|
|||
Лекция Разбивка главных точек кривой на местностиЛекция Разбивка главных точек кривой на местности
Кривые по трассе разбивают, чтобы сгладить резкие повороты трассы, недопустимые для таких сооружений, как усовершенствованные дороги, каналы и некоторые трубопроводы. Разбивка кривой требует от пикетажиста знаний технических условий для устройства сооружения, трассу которого он разбивает. Разбивка кривой в трех главных точках сопровождается введением в измеренную длину трассы поправки Д (домера), а также выносом пикетов на кривую. По вычисленным элементам круговую кривую разбивают так: от вершины угла отмеряют лентой по трассе в обратном направлении величину тангенса Т и получают точку НК (начало кривой). Отмеряя эту же величину от вершины угла в прямом направлении трассы, получают точку КК (конец кривой). Чтобы получить точку СК (середина кривой), делят на местности при помощи теодолита угол (3 пополам, получают направление биссектрисы этого угла; откладывая по направлению биссектрисы величину Б, получают точку СК. Поправку в длину трассы вводят путем смещения вперед на величину домера следующего за концом кривой пикета, первоначальное положение которого было найдено измерениями по ломаной (по тангенсам). Профили строят на миллиметровой бумаге. Продольный профиль строят в такой последовательности: 1) строят вспомогательные графы шириной от 0,5 до 2 см в соответствии с потребностью расположить в них записи или чертежи; 2) заполняют графы, начиная с графы расстояний, предварительно разбитой на интервалы согласно горизонтальному масштабу и расстоянию между пикетными точками и между пикетными и плюсовыми точками; расстояния между смежными точками на профиле подписывают только в случае, когда имеются плюсовые точки; 3) подписывают номера пикетных точек; 4) в графу «фактические отметки» * вписывают отметки пикетов и плюсовых точек, взятые из журнала геометрического нивелирования по трассе; 5) в графе «план полосы по трассе» строят ситуацию полосы местности вдоль трассы, снятую при разбивке пикетажа, причем сама трасса изображается в виде прямой линии посередине графы; 6) выбирают Яуг — отметку условного горизонта, от которой следует строить вертикальный разрез трассы; для удобства вычислений и построений профиля отметка условного горизонта выбирается кратной 10 м, и, кроме того, она должна позволить построить разрез по трассе, необходимой для проектирования сооружения глубины; 7) от линии условного горизонта вверх в вертикальном масштабе профиля откладывают разность отметок — фактической (черной) и условного горизонта над каждым пикетом и плюсовой точкой профиля и находят положение этих точек на разрезе; далее от найденных точек до линии условного горизонта проводят «ординаты», а смежные точки соединяют между собой прямыми линиями, которые по совокупности образуют ломаную линию, изображающую линии поверхности земли по трассе; 8) оформляют профиль, т. е. подписывают наименование трассы, масштабы профиля, даты производства изысканий по трассе. На построенном «черном профиле» проектируют сооружение, ось которого изображают линией красного цвета — проектной линией. В одной из граф профиля подписывают проектный уклон оси сооружения, в другой — проектные (красные) отметки точек оси; около проектной линии подписывают «рабочие отметки», выражающие проектные высоты насыпи или глубины выемки в разных точках трассы. Поперечные профили строят в одном масштабе для горизонтальных и вертикальных расстояний. Такой неискаженный чертеж удобен для проектирования насыпей и выемок по направлению трассы и, в частности, для определения планиметром площадей поперечных сечений, а следовательно, и для подсчета объемов насыпей и выемок. Число и содержание вспомогательных граф на поперечном профиле могут быть различными в зависимости от вида сооружения; однако на любом поперечном профиле подписывают: 1) наименование точек поперечника; 2) фактические отметки точек поперечного профиля, включая и отметку точки пересечения его с трассой; 3) расстояния от трассы до точек поперечного профиля; 4) проектные и рабочие отметки. Разбить кривую в главных точках на местности - значит найти положение её главных точек на оси линейного сооружения и закрепить их. Положение начала кривой НКК определяют, отложив вычисленное расстояние от ближайшего пикета. В нашем примере (рис. 1) ближайшим пикетом является ПК1. От него к ПК0 откладывают расстояние 27,67. В этой точке забивают колышек, а на расстоянии 15 - 20 см по направлению трассы забивают сторожок и на нем записывают НКК ПК0 + 72.33. Середину кривой СКК закрепляют, отложив от ВУ по направлению биссектрисы угла, образованного направлениями трассы, отрезок, равный Б. На следующем, после вершины угла, направлении трассы откладывают величину домера (см. рис. 2), после чего продолжают разбивку пикетажа. При этом в месте отложения домера две точки - начало домера и его конец получают одно и тоже пикетажное наименование, благодаря чему в конце кривой пикетаж совпадает с пикетажем прямой. Положение ККК получают, отложив от конца домера расстояние, в примере оно равно 36.21 м. Найденное положение ККК закрепляют колышком и сторожком. Рис. 1. Разбивка пикетажа с учетом кривой.
Рис. 2.Схема круговой кривой. Контрольные вопросы: 1. Зачем разбивают кривые по трассе? 2. Что значит «разбить кривую в главных точках на местности»? 3. Как разбивают круговую кривую? 4. В какой последовательности строят продольный профиль? 5. Что подписывают на любом поперечном профиле?
|
|||
|