|
|||
Перлз Фредерик, Хефферлин Р., Гудмэн П. 13 страница
Попробуйте действительно понять, что когда вы <спрашиваете себя> о чем-то, - это ретрофлексивный вопрос. Вы не знаете ответа, иначе бы вы не задавали вопрос.
Кто в вашем окружении знает или должен был бы знать? Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать, что хотели бы задать свой вопрос не себе, а ему? Что удерживает вас от этого? Застенчивость? Боязнь отказа? Нежелание обнаружить-свое невежество?
Когда вы <советуетесь с собой> по какому-либо поводу, можете ли вы сознать свои мотивы? Они могут быть разными. Это может быть игрой, домогательством, утешением или выговором самому себе-Чем бы это ни было, кого вы подменяете собой?
Рассмотрите порицание себя. Вы найдете здесь не подлинное чувство вины, а лишь притворство чувствования себя виновным. Обратите упрек, найдя того <мистера X>, которому он реально обращен. Кого вы хотите укорить ? Кого вы хотите переделать? В ком вы хотите вызвать чувство вины, которое, как вы притворяетесь, вы имеете в себе?
На этой стадии важно не то, чтобы вы попытались искоренить ретрофлексию, поспешив к этому <мистеру X> и выложив ему, что вы имеете ему сказать. Вы еще в недостаточной степени исследовали и приняли себя, и недостаточно внимательно рассмотрели межличностную ситуацию. Оставьте на некоторое время частное содержание определенной проблемы и займитесь формой своего собственного ретрофлектирующего поведения. Постепенно вы начнете видеть ту роль, которую вы сами играете в межличностных отношениях. Вы начнете видеть себя так> как другие видят вас. Если вы постоянно требуете чего-то от себя, 'вы также, скрыто или явно, предъявляете требования другим, - и так они вас и видят. Если вы постоянно сердитесь на себя, вы будете сердиться даже на муху на стене.' Если вы постоянно придираетесь к себе, вы можете бЫть уверены, что есть и другие, к кому вы придираетесь.
Человек, ретрофлектирующий агрессию, полагает: <Если я обращаю это на себя, это не касается никого другого, не так ли?> - Не касалось бы, если бы ретроф-лексия была полной, и если бы он жил в герметической капсуле. Но ни то, ни другое невозможно. Человек живет с другими людьми, и многое в его поведении, - того же рода, что и ретрофлектируемое, - избегает ретроф-лексии. Например, находятся особые виды агрессии, которые не были специально наказываемы и потому не были обращены на себя, и они находят себе выход наружу.
Человек не сознает этого, потому что его <представление о себе> исключает <нанесение вреда другим>. Поскольку он нападет на других случайным и не сознаваемым им самим образом, такие действия, в той же мере как и его ретрофлексированные агрессии, остаются грубыми, примитивными, и сравнительно неэффективными. Аутоаг-рессия легче может быть сознана и принята человеком как подлинная агрессия, потому что человек чувствует себя менее виноватым, если он нападает на себя, чем если он вредит другим; но в ретрофлектирующем человеке агрессия по отношению к другим также существует, и она тоже должна быть в конце концов сознаваема и принята, чтобы иметь возможность стать рациональной и нормальной, а не оставаться иррациональной и невротической.
Когда ретрофлексия сознается, обращается и импульс обретает спонтанное развитие, значение того, что ретроф-лектировано, всегда претерпевает изменение; например, упрек превращается в просто обращение (reproach - approach). В перспективе любой межличностный контакт лучше, чем ретрофлексия. Под межличностным контактом мы имеем в ВИДУ не то, что обычно называют <быть среди людей>, <общаться с другими>, <чаще выходить>; такие формы поведения, маскируясь под <социальный контакт>, могут быть всего лишь безконтактным слиянием. Подлинный контакт часто может состоять в том, что с точки зрения <условностей> рассматривается как разрушение или избегание контакта. Представьте себе, например, что кто-то приглашает вас на вечеринку, к которой у вас нет ни малейшего интереса. Вы предпочли бы провести время как-нибудь иначе. Но если вы так честно и скажете, люди могут подумать, что вы избегаете <социальных контактов>. Это <нехорошо>, потому что нас с детства и позже учат, что в стадности есть некая добродетель, даже если дело сводится к пустой болтовне и убиванию времени. Но вы говорите <Да, чудесно>, вместо <Спасибо, но я не пойду>, Таким образом мы избегаем разрушения слияния с преобладающими стереотипами, воспринимаемыми как <хорошие манеры>. Но, будучи вежливыми по отношению к другим, мы при этом <невежливы> по отношению к себе, мы отнимаем у себя другие возможные деятельности, которые в действительности вызывают спонтанный интерес и важны для нас. Гордясь своей <позитивностью>, то есть готовностью ска-163
зать <да> любому Тому или Дику, мы обращаем негативное <нет> на себя.
