Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностика в арт-терапии 4 страница



Итак, замысел данного этапа состоит в поиске чело­веком адекватного собственному настроению и эмоцио­нальному состоянию образа посредством музыки, дви­жений, спонтанного танца.

Третий этап занятия предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, про­блем и переживаний. Все виды подсознательных процес­сов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конф­ликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи и коллег, способ­ствуют раскрытию внутренних сил человека.

Таким образом, человек невербальным языком образ­но сообщает о себе, учится понимать и анализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определен­ной степени их контролировать. Иными словами, по ут­верждению Э. Крамер, продукт изобразительного твор­чества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непос­редственное проявление в поступках [85]. В арт-терапев-тическом процессе познание собственного внутреннего Я сопровождается его интеграцией с, внешней реальнос­тью. В дальнейшем происходит перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение вне терапевтического опыта.

Несомненно, участники различаются степенью го­товности к экспрессии, контакту с руководителем груп­пы, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые воспринимают изобрази­тельную деятельность как создание реалистичных, кра­сивых рисунков. Поэтому необходимо убедительно разъяснить участникам занятия, что их работы не бу­дут оцениваться.

Данный этап занятия располагает к косвенной диаг­ностике. Некоторые дополнительные сведения об авто­ре можно получить при интерпретации рисунков в соот­ветствии с валидными критериями известных проективных методик.

Вместе с тем следует избегать прямолинейных ана­логий и поспешных выводов. Лишь принимая во внима­ние все многообразие ассоциаций, вызываемых образом, можно сделать более верную интерпретацию (Р. Гудман). Трудно согласиться, считает автор, с утверждением, что низкая самооценка проявляется в малом размере фигу­ры, ограниченном наборе цветов и бедности деталей, или что отсутствие в изображении рук, ртов, ног, глаз отра­жает переживание собственной неадекватности и бесси­лия. Подобные суждения могут быть как справедливы­ми, так и ошибочными применительно к конкретному моменту времени, конкретному лицу [15].

Сказанное относится и к выбору изобразительных средств. В частности, предпочтение, отданное тому или иному художественному материалу, может зависеть от состояния личности «здесь и теперь», а также отражать потребность в маскировке переживаний, желание конт­ролировать эмоции и многое другое.

Обычно на первых занятиях участники стремятся работать привычными и знакомыми средствами. И толь­ко по мере преодоления психологической защиты начи­нают экспериментировать, становятся более экспрессив­ными и расположенными к творчеству.

Участники с высокой личностной или ситуативной тревожностью, как правило, сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только потом его раскрашивают. Ведь работа каранда­шами, фломастерами, восковыми мелками, по сравнению с гуашью и красками, легче поддается сознательному контролю. Когда преодолены защитные тенденции, крас­ки способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. По­лифония цветов и оттенков позволяет более точно отра­зить нюансы настроения, психологического состояния.

Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, ху­дожественного таланта. Коллективная работа над созда­нием коллажа проясняет взаимоотношения в группе. В частности, И. Рапп отмечает, что перспектива заняться рисованием часто вызывает у членов группы тревогу, уровень которой можно снизить, если предоставить воз­можность сделать то, что получится, а не ставить конк­ретную задачу. Например, руководитель может подбро­сить множество обрывков папиросной бумаги, из которых на большом листе бумаги, на полу все участни­ки делают коллаж, приклеивая листочки [50].

Задача четвертого этапа занятий заключается в со­здании условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний.

Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень от­крытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, арт-терапевту, личных особен­ностей и определяется самим субъектом. Если он по ка­ким-то причинам отказывается участвовать в этой фор­ме работы, настаивать не следует.

Можно предложить сочинить историю про свой ри­сунок и придумать для него название. Начало рассказа словами «Жил-был человек, похожий на меня...» облег­чает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффекты проекции и идентификации.

Метод, при котором ребенок рассказывает историю, в детской психотерапии проверен временем. По словам Р. Гарднера, детские рассказы открывают путь к внутрен­ним конфликтам, переживаниям, защитным реакциям ребенка.

По тому, как и что именно рассказывает человек, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап — коллективная работа в малых группах.

