуском двигателя необходимо установить руль в нейтральное положение и застопорить рулевую колонку рукояткой фиксации рулевого колеса. В противном случае при отпущенных тормозах при повороте руля может произойти разворот трактора на месте. Перед началом движения для растормаживания трактора необходимо создать давление в пневматической системе тормозов не менее 0,65 МПа и освободить рулевую колонку от фиксации.
После обкатки трактора проверяют момент затягивания гаек на опорных катках (800…900 Н×м).
Сборка и обкатка зернового комбайна Досборка комбайна. Перед сборкой изучают техническую документацию на сборку и регулирование комбайна. Подбирают по технологической карте на сборку необходимое оборудование, приспособления, инструмент, смазочные материалы, прокладки, крепеж и комплекты сборочных единиц. Соединяемые поверхности деталей протирают и обдувают сжатым воздухом, трущиеся поверхности смазывают. Убеждаются в совпадении отверстий для прохода масла в сопрягаемых деталях и их чистоту. Проверяют техническое состояние сборочных единиц. При сборке деталей, имеющих овальные отверстия, под головку болтов устанавливают плоскую шайбу, а под гайку — пружинную шайбу (кроме случаев крепления контргайкой). Приводные цепи и ремни устанавливают по схеме в заводском руководстве и табличками, расположенными вблизи ременных передач. Натяжение цепи считают нормальным, если усилием руки цепь можно отвести на 40…70 мм на 1 м длины цепи. Звездочки одной цепи должны лежать в одной плоскости. Допустимое отклонение составляет не более 0,2 мм на 100 мм межцентрового расстояния. Проверяют состояние электрооборудования: крепление аккумуляторных батарей, затяжку клемм проводов, состояние жгутов и др. Досборку комбайна производят в определенной последовательности: 1) освобождают от упаковочного материала агрегаты комбайна; 2) выворачивают рым-болты с площадки обслуживания двигателя и устанавливают на их место заглушки; 3) устанавливают демонтированные части двигателя (воздухозаборник и эжектор), гидравлического (гидроцилиндры рулевого управления) и электрического оборудования (фары и фонари, проблесковый маяк), а также щетку стеклоочистителя и зеркала заднего вида; 4) устанавливают демонтированные части наклонной камеры; 5) производят досборку жатки или монтаж платформы-подборщика; 6) устанавливают термос, аптечку и средства пожаротушения; 7) устанавливают с привлечением специалистов кондиционер.
Перед опробованием работоспособности сборочных единиц и агрегатов необходимо удостовериться, что сборка и регулирование отдельных частей комбайна соответствуют техническим требованиям завода-изготовителя. Рассмотрим некоторые из них. Режущий аппарат. Проверяют состояние крепления пластин, направляющей головки ножа, заклепок. Ширина направляющего паза должна быть в пределах 9,5…10,0 мм. Крепление пластин к пальцам должно быть плотным. Толщина рабочей кромки прижимов должна быть не менее 3,5 мм, а рабочей кромки пластин трения не менее 2 мм. Передние концы сегментов должны прилегать к вкладышам или иметь зазор не более 0,8 мм. Зазор между задними концами вкладышей и сегментами не более 1,5 мм. Головка ножа должна свободно перемещаться в направляющей. Зазор между прижимом ножа и сегментами не более 0,5 мм. Нож должен свободно перемещаться от руки. Соединительное звено между коромыслом и ножевым полотном в крайних положениях ножа должно отклоняться одинаково от среднего положения. Оси сегментов и пальцев в крайних положениях должны совпадать, шатун — располагаться без перекосов. Между витками затянутой пружины соединительного звена должны оставаться зазоры. Вилки шарниров вала привода и вала кривошипа должны быть в одной плоскости. Ступица кривошипа привода ножа должна быть плотно прижата к внутреннему кольцу шарикового подшипника, шарниры механизма привода — свободно вращаться. Мотовило. Проверяют прямолинейность труб, легкость вращения, расстояние от граблин до режущего аппарата и шнека, соответствие момента срабатывания предохранительной муфты техническим условиям. Убеждаются в параллельности к режущему аппарату и в том, что приводные звездочки находятся в одной плоскости.