Рассмотрим еще раз природу процесса ретрофлексии. В произвольном сдерживании человек отождествляет себя как с тем поведением, которое сдерживается, так и с самим процессом сдерживания. В качестве простого примера можно рассмотреть сдерживание уринации. Допустим, человек чувствует потребность опорожнить свой мочевой пузырь в таком месте и в такое время, когда это совершенно неуместно. Он просто сжимает уретральный сфинктор, чтобы уравновесить давление жидкости. Это временная ретрофлексия. Человек не собирается делать ее постоянной и не отделяет от себя, от своей личности ни одну из сторон конфликта. Как только появляется возможность, он обращает ретрофлексию; это состоит всего лишь в расслаблении сфинктора, чтобы мочевой пузырь мог опорожнить содержимое. Потребность удовлетворена, и оба напряжения освобождены. Люди, разумеется, различаются в отношении способности выдерживать такое напряжение в течении того или иного времени. Если они полагают функции выделения <неприличными>, они будут стесняться при необходимости выйти из комнаты или отделиться от компании.
В отличие от этого простого сдерживания, где обе составляющих конфликта сознаваемы и принимаются человеком как принадлежащие ему самому - <Я хотел бы освободиться от этого, но я предпочитаю подождать>, - в других ситуациях человек отождествляется лишь с одной стороной конфликта и только ее принимает как свою. В насильственном сосредоточении, как мы видели ранее, человек отождествляет себя только с <произвольным> заданием, то есть с <дающим задание>, с тем, кто настаивает чтобы определенная работа была выполнена. Он отделяет от себя и не признает за собственные другие интересы, которые он называет <отвлечениями> то есть разтождест-вляется с ними. В терминах структуры конфликта это подобно простому сдерживанию, описанному выше; но различие состоит в отношении к одной из сторон конфликта. Хотя различные потребности противостоят друг другу и направлены противоположно, <я> не разделено в этой ситуации, потому что оно отказывается включить в себя потребности из фона, которые противостоят заданию отождествить себя. Таким способом не многое достигается; часто фон значительно прояснился бы, если
бы <я> могло отождествиться с наиболее настоятельным из этих <отвлечений>, дать ему приоритет, покончить с ним и затем вернуться к заданию. Как бы то ни было, нам важно показать здесь, что в том типе ретрофлексии, который составляет борьбу с <отвлечениями> при насильственном сосредоточении, <я> находит себя только в старании выполнить задание.
Иногда в ретрофлексиях <я> играет обе роли, отождествляясь как с активной, ретрофлектирующей частью личности, так и с пассивной частью, объектом ретроф-лексии. Это в особенности справедливо в случаях жалости к себе или наказывания себя. Прежде, чем рассматривать это теоретически, обратитесь к подобным случаям в вашей жизни и попробуйте ответить на следующие вопросы:
Кого вы хотите пожалеть? От кого вы хотели бы получить сочувствие? Кого вы хотите наказать? Кем вы хотели бы быть наказанным?
