Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предвестники революции. история одного поиска)



Предвестники революции

(история одного поиска)

Эта история началась с того, что в 50-х гг. ХХ века краевед с.Черемисского Шабунин Василий Иванович   прочёл книгу генерал-майора С.Ф Найды «Революционное движение в царском флоте». В 9 главе, ссылаясь на первоисточники, автор рассказывает о Кронштадтском восстании моряков, в ночь на 20 июля 1906 года. На 321 стр. этой книги в числе 19 матросов, приговорённых царским военно-полевым судом к смертной казни, указана фамилия матроса Кукарцева Алексея Даниловича, 5-го флотского экипажа, призыва 1902г. Пермской губернии Екатеринбургского уезда Черемисской волости и села. Этот факт заинтересовал Василия Ивановича. Сначала один, а затем совместно с работниками школьного музея он написал немало писем разъехавшимся родственниками А.Д.Кукарцева, собрал архивные справки, завязал переписку с участником этого события ленинградцем Л.А.Глебовым (Ленцнером). Поиск длился не один год.

Ученики Черемисской школы с учительницей Прядеиной Людмилой Трофимовной побывали в г. Артёмовске и встретились с сестрой А. Кукарцева – Еленой Даниловной Кукарцевой. Ребята побеседовали и с местными старожилами. Так постепенно, факт за фактом, была восстановлена хронология последних дней жизни А.Д.Кукарцева.

А.Д. Кукарцев родился в 1880г в с.Черемисском, Черемисской волости, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии. 1 октября 1901 года он был призван на действительную службу. 19 декабря того же года его зачислили в 5 Балтийский флотский экипаж. 1 апреля 1902г. он стал матросом второй статьи, а затем был назначен артиллерийским квартирмейстером. 17 сентября 1906г. приговорён военно-морским судом Кронштадтского порта к расстрелу за активное участие в восстании матросов и солдат. 21 сентября приговор был приведён в исполнение.

Кронштадтские матросы бунтовали в Первую русскую революцию в октябре 1905-го. Затем в ночь с 19 на 20 июля 1906 года. Июльское выступление было подготовлено эсерами и большевиками, которые в тот период сообща боролись с царизмом. Восставшие овладели фортом «Литке», захватили поезд, шедший на «Константин». Алексей Кукарцев вместе с восставшими убил капитана 2-го ранга Добровольского, относившегося к матросам хуже лютого зверя, арестовал семь унтер-офицеров, жестоко обращавшихся с матросами. Спас от расстрела ротного командира штабс-капитана Аремфельда, так как тот хорошо обращался с моряками и солдатами. В создавшейся суматохе Алексей выгонял из казарм колеблющихся матросов и солдат. Но плохо подготовленное восстание не поддержали, ни солдаты, ни команды кораблей, стоявших в порту. Власть, осведомленная своими агентами о предстоящем восстании, подавила его за несколько часов, что позволило избежать больших жертв. За период восстания и при подавлении его погибло 20 матросов, 48 матросов получили ранения; были убиты 7 офицеров и один кондуктор, ранены 5 офицеров и судовой священник. За участие в восстании были осуждены 1417 человек, из них 36 - на смерть, 130 - на каторгу, 316 - в тюрьмы, 935 - в исправительно-арестантские отделения. Семерых повстанцев расстреляли уже 20 июля. 3 августа был вынесен приговор по делу 147 солдат, минеров, саперов и гражданских лиц, 10 из которых расстреляли. Таким было начало репрессий. Историк Станислав Тютюкин пишет: «Суд над матросами – а их было арестовано свыше 2,2 тыс. – готовился более тщательно. Первую партию – 760 человек – судили в сентябре 1906 года. Поскольку в Кронштадте не нашли зала, который мог бы вместить всех подсудимых, заседания суда происходили в подсобном помещении машинной школы. 18 сентября к смертной казни были приговорены 19 матросов… 21 сентября их казнили». В этой истории больше всего поражает та жестокость, с которой были казнены бунтовщики. Подробности стали известны из воспоминаний матроса А. Затёртого (Новикова): «На месте, предназначенном для исполнения приговора «суда скорого, правого и милостивого» были вкопаны два столба в двадцати саженях друг от друга, а между ними протянута верёвка. Сюда, ещё за полтора часа до казни привели девятнадцать приговорённых матросов. Их подвели к канату и поставили в один ряд. Перед ними выстроилась рота матросов – стрелковой команды. На всякий случай за стрелками-матросами были поставлены несколько пехотных взводов, а позади всех пулемёты, у которых встали сами офицеры. Как только начали читать приговор, матросы запели. Стрелки, услышав песню, всколыхнулись. Приговор так и не был прочтён: начальство заметило, что настроение стрелков-матросов и остальных солдат становилось всё тревожнее. Поэтому поторопились покончить с обречёнными. К ним подошёл священник. За исключением двух человек, все решительно отказались от его услуг. Тогда их привязали к канату, надели на головы мешки. Послышался приказ:                                                                                                                                      

