Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Справка



 

Расулев Д.С. (2 курс ЗО ФФ)

Тема занятия 16 июня: Принципы русской пунктуации

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Принципы русской пунктуации: синтаксический (структурный), смысловой и интонационный. Синтаксический является основным, так как знаки препинания разграничивают и выделяют синтаксические конструкции (простые предложения в составе сложного, однородные члены, обособленные члены и т.д.). Любое предложение является смысловым высказыванием, поэтому знаки препинания помогают лучше передать смысл предложения, а интонация в устной речи передает оттенки смысла и помогает при выборе правильного знака препинания или говорит об его отсутствии. Таким образом, все принципы работают одновременно, но иногда при одинаковой конструкции предложение может иметь разный смысл, тогда мы ориентируемся при постановке знаков на смысл, который передается в устной речи при помощи интонации, а в письменной речи при помощи знаков препинания. Например, в БСП (бессоюзное сложное предложение) выбор знака зависит от смысловых отношений. В бессоюзном предложении                       Друзья ушли_ в доме стало скушно можно поставить запятую (указывается последовательность явлений, интонация перечисления), можно поставить тире (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части, мысленно можно подставить поэтому), можно поставить двоеточие (причинно-следственные отношения: во второй части указывается причина того, о чем говорится в первой, можно мысленно подставить союз потому что). Ср. также постановку или отсутствие запятых в предложениях с причастными оборотами перед определяемым словом: Покрытые туманом, горы едва виднелись (в этом предложении не только дается определение горам при помощи причастного оборота, но и содержится указание причины того, почему горы едва виднелись – потому что были покрыты туманом, после ПО делается пауза); Покрытые туманом горы едва виднелись (в этом предложении причастный оборот причины не содержит, только определение, паузы после него нет).

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями текста.

По своей функции различаются: 1) знаки выделяющие, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или содержащей субъективное отношение к своему высказыванию, и т.п. ( это парные знаки – две запятые, два тире, кавычки, скобки); 2) знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей, однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на прерывание речи (это точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); 3) знаком препинания является также абзац, или красная строка, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования.

Справка  

Для уточнения пунктуационных правил следует обращаться к справочникам, например: Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации (разные годы издания). Правила нужно запоминать. Перед постановкой знаков необходимо разобраться в структуре предложения, затем вспомнить и применить соответствующее правило. Необходимо помнить, что не всегда знаки ставятся в тех местах, где делаются паузы в речи. Также необходимо знать о случаях факультативной постановки знаков препинания.

Задание. Повторить все правила пунктуации. В предложениях расставить на местах подчеркнутых пробелов, если это необходимо, знаки препинания. Объяснить постановку всех знаков препинания, сделав комментарии после каждого предложения курсивом (или выделить комментарии жирным шрифтом). Например: 1. Дважды два –_четыре. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, так как они выражены числительными и попущен глагол есть. 2…..