Слова <жалость>, <симпатия> и <сострадание> обычно используются как синонимы, и все полагаются означающими <добродетели>. Однако различия в оттенках их значения, может быть несущественные с лингвистической точки зрения, весьма существенны с психологической. В словаре они различаются следующим образом: <Жалость - чувствование чужого страдания или беды, при этом объект жалости часто полагается не только страдающим, но и слабым и нижестоящим. Симпатия - дружеское чувство по отношению к другим, особенно в горе или несчастье; слово подразумевает определенную .степень равенства в ситуации, обстоятельствах и пр. Сострадание - глубокое сочувствие другому, особенно в серьезном или неизбежном страдании или несчастье> (курсив наш). Все эти слова, выражающие отношение к страданиям других, различаются мерой актуального участия, близости или отождествления со страданием. Жалость - участие наиболее отдаленное, и мы утверждаем, что по большей части то, что называется жалостью, на деле есть замаскированное злорадство. Теннисон говорит о <презрительной жалости>, и многие из нас слышали выкрики вроде <Я не хочу вашей проклятой жалости!>. Такая жалость - снисхождение. Мы обращаем ее к тем, кто находится в столь низком положении, что перестает быть нашим серьезным соперником. Они <вне игры>. Жалея
их, мы подчеркиваем различие их и нашего жребия. Такого рода отношение мотивирует подчас благотворительность.
Когда человек действительно затронут страданиями других, а не прячет равнодушие и злорадство, он стремится помочь практически и готов принять на себя ответственность за изменение ситуации. В таких случаях мы скорее будем говорить о симпатии или сострадании, активном вмешательстве в ситуацию страдающего. Человек вовлечен в происходящее и слишком занят им, чтобы позволить себе роскошь сентиментальных слез. Слезливая жалость - по большей части мазохистское наслаждение страданием.
Когда она ретрофлектируется, мы имеем ситуацию жалости к себе. Часть <себя> становится объектом, отношение жалости остается презрительным, отчужденным снисхождением. Чтобы разделение <я> жалеющего и жа-леемого могло быть преодолено, злорадство должно трансформироваться в активное стремление помочь, будь объектом э^ой помощи кто-то иной или отвергнутая часть себя. Эта новая ориентация ведет к задаче манипулирования в среде ради достижения необходимых изменений.
Желательность самоконтроля в нашем обществе не подвергается сомнению; с другой стороны, редко можно встретить рациональное понимание того, что это такое. Вся программа этих экспериментов направлена на развитие владения собой, самоконтроля, но на более широкой и всесторонней - фактически на совершенно иной основе, нежели обычные наивные устремления. Когда человек спрашивает: <Как мне заставить себя делать то, что я должен делать>, - этот вопрос может быть переведен так: <Как мне заставить себя делать то, что значительная, обладающая силой часть меня не хочет делать?> Иными словами, как одна часть личности может установить жесткую диктатуру над другой частью? Желание сделать это и более или менее успешные попытки в этом направлении характерны для невроза навязчивости.
Человек, относящийся к себе подобным образом - деспотичный громила. Если он может и смеет вести так себя с другими, он может временами оказываться эффективным организатором. Но когда ему необходимо самому следовать чужим (или собственным) указаниям, он начинает сопротивляться - пассивно или активно. Поэ-166
тому обычно принуждение мало чего достигает. Такой человек проводит свое время готовясь, решая, выясняя, но мало продвигается в выполнении того, что он так подробно разрабатывает. То, что происходит в его поведении относительно самого себя, напоминает контору, в которой босс - самодур; его предполагаемые <рабы> при помощи задержек, ошибок, и миллиардом других способов саботажа разрушают его попытки принуждения. При самопринуждении <я> отождествляется с ригидными целями и пытается осуществить их напролом. Другие части личности, мнение и интерес которых не учитываются, мстят усталостью, отговорками, обещаниями, не имеющими отношения к делу трудностями. <Правящий> и <управляемые> находятся в постоянном клинче.
Хотя немногие из нас страдают неврозом навязчивости как таковым, всем нам свойственна известная мера принудительности, потому что это один из характернейших невротических симптомов нашего времени. В той мере, в какой это имеет место, это окрашивает собой все наше поведение. Если взять в качестве примеров выполнение наших упражнений, то без сомнения они иногда представляются обременительными заданиями, навязанными извне, и задача тогда состоит в том, чтобы разделаться с ними как можно скорее. Вы реагируете на это раздражением, недовольством, гневом, если не все получается так, как вы предполагали. Ждать спонтанного развития - это не то, что позволит вам внутренний надсмотрщик.