Шнек жатки. Проверяют положение шнека, его симметричность по отношению к боковинам жатки и параллельность его днищу. Убеждаются, что приводные звездочки находятся в одной плоскости, проверяют соответствие срабатывания предохранительной муфты техническим условиям.
Молотильный аппарат. Проверяют базовые зазоры, установленные изготовителем на заводе между барабаном и подбарабаньем: на входе 18 мм, на выходе 2 мм. Зазоры устанавливают по максимально выступающему бичу. Порядок их регулирования может осуществляться механически или с помощью электрического механизма в соответствии с руководством по эксплуатации. После установки зазоров производят троекратный сброс и подъем до упора подбарабанья и еще раз проверяют зазоры. Проворачивают барабан и убеждаются в отсутствии его задевания. Проверяют параллельность барабана и подбарабанья (отклонение не более 1 мм). Соломотряс. Для проверки правильности сборки соломотряса можно отпустить крепление одного из корпусов подшипника ведомого коленчатого вала и вручную прокрутить соломотряс. Если незакрепленный подшипник смещается не более 2 мм, соломотряс собран правильно. Клавиши не должны задевать друг друга (зазор 2 мм). Бортовой компьютер. Для пуска компьютера включают зажигание и ждут завершения режима инициализации (от англ. to initiate — привести программу или устройство в состояние готовности к работе). Выявляют наличие связи блока управления с блоком периферийным, тестируют подключенные датчики, чувствительность датчиков потерь, чтение настроек и статистики из блока памяти. Если проверка прошла без сбоев, то против каждого пункта инициализации появляется надпись ОК, и панель оператора автоматически переходит в рабочий режим. В случае обнаружения какого-либо сбоя напротив пунктов, которые не удалось выполнить, появляется надпись СБОЙ и включается звуковой сигнал.
Техническое обслуживание перед обкаткой комбайна. Сливают остатки масел, жидкостей и конденсата из всех соответствующих емкостей и заливают свежие масла, топливо, ОЖ и технические жидкости, руководствуясь технической документацией. Проверяют момент затягивания резьбовых соединений, давление в шинах, смазку узлов ходовой части, крепления дисков колес, сходимость управляемых колес, четкость работы механизмов переключения диапазонов и блокирования. Производят регулирование предохранительных муфт, натяжения цепных и ременных передач. Проверяют работоспособность электрооборудования согласно рекомендациям завода-изготовителя (освещение, сигнализацию, работу стартера, систем блокирования включения стартера при включенных диапазонах передач и др.). Запускают двигатель и удаляют воздух из трубопроводов, рукавов, гидроузлов, проверяют взаимодействие всех узлов и механизмов комбайна. Обкатка. Порядок обкатки комбайна схож с операциями по обкатке тракторов. Особенности обкатки комбайна связаны с тем, что он состоит из разнородных по функциональному назначению частей (жатка, различные устройства для транспортирования хлебной массы и ее фракций, молотилка, очистка и др.). Обкатку производят вначале без нагрузки в течение 2,5 ч. В этот период включают ходовую часть и рабочие органы. Через каждые 30 мин необходимо останавливать двигатель и проверять нагрев корпусов подшипников, герметичность трубопроводов топливной, гидравлической и тормозной систем, натяжение цепных и ременных передач, затяжку резьбовых соединений. Заводами-изготовителями рекомендуются разные периоды обкатки: так, для комбайна КЗС-1218 «Полесье» — 30 ч, для комбайна РСМ-142 ACROS-530 — 60 ч. В этот период важно использовать комбайн только на легких работах и пониженных передачах. Нагрузку увеличивают постепенно, так, чтобы к концу обкатки она составляла 75% от номинальной мощности двигателя. После каждых 8…10 ч работы необходимо очистить комбайн и провести операции ежесменного ТО. Техническое обслуживание после обкатки комбайна. По окончании обкатки комбайн очищают от растительных остатков, проверяют герметичность трубопроводов, сливают отстой топлива в баке, очищают отверстие в крышке горловины топливного бака. Также проверяют крепление резьбовых соединений, регулирование приводных передач, состояние режущего аппарата и мотовила, давление в шинах. Необходимо долить технические жидкости, проверить уровень масла, смазать узлы трения. Проверяют и при необходимости заменяют фильтрующие элементы в фильтрах гидробака и гидропривода ходовой части, в гидробаке при срабатывании клапана-сигнализатора и в гидроприводе при показаниях вакуумметра, превышающих 0,025 МПа. Необходимо проверить и отрегулировать положение датчика останова жатки в рабочем положении (на наклонной камере с левой стороны), а также натяжение пружин копирования жатки
