|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
История, 10 класс 1 вариант Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Ледовое побоище. 2) Крещение Руси. 3) Грюнвальдская битва
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв. 1) пожилое 4) заповедные лета 2) Соборное уложение 5) урочные лета 3) Табелью о рангах 6) Юрьев день Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное слово. Лично свободных крестьян, работающих на государственных землях, несших государственные повинности в XIV- XVII вв, называли ________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) «Ученица Симеона Полоцкого» заключила в 1686 г. «Вечный мир» с Речью Посполитой. 2) Представители семьи Романовых пришли к власти в результате стрелецкого бунта. 3) В тексте речь идёт о событиях, связанных с Земским Собором 1613 года. 4) «Ученица Симеона Полоцкого» пришла к власти в результате стрелецкого восстания. 5) В период правления упомянутого в тексте представителя семьи Романовых заключил Столбовский мир со Швецией. 6) Упомянутый(ая) в тексте представитель(ница) семейства Романовых пришёл(шла) к власти, свергнув своих младших братьев – Ивана и Петра.
7.Выберите из списка трёх деятелей культуры XVIII в., которые были литераторами, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 1) В. К. Тредиаковский 2) Д. Г. Левицкий 3) Г. Р. Державин 4) Д. И. Фонвизин 5) И. П. Аргунов 6) И. Ф. Шубин
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В результате заключения Деулинского перемирия Россия потеряла ________________ Б) Гетман Украины, союзник шведского короля в период Северной войны_____________ В) Россия получила право строительства черноморского флота по итогам ____________ 1) Дерпт. 4)Кючук-Кайнарджийский мир 2) Богдан Хмельницкий 5) Смоленск 3) Нерчинский мир 6) Мазепа
9. Установите соответствие между именами князей и воевод и событиями, связанными с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя великого князя, о котором идет речь. «Когда в Москву пришли сведения о движении сильного ордынского войска во главе с Бегичем, московские воеводы встретили его во всеоружии. Навстречу ордынцам вышла сильная московская рать во главе с самим великим князем. Перейдя Оку, он встретил ордынское войско 11 августа на берегу Вожи, правого притока Оки. Татары не ожидали, что русская рать так глубоко выдвинется к югу, и пришли в замешательство. Но отступать было для ордынцев позорно: ведь они привели в своем обозе огромное количество пустых телег, для того, чтобы вывозить награбленное на Руси добро…..Бой был коротким и яростным…».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) Польша 6) Тильзитский мир 2) Туркманчайский мир 7) Швеция 3) 1856 г. 8) 1828 4) 1721 г. 9) Бухарестский мир 5) Турция
12 Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского. «…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния неумолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпелива молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительное…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку. 2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии. 3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа. 4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный. 5) Первым представителем новой династии, о которой говорятся в тексте, был царь Михаил Фёдорович. 6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
13. Напишите имя императора, правившего в той стране, которая была основным противником России в военных действиях, обозначенных на карте. 14. Напишите название города, где состоялось последнее сражение этого императора. 15. Напишите место проведения генерального сражения, данного русской армией, обозначенного цифрой «1». 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Изображённые на карте события происходили в первой четверти XIX в. 2) В это время в России правил император Николай I. 3) Россия победоносно завершила войну, события которой обозначены на карте. 4) По окончании военных действий в Вене собрался конгресс европейских монархов. 5) В честь победы в этой войне в Петербурге был возведён Исаакиевский собор. 6) События обозначенных на карте военных действий отражены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|