Обратите ситуацию, в которой вы принуждаете себя. Как вы заставляли бы другого выполнить задание за вас: пытаясь манипулировать средой с помощью магических слов? Или угрожая, командуя, подкупая, награждая?
С другой стороны, как вы реагируете, когда вас принуждают? Притворяетесь глухим? Даете обещания, которые не собираетесь выполнять? Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием?
Когда вы пытаетесь заставить себя делать то, чего вы сами не хотите делать, вы работаете против мощного сопротивления. Перспектива достижения цели проясняется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути (или посмотрите, каким образом вы сами оказываетесь пре-167
пятствием). Это великий принцип даосской философии: создать пустоту, чтобы природа могла развиваться в ней; или, как они это выражают: не стой на дороге.
Какие, например, препятствия вы встречаете, делая эти упражнения? Если вы говорите <я должен их делать>, кто требует этого? Вы, разумеется, потому что никто вас не принуждает со стороны. Что, если вы не будете их делать? Удар не последует. Ваша жизнь будет продолжаться, пойдет по своему привычному руслу. Предположим, вы говорите: <Я хочу их выполнять, но какая-то часть меня не хочет>. В чем состоят ее возражения? Потеря времени? Столь же ли вы бережливы по отношению ко времени в других случаях? Если вы сбережете время, которое тратите на эти эксперименты, посвятите ли вы его действительно необходимому, <важному> делу?
Предположим, что возражение связано с отсутствием гарантии, что эти эксперименты принесут вам <пользу>. Можете ли вы получить такого рода гарантию в других делах, которые вы делаете?
Каковы бы ни были ваши возражения, не порицайте себя за них. Порицайте того или то, кого или что вы полагаете ответственным за ваши чувства. Разрядив некоторую долю агрессии, которую вы обращали на себя, вы сможете реагировать на ситуацию совсем иначе.
Другая важная ретрофлексия, которую стоит рассмотреть - чувство презрения к самому себе, самоуничи-жение-(то, что X. Салливен называл <слабой я-системой> и считал сущностью невроза). Он утверждал, что если нарушены отношения человека с самим собой, нарушаются также все его межличностные отношения. Человек постоянно оказывается в плохих отношениях с самим собой, если у него сложилась привычка все время оценивать себя и сравнивать свои реальные достижения со своими наивысшими требованиями. Если он обратит ретрофлексию, он оставит себя в покое и начнет оценивать людей вокруг себя. Осмелившись на это, он вскорости поймет также, что такого рода вербальные оценки - себя ли, или других - не так уж важны. Он поймет, что его ретрофлек-тированные оценки бь1ли всего лишь механизмом, позволявшим ему заниматься собой. Когда он с тем же рвением обратится к оценке других, то скоро заметит бессмысленность этого и останоЬится. Тогда он сможет смотреть на людей, просто сознавая, кто они такие и что пни делают,
и научится либо конструктивно манипулировать ими, либо приспосабливаться к ним.
В чем вы сомневаетесь относительно себя ? В чем доверяете себе? За что осуждаете себя? Можете ли вы обратить эти отношения? Кто этот <X>, в котором вы сомневаетесь? Кого вы презираете ? С кого хотели бы сбить спесь ? Не является ли ваше чувство неполноценности скрытым высокомерием ? Можете ли вы рассмотреть свое самоуничижение в увидеть в нем ретрофлектированное желание унизить некоего <X>?
Еще один важный тип ретрофлексии - интроспекция. Это - <глазение> на самого себя. Эта форма ретроф-лексии очень распространена в нашей культуре, так что психологическая литература часто принимает как само собой разумеющееся, что любая попытка увеличить соз-навание себя обязательно сводится к интроспекции. Хотя это совершенно не так, вместе с тем, по-видимому, каждый, кто будет выполнять эти эксперименты, начнет с интроспекции. Наблюдающий отделен от наблюдаемой части, и пока это разделение не <срастется>, человек не почувствует, что возможно сознавание себя, отличающееся от интроспекции. Мы уже сравнивали подлинное соз-навание с жаром, который порождается собственным горением угля, а интроспекцию - с лучом отраженного света на объекте.