Участники придумывают сюжет и разыгрывают не­большие спектакли. Перевод травмирующих пережива­ний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Доказано, что ритуальный характер действий повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состо­яний.

К тому же, в процессе совместной работы успешнее формируются рефлексивные умения, способствующие

среди прочего формированию адекватного самовоспри­ятия (Н. Е, Щуркова).

Итак, этап коллективной работы, основанный на со­вместной творческой деятельности и групповой комму­никации, активизирует групповые процессы, способству­ет формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, т. е. смоделирован как по­тенциальное условие социализации участников арт-те­рапии.

Заключительный шестой этап предполагает рефлек­сивный анализ работы в безопасной обстановке группы.

«Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с дру­гом и поделиться переживаниями, почувствовать общ­ность многих проблем и своеобразие каждого человека» (К. Фопель).

В таком взаимодействии обычно присутствуют эле­менты спонтанной «взаимотерапии», «психологическо­го поглаживания» посредством доброжелательных выс­казываний, так называемого положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональ­ной теплоты, эмпатии, заботы, складывающаяся на за­нятиях, позволяет каждому участнику арт-терапии пе­режить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного до­стоинства. Постепенно корректируется образ «Я».

Доверие, которое формируется на занятиях, позволя­ет участникам спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу.

Завершая занятие, важно подчеркнуть успех каждо­го и всей группы в целом.

Итак, предложенная модель и некоторые необходи­мые комментарии по ходу описания очерчивают логику и последовательность этапов занятия. В каждом конк­ретном случае оно наполняется определенным содержа­нием и приемами работы в зависимости от целей и места

 

в общей структуре арт-терапевтического процесса. А в реальной практике сопровождается уникальными по бо­гатству и разнообразию эмоциональными проявления­ми, ярко выраженными в невербальной и вербальной формах.

В тематически-ориентированных структурирован­ных группах тема занятия чаще всего задается руково­дителем. Однако в отдельных ситуациях она может вы­бираться участниками в процессе коллективного обсуждения.

В арт-терапии сложились различные подходы к от­бору и классификации тем. В зарубежной педагогичес­кой практике общепризнанна система М. Либман:

• темы, связанные с освоением изобразительных ма­териалов;

• общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников;

• темы, связанные с исследованием системы отно­шений, образа Я;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе, а также темы, предназначенные для рабо­ты с семьями;

• темы для совместной изобразительной деятельно­сти участников группы [89].

Так, темы последней из названных групп: «Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба», позво­ляют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.

Подобные темы рассчитаны на высокий уровень сим­волизации, так как предложенные понятия не имеют конкретных, общеизвестных, художественных аналогов, образцов для подражания. Это побуждает участников занятия обращаться к собственным ассоциациям, внут­реннему опыту, нравственным ценностям, использовать язык аллегорий и метафор.

Примером техник и упражнений, связанных с воспри­ятием самого себя являются: «Автопортрет», «Линии

 

жизни», «Каким меня видят люди», «Каким я вижу себя», «Прошлое. Настоящее. Будущее», «Сказочный герой» и многие другие.

Темы следующей группы: «Я и моя зависимость», «Сны», «Детство», «Свобода», «Сокровенное жела­ние» — особенно значимы в работе с подростковой нар­котической зависимостью.

В процессе художественной деятельности актуализи­руются эмоции и фантазии, отражающие травматичес­кий опыт личности и причины стрессового расстройства.

В коррекции проблем личностного развития целесооб­разны «игры с цветом». К примеру: нарисовать и раскра­сить в соответствии с собственными ассоциациями эмоци­ональные состояния — счастье, печаль, гнев, страх и т. д.

Другой вариант — использовать лишь один цвет, ко­торый нравится или, наоборот, не нравится. Для иссле­дования его смыслового значения предлагается нарисо­вать различные фигуры, линии, формы.

Преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряже­ние, тревожность хорошо удается посредством техники «Монотипия», Работа выполняется красками на глянце­вой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна — от­печатки расцениваются как источник ассоциаций.