 – Пальба ротой! Пли!                                                                                                                     

Раздались беспорядочные выстрелы. Залп оказался недружным, «сорванным».                    Произошло нечто невообразимое. Два или три человека были убиты наповал, некоторые только ранены; другие оставались невредимыми. Убитые, падая, натягивали канат, увлекали за собою остальных. На земле образовалась барахтающаяся и извивающаяся куча человеческих тел. Раненые, обливаясь кровью, подпрыгивали, вертелись вокруг каната, бились в конвульсиях. Те, которых не коснулись пули, в ужасе рвались в стороны, падали и поднимались снова. Раздались вопли, стоны, ругань.

Стрелкам из опасений было выдано только по два патрона. Но они, растерявшись, целились плохо, стреляли наугад. Снова выдали стрелкам патроны. Теперь уже стреляли без всякой команды и с близкого расстояния. Но те, которых расстреливали, не умирали, точно были неуязвимы. Живые, дёргая канат, подбрасывали мёртвых. Казалось, что из приговорённых, ещё никто не был убит до смерти. Тогда было приказано докончить их «в рукопашную». Наконец, тела казнённых перестали корчиться. Их сложили в мешки, погрузили на пароход, вывезли за Толбухин маяк и, привязав к мешкам камни, выбросили в море…»

Революция, переворот, бунт, мятеж, восстание – всё это звенья одной цепи и отличаются лишь целью и результатами. Все эти понятия связаны с потоками человеческой крови.  

Сейчас, спустя 100 с лишним лет, по-разному оцениваются те далёкие события. По-разному отнеслись к ним и жители села Черемисского, когда весть о расстреле дошла до села. Молодёжь жалела Алексея, пожилые люди проклинали «убивца царя», который, по его твёрдому убеждению, погиб «за народное дело». Об этом он написал в своём предсмертном письме родителям: «Мы добивались свободы всего народа, который страдает всю жизнь, как и вы. Вы тоже страдаете, но страдания должны скоро кончиться, должна скоро быть свобода, за которую я погибаю. Но если будет свобода, тогда узнаете, какая нам будет честь…»

Первый обелиск борцам революции в селе Черемисском был установлен в 1965 году. В 1975 г по инициативе председателя сельского Совета И.С. Шестакова для памятника-ансамбля героям войн в Ленинграде был изготовлен бюст А.Д Кукарцеву и установлен в центре села к 30-летию Дня Победы.

В 1987 году группа Черемисских школьников-краеведов под руководством учителя географии Климарёвой Нины Борисовны побывала в Кронштадте. Ребята посетили Морской музей города «Кронштадтская крепость». В экспозиции, посвящённой I русской революции, увидели портрет нашего земляка Алексея Даниловича Кукарцева, познакомились с архивными материалами, пролистали страницы газет того времени, писавших о восстании моряков. Побывали они в казармах и на месте казни матросов, оставили в музее землю от родного дома А.Д.Кукарцева.  

В 1988 году в селе на улице, названной именем героя, была открыта мемориальная доска. В 2014 году по инициативе потомков А.Д Кукарцева, Силачёва Леонида Васильевича и Силачёва Юрия Григорьевича к бюсту А.Д. Кукарцева была установлена мемориальная доска.

Так завершился многолетний поиск, посвящённый человеку, свято и преданно верившему, что он борется за светлое будущее своего народа.

По собранным материалам в Черемисском историко-литературном музее изначально была открыта постоянная экспозиция, посвящённая Алексею Кукарцеву. В настоящее время по этим же материалам подготовлена презентация, которая используется на занятиях со школьниками к юбилейным датам. Это наше прошлое, наша история, об этом надо помнить…

                                                   Колташова Л.Н.

По материалам Черемисского историко-литературного музея;

 Сайта историк. рф «Недовольство среди моряков» О.Назаров.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.