Рассмотрите свою интроспекцию. Какова ваша цель? Вы ищете какую-то тайну? Пытаетесь что-то вспомнить? Надеетесь (или боитесь) столкнуться с чем-то неожиданным ? Не смотрите ли. вы на себя пристальным оком сурового родителя, чтобы удостовериться, что вы не наделали недозволенного? Или вы стараетесь найти что-то, что будет соответствовать теории - например той, которая развивается на этих страницах? Или, наоборот, вы усматриваете, что таких подтверждений нет?
Обратите такого рода отношение на окружающих людей. Есть кто-нибудь; чьи <внутренности> вы хотели бы рассмотреть? Есть ли кто-нибудь, за кем вы хотели бы 'строго смотреть? Обратите теперь внимание не только на цель вашей интроспекции, но и на то, как вы это делаете. Докапываетесь до чего-то? Или вы похожи на грубого полисмена, который случит в дверь и требует открыть не-169
медленно? Или вы смотрите на себя робко, украдкой? Или вы уставились на себя невидящими глазами ? Или вы подтасовываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям? Фальсифицируете их путем преувеличения? Или вы диете им происходить исподтишка? Пли вы выделяете только то, что соответствует вашим ближайшим целям? Короче, обратите внимание, как функционирует ваше <я>. Это гораздо важнее, чем частное содержание.
Крайний случай интроспекции - ипохондрия, искание симптомов болезни. Обратите ее, ищите симптомы болезни у других. Может быть вы - непроявившийся врач или сестра. Какова цель таких поисков? Не является ли она сексуальной? Не говорили ли вам, что мастурбация создает характерное выражение глаз? Не высматривали ли вы с своих глазах, и в глазах других такого рода симптомы? Не рассматриваете ли вы интроспективно свое тело в поисках знаков наказания за ваши <грехи> ?
Некоторые студенты, рассказывая о своих реакциях на этот эксперимент, выражали возмущение <оскорбительными измышлениями> и бросались на защиту того, что их личные мотивы <хороши>: <Вы предполагаете, что каждый из нас питает скрытое желание жалеть или наказывать кого-нибудь, или быть объектом жалости и наказания. Я считаю такое предположение нелепым>. - <Я категорически отрицаю, что когда я жалею кого-то, то в этом есть скрытое злорадство>. - <Вы говорите так, как будто считаете нас всех <ненормальными>. Или вы сами ненормальные?>. - <У вас получается, что я должен считать себя ответственным за ситуацию, в которой я оказался. Может быть, для кого-то это и так, но не для меня. Вы просто не представляете себе, что со мной делали!> - <Некоторые из ваших утверждений кажутся мне излишне суровыми>.
Однако большинство отчетов показывают честные попытки разобраться в том, что обнаружилось: <Я не нуждаюсь в обычной жалости, но мне хочется, чтобы меня жалели, когда я приношу какую-нибудь важную жертву>. - <Мне пришлось признать, что то, что мне казалось чистосердечной жалостью к моей сводной сестре, содержит немалую долю тайного злорадства>. - <Я жалею тех, кто, как вы сказали, вне игры>. - <Я обнаружил, что в действительности я хочу наказать мою девчонку. Это беспокоит меня, потому что я действительно ее люблю. К счастью,
это не продолжается все время, а только тогда, когда на меня находит.тоска>. - <Я не мог поверить, что желание наказать или быть наказанным относится ко мне. Но потом я вспомнил, что постоянно вижу во сне, как я наказываю кого-то, обычно женского пола, причем делаю это очень жестоко. В юности мне снилось, что меня кто-то наказывает физически, и это доставляло мне удовольствие. Мои родители наказывали меня не физически, а угрозой, что перестанут меня любить. Это долго продолжалось, и я думал, насколько было бы лучше, если бы они дали мне хорошую трепку, и на том дело бы кончилось>.