Арт-терапевтические занятия такого типа эффектив­ны для развития и коррекции коммуникативных умений, а также облегчают процессы адаптации к школе застен­чивых, замкнутых, тревожных детей. Актуальны и для первоклассников, не посещавших дошкольные учрежде­ния, ведь именно в арт-терапевтическом процессе созда­ются благоприятные условия для развития навыков группового общения в соответствии с нормами межлич­ностного взаимодействия.

Игровой характер многих арт-терапевтических уп­ражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, отличную от той, что используется в реальной жизни. Это помогает осва­ивать и исследовать новые способы поведения.

Арт-терапевтические игры открывают возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам, не­посредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Они могут быть источником радости и веселья, являясь в то же время весьма серьезным де­лом [89].

Еще одно важное обстоятельство — творчество са­мого руководителя арт-терапевтической группы. Гово­ря образно, искусство арт-терапии. Сказанным под­черкивается высокая степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материа­лов, приемов и техник в арт-терапевтическом процес­се. По существу, арт-терапевт каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы, особенностей участников группы, ситуации и др. Пер­воначальный замысел разворачивается в конкретный сценарий занятия посредством коллективного творче­ства.

Вместе с тем для эффективной импровизации необ­ходима научная теоретическая и практическая подготов­ка. Предложенная модель — обобщенный вариант груп­пового тематического занятия — может быть положена в основу системы арт-терапевтической работы как с деть­ми, так и со взрослыми.

Логическая структура, завершенность, ограничен­ность по времени, структурированность не только по форме, но и по тематическому содержанию позволяют исследуемому феномену подняться до уровня техноло­гии, что, соответственно, облегчает процессы освоения, применения, распространения (трансляции) успешного опыта.

Комментарии. Рекомендации

В групповой арт-терапевтической работе приоритет­ными задачами становятся:

• создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомо­щи, эмоциональной поддержки;

• побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отноше­ний и эмоциональных реакций, обсуждению пред­ложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

• формирование значимых групповых норм взаимо­действия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

В ходе любой арт-терапевтической сессии можно на­блюдать разные формы креативного поведения, связан­ные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией, сочинением историй и диалогов. Все они, по словам Барбары Болл, сопутству­ют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-те­рапевтической работы.

Многие арт-терапевтические упражнения построе­ны на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду раз­личия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще во­ображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закры­тые глаза помогают экстравертам «повернуть» собствен­ное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими про­блемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» кар­тины и прочие психические процессы вытесняют из го­ловы объект визуализации. Открытые глаза в некотором смысле контролируют внимание интровертов, обычно устремленное на внутренний мир. Тем более, внешний мир не интересует их настолько, чтобы отвлекать от про­цесса визуализации [1, с. 198].

Согласно К. Юнгу, индивид может быть одновремен­но экстравертированным и интровертированньш в от­ношении разных психических функций. В частности: ин-тровертированным в чувствах и экстравертированным

 

в мышлении... В упражнениях визуализации больший интерес представляют ощущения (и чувства), посколь­ку это именно тот уровень, который относится к зрению. Следовательно, сензитивные экстраверты могут иметь большие проблемы при визуализации с открытыми гла­зами. В то время как сензитивные интроверты, наобо­рот, будут «захлестнуты» своими внутренними ощуще­ниями при закрытых глазах.

Таким образом, деятельность арт-терапевта так же, как и работа клиента, — процесс творческий. Для арт-терапии, как отмечает большинство специалистов, вооб­ще характерна гибкость в использовании времени, средств, материалов.

Рассмотрим некоторые примеры из фонда арт-тера­пии (М. Либман, М. Наумбург, Д. Уэллер и др.), моди­фицированные и авторские арт-терапевтические упраж­нения и техники.

«Зеркало»

Известны различные варианты этого упражнения. К примеру, один участник исполняет роль лидера, дру­гой — ведомого. Задача лидера — вести за собой, ведо­мого — следовать в движениях за лидером, стараясь по­вторить их как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения чувств и переживаний обоих партнеров про­исходит обмен ролями. В конце упражнения важно вы­яснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, более защищенным.

Интересен и другой вариант этого упражнения с ис­пользованием тактильного контакта рук. Участникам надо встать друг напротив друга на достаточно близкое расстояние, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуж­дается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции (как и насколько)?

Затем тактильный контакт необходимо усилить (со­единить ладони) и повторить упражнение.