1. Следовать мыслям великого человека -__есть наука самая занимательная. При наличии связки "есть" тире перед именной частью сказуемого не ставится.2.Утро __ ясное, морозное. Знаки препинания не нужны, так как дальше идут два составных именных сказуемых 3.Сонливый да ленивый __ два родных брата. 4.Солдаты разных полков толпятся тут __ и бранятся, и перетаскивают тяжести на пароход. 5.Узкий  _деревянный мост над железной дорогой едва просматривался сквозь облако белого пара. Между неоднородными приложениями запятая не ставится.  6.Вводные слова не связываются ни с одним членом предложения  _ни одним видом подчинительной связи. Предложение с членами предложения ошибочно принимаемое за однородное
 7.В отряде набралось еще много походного инвентаря, как-то:__ котлы, чайники, топоры. Двоеточие ставится, так как после обобщающего слова стоит словосочетание как-то.  8.О строении земли, о золотых и оловянных поясах, о внедрении гидравлики --_словом, обо всем Северцев говорил свободно. Ставим тире, так как вводные слова словом, одним словом, короче говоря и т. п., стоящие после однородных членов, отделяются от следующего за ними обобщающего слова запятой, перед ними же ставится тире.
9.Каждый звук:_ шорох птицы, шелест упавшего листа --__ кажется громким. Двоеточие ставится, так как однородным членам предложения предшествует обобщающее слово звук. Тире ставится, так как после последнего однородного члена предложение не заканчивается. 10.Челкаш ,__испуганный, изумленный и озлобленный,_ сидел на песке. Выделяются с двух сторон запятыми распространенные определения, выраженные причастием. 11.Оборванные, полуголодные, боявшиеся солнечного света ,_ они жили в этой развалине как совы. Обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. 12. Гриб __ шампиньон хорошо растет в этих местах. 13. Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа -__ кузнеца за несколько минут до пожара. Дефис ставится, так как нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу. 14.Две миловидные девочки __ погодки запрягали лошадь. 15.Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню ,_ улица сельца Марьинского снова оживилась. Запятая ставится, так как обычно обособляются распространенные конструкции в значении причины или условия, конструкции, которые располагаются между подлежащим и сказуемым. 16. Она начала выпроваживать за дверь дочь и мужа __ вглядываясь и извиняясь. 17. Минут пять все стояли _ не шелохнувшись. Знак препинания не ставим, так как одиночное деепричастие не обособляется, если сохраняет значение глагольности, указывая на образ действия. 18. Тогда __ после скандала с «Доктором Живаго» __ это был случай беспрецедентный. 19. Языкознание __ или лингвистика __ изучает родственные и неродственные языки. 20. Умирать даже обязательно надо с терпением,_ если за тобой __ правда __ чувствуется. Запятая ставится перед союзом если. Слово «правда» запятыми не выделяется, так как оно является членом предложения, а не вводным словом. 21. Правда,_ глаза,_ смело смотревшие на Скуратова,_ были не карие, а голубые. Запятая ставится после вводного слова «правда», выражающего оценку говорящим степени достоверности сообщаемого. Выделяется запятыми причастный оборот.  22. Защищать рапорт__, однако,__ не пришлось. Ставим запятые, так как слово однако является вводным словом. 23. По слухам __, какая-то часть упорно сражалась под Каменском,_ не пропуская немцев на Лихую. Ставим запятые, так как по слухам является вводным словом. Во втором случае запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. 24. Родилась я, __ милые внуки мои ,__ под Киевом,_ в тихой деревне. Ставим запятые, так как милые внуки мои это распространенное обращение, которые обособляется запятыми. Ставим запятую, так как под Киевом и в тихой деревне это однородные обстоятельства. 25. Ой, __ ты_ пичуга малая! Ставим запятую, так как слово ОЙ является междометием. 26. Слова словно сами лились из его уст ,__ круглые, склАдные. Запятая ставится ,так как два одиночных определения стоят после определяемого существительного уст.27. Оторванный, отгороженный от любимого дела, __ Завьялов с горечью сознавал,_ что жизнь идет вперед, а он стоит на месте. Запятая ставится, так как обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом Завьялов. Запятую ставим перед придаточным изъяснительным предложением. 28. Илюше иногда __ как резвому мальчику__, так и хочется броситься и переделать все самому. Запятую ставим перед второй частью двойных сопоставительных союзов (как..так и). 29. Илья закрылся с головой дядиным полушубком и лежал __ ,затаив дыхание. Запятая ставится при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом. 30. Я странно читаю, __ и чтение странно действует на меня. Ставим запятую, так как запятая разделяет две части сложного предложения. 31.Шумят __ и пенятся валуны,_ и надо мной кричат орлы_ и ропщет бор. В первом случае запятую не ставим, так как перед однородными членами, соединенными одиночным союзом И запятая не ставится. Вторая разделяет две части сложного предложения. Третью запятую не ставим, так как в сложном предложении есть общий второстепенный член надо мной. 32. Сумерки приближались, __ и надо было торопиться. Ставим запятую, так как запятая разделяет две части сложного предложения. 33. Вздрогнем,_ если вдруг взметнется птица __ или лось протрубит вдалеке. Ставим запятую, так как перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Перед И запятую не ставим, так союз И соединяет два однородных придаточных условия. 34. Кто втерся в чин лисой, __ тот в чине будет волком. Ставим запятую, так как перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 35. Онегин … умел судить о том,_ как государство богатеет __ и чем живет, __и почему не нужно золота ему.  Ставим запятую, так как перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Перед первым союзом И запятую не ставим, так союз И соединяет два однородных придаточных. Перед вторым союзом И запятую ставим, так как он разделяет два сложных предложения. 36. Приятно в теплой комнате слушать __и как злится вьюга,_ и как стонет тайга. Ставим запятую перед вторым сочинительным союзом И, так он соединяет два простых предложения в составе сложного. 37. Наташе казалось,_ что __ ,когда она в первый раз увидела князя Андрея в Отрадном,_ она влюбилась в него. Запятые ставим в сложноподчиненном предложении перед придаточным изъяснительным с союзом ЧТО и перед придаточным временем с союзом КОГДА. 38. Дома у себя я застал гостя,_ который начал мне жаловаться,_ что __ пока он ехал ко мне,_ то заблудился в лесу.  Запятые ставим в сложноподчиненном предложении перед придаточным определительным со словом КОТОРЫЙ, перед придаточным времени, перед пока запятую не ставим, так как есть союз ТО. 40. Я наблюдал с берега и увидел: __ синий парус медленно наклонился и исчез. Ставим двоеточие, так как есть пояснение. 41. Тихо мерцала над горою Венера, __ чуть шумел в темноте прибой. Запятую ставим между двумя частями сложного бессоюзного предложения.42. Выйдет солнце из-за облака - __ чувствуешь на лице горячую ласку света. Ставим тире, так есть резкая смена событий. 43. Я обрадовался встрече  -__ худо быть одному в населенном бульваре.  Ставим тире, так как во второй части сложного бессоюзного предложения есть значение следствия. 44. Сосед наш,_ прошедший войну с первого до последнего дня ,-__ интересный

собеседник. Ставим запятые, так как обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после главное слова. Тире ставим, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными в Именительном падеже.45. «Лучше не ходи за мной, - _ проворчал он и добавил. - __ Ребра переломаю».  Ставим кавычки, так как пред нами прямая речь. Ставим тире, так как слова автора разбивают прямую речь. 46. Шум, говор, толпа людей, спешащих куда-то -__ все это было как-то чудно ему. Ставим тире, так как однородные члены предложения стоят перед обобщающим словом ВСЕ. 47. Брызги и волны были __ как в жизни. Запятую не ставим, так как сравнительный оборот входит в состав сказуемого. 48. «Я тебя никому не выдам», - __ торжественно обещала Тоня. Тире ставим, так как прямая речь стоит перед словами автора.49. «Баратынский,- __ говорит Пушкин.- __ принадлежит к числу отличных наших поэтов». Ставим тире и пишем прямую речь с маленькой буквы, так как прямая речь представляет собой одно предложение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.