Относительно остальных разделов эксперимента мы не будем приводить отрывки из разных отчетов, а вместо этого процитируем с сокращениями один довольно подробный отчет: <Хотя нет никого, кого бы я постоянно хотела жалеть, временами я хочу пожалеть сестру, потому что полагаю, что она неудачно вышла замуж. Но когда я ее вижу и вижу, что она вполне счастлива. Я понимаю, что моя жалость неуместна... Я очень счастлива, потому что мы с женихом глубоко любим друг друга. Я очень довольна его родителями, они очень хороши со мной. ...Временами у меня возникает желание наказать отца за то, что он выливает злость на мать. Если бы мне пришлось выбирать, кто бы наказывал меня, - это была бы мать. Она такая мягкая и добросердечная, wo наказание не было бы тяжелым. Мне не хотелось бы быть наказанной моим женихом, потому что он так упрям, что наказание - хотя это, может быть, было бы не более чем длительное молчание или отсутствие, - было бы хуже любого грубого, жестокого обращения. ... Когда я пытаюсь принуждать себя, я даю себе обещания. Я обещаю себе, что никогда больше не запущу так свои дела, когда оказываюсь под давлением. Кроме того я обещаю себе, что сделав определенное количество работы я дам себе возможность отдохнуть. Это хорошо работает, если только периоды отдыха не начинают растягиваться все больше и больше, - а так обычно и бывает. .... В чем я сомневаюсь относительно себя, - хотя это не повторяется слишком часто, - это вполне ли я готова к браку. Я все еще представляю себе это в романтической дымке, и эта картина не включает стирку грязных носков и экономию на бакалее. Я сомневаюсь также, что моя сестра, которая уже замужем, готова к этому. У нее пока нет своей квартиры, так что она еще не столкнулась со всеми этими вещами. ... Вы часто поль-171
зуетесь слишком сильными выражениями. Я никого не хотела бы <стереть с лица земли>. Если бы моя сестра была этим <мистером X>, конечно у меня не было бы желания уничтожить ее. До того, как она вышла замуж, наши отношения были очень близкими, но я не могу сказать, что ревную к ее мужу за то, что он разлучил нас... . Впервые я почувствовала к вам реальную враждебность. Что-то внутри меня как бы спрашивает: <Куда это они клонят? Что они хотят откопать? Как будто вы поставили меня у стены под сильным лучом направленного на меня света. Возникает какая-то тревога; как будто какая-то паутина отодвигается в сторону, но я не могу различить, что за ней. Я только знаю, что это нечто беспокоящее меня. ... Осуществляя интроспекцию, Л как будто жду, что обнаружится что-то неуловимое. Я даже не уверена, что это что-то приятное, скорее нет, потому что это создает во мне некоторую тревогу. ... Если говорить о том/что кто-то следит за мной, то это мать моего жениха. Это прекрасный человек, и она добра и снисходительна ко мне больше, чем можно этого ждать от будущей свекрови. Но временами, когда я с ней, я начинаю бояться, что она будет властвовать надомной так же' полно, как она властвует над мужем и дочерью. К счастью, мой жених прошел через период бунта и совершенно не находится у нее под башмаком. ... Осуществляя интроспекцию, я сначала смотрела на себя невидящим взглядом. Затем я попробовала бросать скрытые взгляды исподтишка. Если то, что я обнаруживаю, противно, я стараюсь смягчить это, или оно блокируется другими мыслями. ... Симптом, который, как я обнаружила, я ищу в себе, - сексуальный. Это началось, наверное, с французского фильма, кусочек которого я видела. Мне пришла в голову мысль, что женщина, которая имела половое сношение, сидит расставив ноги, а не скрещивая их в коленях. Я искала-это в сестре, когда она приходила к нам. Это так и было. Прошло уже три недели с тех пор, как я видела этот фильм, но эта мысль все еще приходит время от времени мне в голову>.