«Рисование в пространстве»

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепен­но переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выпол­няться в парах и общем круге. В последнем варианте ха­рактер движений, темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.

«Слепой — поводырь»

Соответственно распределяются и роли в этом упраж­нении. Пары могут быть образованы по обоюдному со­гласию, а также спонтанно, по случайному признаку. Для этого всем участникам предлагается закрыть глаза и в полной тишине медленно передвигаться по пространству помещения. Первый, с кем столкнется «слепой», станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодей­ствие. Задача «незрячего» (с закрытыми глазами) поста­раться полностью довериться «поводырю», который дол­жен провести своего партнера по стилизованному лабиринту (например, из кубиков, стульев, столов). Оче­видно, что в этом упражнении необходимо устранить все травмоопасные предметы.

После смены ролей и повторения упражнения в раз­личных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе анализируют и обсуждают полученный опыт, в том числе и опыт взаимного доверия, описывают свои ощущения, впечатления.

«Путаница»

Это упражнение выявляет степень групповой спло­ченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном.

Сначала — работа в парах, каждой из которых пред­лагается создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это очень простое задание и решение, как правило, триви-

ально: четыре точки опоры — ноги двух участников, пя­тая — две соединенные руки.

Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать на полу, проявив немалую находчивость и фантазию, 4, 6, 9, 15, (16, 17) точек опоры. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придви­нуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой (например, левой) на ощупь найти пару. Другая рука пока остается свобод­ной. Затем арт-терапевт соединяет оставшиеся руки про­извольно, таким образом, чтобы произошла «путаница». Участникам предлагается «распутаться» и образовать об­щий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраива­ет на дальнейшую работу, задает доброжелательный тон в группе.

«Прогулка по...»

Например, прогулка по пространству тетраднод) ли­ста. Участникам предлагается представить себя одино­кими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на воп­рос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Это особенно характерно для детей, страдающих дисграфией.

Повторяя упражнение, можно посоветовать участни­кам — «буквам» объединиться в слова, имена. Стоит так­же предложить им построиться в шеренгу, образовать круг, квадрат, другие фигуры. Тем самым лучше осваи­вается так называемое арт-терапевтическое простран­ство, развивается пространственное воображение.

«Прогулка» может быть свободной. Задача — просто прислушаться к себе и почувствовать свое тело в про-

цессе разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве ком­наты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прохаживаться, участники должны имитиро­вать встречу, используя для этого невербальные приемы (взгляд, жесты, улыбку). В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать или отпрыгивать, отска­кивать, имитируя «броуновское движение», и т. п.

«Разогрев» в этих случаях идет по типу гармониза­ции ощущений собственного тела, пространства, повы­шения уровня доверия при взаимодействии в парах и малых группах.

Таким образом, практически все упражнения разог­рева предполагают концентрацию внимания на ощуще­ниях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по сло­вам Джейни Раин, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения при­мет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему или что-либо воспроизвести. Внача­ле руководитель побуждает участников к самоиденти­фикации при помощи рисования или лепки. Задания, указывает автор, предельно просты, чтобы не вызвать испуга, ослабить сознательный контроль и помочь учас­тникам спонтанно выразить внутренние ощущения. Можно попросить изобразить какое-либо настроение, что-нибудь из своих фантазий или представление о люб­ви, ненависти, красоте, свободе. После выполнения за­дания участники могут попытаться описать свои пере­живания. При этом есть вероятность, что при отображении того, чем занято воображение, на поверх­ность выйдут подавляемые эмоции. И тогда с ними бу­дет работать группа (К. Рудестам).

«Цвет моего настроения»

Данное упражнение подходит для получения диагно­стической информации. Может применяться при созда-

нии малых групп по признаку сходства эмоционального состояния участников в ситуации «здесь и теперь».

Пространство кабинета условно делится на 8 («Лю-шеровских») цветовых зон. В центре каждой зоны рас­полагается цветной куб или стул, задрапированный кус­ком однотонной ткани определенной окраски.

Каждому участнику предлагается погулять по стили­зованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет кото­рой соответствует его настроению.