Сборка и обкатка машин и оборудования для животноводства Машины и оборудование для приготовления и раздачи кормов. Машины для приготовления и раздачи кормов поставляют потребителю, как правило, в собранном виде. Вместе с тем часть узлов и деталей (передаточные механизмы и др.) могут быть демонтированы или заблокированы для предотвращения поломок при транспортировании. Перед пуском следует изучить руководство по эксплуатации, проверить комплектность, демонтированные узлы и детали установить на место, снять транспортировочные крепления и проверить надежность резьбовых соединений. Подготовленные для пуска машины и оборудование опробуют, прокручивая вручную или кратковременным включением. Рабочие органы должны проворачиваться свободно, без подклинивания и посторонних звуков. Затем включают привод и в течение 4…5 ч обкатывают машины и оборудование на холостых оборотах. Привод периодически отключают и проверяют крепления, натяжение цепных и ременных передач. В случае появления посторонних шумов оборудование немедленно выключают и устраняют неисправность. Под нагрузкой машины обкатывают еще 2…4 ч. Оборудование для доения коров. Перед пуском проверяют комплектность, исправность резьбовых соединений на вакуумных и молочных магистралях. Обкатку проводят около 1 ч. После обкатки вакуумметром замеряют величину вакуума, создаваемого пульсатором (42…43 кПа), число пульсаций и длительность тактов. Полученные результаты сравнивают с параметрами руководства по эксплуатации. Коллектор проверяют на герметичность и подсос воздуха специальным прибором. У доильных стаканов проверяют отсутствие скручивания и смятия резины и убеждаются, что у всех стаканов резина одинаковой жесткости и разница в длительности такта сосания не более 2%. Вакуумные насосы обкатывают первоначально при частоте 150 мин-1 с открытыми вентилями, затем с частотой 1500 мин-1. Через час обкатки проверяют соответствие величины максимального и минимального уровней вакуума параметрам руководства по эксплуатации. В процессе обкатки необходимо контролировать, чтобы нагрев деталей насосов не превышал температуру окружающего воздуха более чем на 35°С.
Использование присадок и добавок при эксплуатации технических устройств Современные горюче-смазочные материалы (ГСМ) — это сложные химические соединения, которые содержат в своем составе разнообразные соединения, улучающие их свойства. Производители топлив и смазок предлагают огромный ассортимент различных присадок и добавок к ним (более 200), улучшающих технико-экономические показатели сборочных единиц тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. За счет добавления в топливо или масло специальных составов (добавок, присадок) можно достичь тех или иных целей.
Добавкой считают соединение, разбавляемое в топливе или масле в малом количестве — от 0,2 г. Это соединение не изменяет свойства ГСМ. Масло, в котором добавка растворена, служит, как правило, носителем для доставки его в зону трения. Присадка вводится в базовое топливо или масло в целях изменения их свойств. Присадка в отличие от добавки не создает защитного слоя на поверхности детали. Моторные и трансмиссионные масла содержат до 20% присадок, их вводят, как правило, на заводе-изготовителе. Добавки вводят в ГСМ в процессе эксплуатации в количестве 0,01…0,05%. Они проявляют свое действие в процессе трения, при определенной нагрузке и температуре в течение длительного времени. Виды присадок следующие:
В зависимости от конкретных целей могут использоваться и другие присадки.
По механизму воздействия на поверхности трения добавки бывают двух видов: 1) образующие на поверхности детали недолговечные антифрикционные пленки: масляные суспензии порошков сплавов мягких металлов (меди, свинца, цинка и др.); масляные растворы солей мягких металлов; фторорганические препараты на основе тефлона; соединения на основе серы, фосфора и др.; 2) образующие в процессе трения прочные антифрикционные пленки: фтористые поверхностно-активные вещества (образуют ворс, удерживающий смазку); высокодисперсные порошки природных минералов; препараты на основе масляных суспензий алмазов и др.
|
|||||||||||||||
|