Эксперимент 13: Мобилизация мышц
В этом эксперименту мы вплотную подходим к механизму ретрофлексии. Когда ваше взаимодействие с объектами или людьми в среде фрустрируется или представляется слишком опасным, так что вы обращаете свою
агрессию внутрь, против себя, - мышечные движения, посредством которых вы это делаете, могут либо сохранить свою форму, либо быть преобразованными имитируя заменяемые объекты. Если вы впиваетесь ногтями в свою кожу, - это именно то, что без ретрофлексии вы сделали бы с кем-нибудь другим. С другой стороны, когда вы сдерживаете импульс ударить кого-то кулаком, сжимая мускулы-антагонисты и таким образом делая руку неподвижной, - ретрофлексия не является нанесением удара самому себе. Это статически поддерживаемое противодействие. Это осуществление одновременно действия и противодействия, так что общий эффект равен нулю. Пока продолжается этот конфликт, возможности использования руки для других целей уменьшаются, энергия тратится зря; ситуация подобна стабилизировавшейся линии фронта. Но здесь эта линия фронта - в самой личности.
Ретрофлексия - это манипулирование своим собственным телом и импульсами как заменой других людей и объектов. Такие манипуляции собой безусловно полезны и нормальны, когда нужно воздержаться от чего-то, переждать, приспособиться к окружающему, проявить благоразумие, осторожность - в собственных, в конечном счете, интересах. Невротическое злоупотребление ретрофлексией имеет место тогда, когда часть личности подвергнута цензуре, заглушена, так что ее голос не доходит до сознающей личности. Но как бы ни была эта часть задушена, зажата, какой бы цензуре она ни подвергалась, - она все равно осуществляет свое давление. Борьба продолжается. Человек просто теряет сознавание ее. Конечный результат такой цензуры, сознается она или нет, - неизбежное более или менее серьезное психосоматическое заболевание: ухудшения ориентации или манипулирования, боли, слабости, или даже дегенерация тканей.
Рассмотрим неэффективность ретрофлексии на следующем примере. Пациент обнаруживает во время психотерапии необычную склонность к плачу: иногда по несколь-ку раз за сеанс он разражается слезами. Плач возникает тогда, когда можно было бы ожидать упреков или иного рода нападения. Происходит следующее: пациент хотел бы напасть, но, не смея делать этого, обращает агрессию на себя, чувствует себя страдающим и разражается слезами, как бы говоря: <Посмотрите, как я безвреден и как
плохо со мной обходятся>. - Первоначальная цель состоит, разумеется, в том, чтобы заставить плакать кого-то, может быть - терапевта. Если это невозможно, следуют слезы и хроническая обида, пока агрессия не будет реорганизована и обращена наружу.
В других случаях это могут быть частые головные боли, являющиеся, как сказали бы фрейдисты, <обращенным> плачем. Тайна этого <обращения> легко разрешается, если понять, что головные боли, как и большинство других психосоматических симптомов, - это ретроф-лектированная двигательная активность. Они порождаются напряжением мышц против возникающего импульса.
Если вы слегка откроете кран и попытаетесь удерживать воду пальцем, вы почувствуете, как это постепенно становится все труднее. Это - прямая аналогия тому, что часто происходит во внутренних конфликтах, когда вы подавляете или удерживаете потребность в дефекации, эрекцию, приступ рвоты или отрыжки и пр. Если вы сильно сжимаете кулаки, вы рискуете через некоторое время получить судорогу. <Психогенная>, или <функциональная> головная боль - феномен такого же типа. В этом случае вы собираетесь заплакать, но затем сдерживаете этот импульс, сжимая собственную голову, чтобы не быть <слюнтяем> или не дать другим удовлетворения видеть вас плачущим. Вы хотели бы скрутить <мистера X>, который вывел вас из душевного равновесия, но вы рет-рофлектируете это <скручивание> и используете его для сдерживания своих слез. Ваша головная боль - не что иное, как переживание мышечного напряжения. Если вы расслабите мышцы, вы начнете плакать, и одновременно с этим головная боль исчезнет (не все, разумеется, головные боли возникают таким образом; плач тоже может сдерживаться не только напряжением мышц головы, а например, напряжением диафрагмы против клонических движений рыдания).
|
|||
|