В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

Далее возможна творческая работа над индивидуаль­ными «знаками (образами, символами) настроения», на основе которых затем создается эмблема группы.

После обмена впечатлениями в общем круге упраж­нение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые из­менят «цвет своего настроения». Важно корректно вы­яснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состоя­ние. Выбор цветового ряда, по данным исследований Л. Н. Собчик, зависит как от набора устойчивых (базис­ных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией [53].

Полезный совет. Для получения дополнительной ди­агностической информации желательно заранее загото­вить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник, наряду с цветом настроения, выбирает и соответствующую форму. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога сво­еобразным индикатором. Изменения в эмоциональном со­стоянии фиксируются посредством добавления нового шаблона иного цвета и/или формы к уже имеющемуся.

«Образ и пластика настроения»

Работа с пластилином или цветным тестом. Тесто — более подходящий и безопасный пластический матери­ал для маленьких детей, которые все проверяют «на

 

вкус», а также детей с особенностями развития. Данное упражнение полезно в терапии агрессивных эмоций, де­структивного поведения,страхов.

Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (те­ста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.

Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. За­тем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. (Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пласти­линовый рай» и т. п.). Лучше, если тему, сюжет и назва­ние творческого продукта участники придумают само­стоятельно.

Пластичность материалов позволяет вносить много­численные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой — со­зданием единого цветного «Шара настроений» из отдель­ных пластилиновых фрагментов.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

• изобразите какое-либо настроение (или свои фан­тазии; представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);

• создайте образы своего Я (субличности);

• с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;

• используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.

Лепка из пластилина, теста, глины содержит ресурс созидательных изменений формы и символического смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арт-терапевтическим средством модели-

рования в иной системе координат нового образа Я, про­дуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.

Полезный совет.

Рецепт цветного соленого теста: 250 мл воды (кипят­ка), 10 г винного уксуса, пакетик пищевого красителя, 3 столовые ложки растительного масла, 125 г соли, 250 г муки. Муку всыпать в кипящий раствор, быстро разме­шать (по технологии заварного теста).

«Раскрашиваем чувства»

Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства.

К. Фопель

Данное упражнение желательно провести в два эта­па. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им наиболее известны из собственного опыта. В работе с тревожными и замкнутыми детьми лучше ис­пользовать формат A3, художественный уголь или сан­гину. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка.

Далее необходимо раскрасить картинки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с субъектами, которые плохо справляются со своими силь­ными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению.

Задача психолога — побуждать искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: до­пустимо проявление любых чувств, но не любое поведе­ние. Детям необходимо научиться связывать между со­бой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (К. Фопель).

Постепенно приобретается ценный опыт и смелость исследовать и анализировать собственные доминирую­щие чувства. Помощь в их осознании составляет психо­терапевтический ресурс арт-терапевтических игр и уп­ражнений, поскольку именно конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями нередко лежит в основе неврозов.

Модификации упражнения

«Раскрашиваем эмоции и чувства»

Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим.

Н. Роджерс

Для упражнения потребуется плотная бумага в ру­лонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гу­ашь. Работа выполняется индивидуально каждым уча­стником.

Сначала предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост.

Правдоподобность изображения человеческой фи­гуры обычно рассматривается как признак, связанный с самоидентификацией и ощущением схемы собствен­ного тела.

Можно использовать классический пример извест­ных литературных персонажей Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг дру­га. Такой способ рисования обычно сопровождается яр­кой эмоциональной экспрессией, двигательной активно­стью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.

С одной стороны, это способствует снятию мышеч­ных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.

С другой стороны, руководителю группы следует иметь в виду, что процесс может стать трудноуправляемым, особенно в работе с расторможенными, гиперактив­ными детьми. К тому же, искаженные, персонифициро­ванные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии, а значит, стать при­чиной внутреннего и внешнего протеста субъекта, суще­ственным препятствием для самораскрытия на следую­щих этапах работы. Вот почему использование абстрактных шаблонов зачастую предпочтительнее. Тем более что в последнем случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование.

Итак, после того как силуэт человека нарисован, не­обходимо разместить в нем различные чувства и раскра­сить их в соответствующие цвета. Каждый сам выбира­ет содержание и способы воплощения замысла.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.