|
|||
Работу выполнила Попова Н.А.. Анализ текста.. Житие Александра Невского. Оригинал. ПереводРаботу выполнила Попова Н.А. Анализ текста. Житие Александра Невского Оригинал Азъ худый и многогрѣшный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.[1] Понеже слышах от отець своихъ и самовидець есмь възраста его, радъ бых исповѣдалъ святое и честное и славное житие его. Но яко же Приточникъ[2] рече: «Въ злохытру душю не внидеть прѣмудрость: на вышнихъ бо краих есть, посреди стезь стояше, при вратѣх же силных присѣдит». Аще и грубъ есмь умомъ, но молитвою святыа Богородица и поспѣшениемь святаго князя Александра начатокъ положю.
Съй бѣ князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк[3]: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я». Воистинну бо без Божия повелѣния не бѣ княжение его. Но и взоръ его паче инѣх человекъ, и глас его — акы труба в народѣ, лице же его — акы лице Иосифа,[4] иже бѣ поставилъ его египетьскый царь втораго царя въ Египтѣ, сила же бѣ его — часть от силы Самсоня,[5] и далъ бѣ ему Богъ премудрость Соломоню, храборъство же его — акы царя римскаго Еуспесиана, иже бѣ плѣнилъ всю землю Иудейскую. Инѣгде исполчися къ граду Асафату[6] приступити, и исшедше гражане, побѣдиша плъкъ его. И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом граднымъ, и посмѣяся дружинѣ своей, и укори я, рекъ: «Остависте мя единого». Тако же и князь Александръ — побѣжая, а не побѣдимъ. Перевод Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
I. 1. Анализируется текст « Житие Александра Невского». Житие написано после смерти князя Александра, видимо, в 70-80-х годах XIII века. Автор первоначального текста Жития "не новогородец, но и не пскович" : это либо приехавший из Галича во Владимир в свите митрополита Кирилла-Иллариона мона, либо сам митрополит Илларион, бывший "печатник" Даниила Галицкого, либо член воинской дружины князя либо владимирец, принадлежащий к братии "великой архимандритьи" Рождественского монастыря". «Житие Александра Невского» говорит о прославлении подвига Александра, сочетавшего в себе мужество воина с дипломатичностью во спасение земли Русской, прославлении служения Родине и православной вере. Житие не имеет четко организованной композиции, представляет собой цепь событий из жизни князя, изложение его биографии. Схематически моно представить так: -происхождение -сражение с латинянами (+ видение Пенугия) -уничтожение города, построенного латинянами -Освобождение Пскова -битва на Чудском озере -разорение Батыем Суздальской земли -поездка Александра в Орду, смерть -Чудо у гроба
II. 1. Язык этого произведения в основе своей восточнославянский, русский. А) Полногласные формы: « въставъ.., възвратися». Б) Слова с начальным о (остависте). В) Слова с начальным у (Увѣдавъ). Г) Яркой чертой языка является цоканье (милостилюбца). Таким образом, фонетические особенности грамоты соответствуют времени её написания и характеризуются использованием восточнославянских элементов, частично отражающих живое произношение. 2. В тексте грамоты среди частей речи преобладают имена существительные, среди которых имена собственные (князь Александръ). Широко представлены местоимения: своея, мои, мя, моея, собѣ,вы. В данном отрывке мало прилагательных: (худый, многогрѣшный). В анализируемом тексте представлены глаголы прошедшего времени: (слышах, поставилъ). Таким образом, анализ морфологической системы «Поучения» свидетельствует о полном соответствии представленных особенностей языка памятника чертам деловой письменности. 3. В тексте есть предложения с однородными членами, соединенные союзом и: Азъ худый И многогрѣшный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.[1] Это обусловлено необходимостью точного перечисления того, что оставляет после себя составитель. В целом синтаксис «Жития» характерен для памятников русской письменности. 4. Лексика данного текста очень богата и интересна. Здесь использовано много глаголов, обозначающих действие, что помогает более точно понять смысл действий в данном тексте: «И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом граднымъ, и посмѣяся дружинѣ своей, и укори я, рекъ: «Остависте мя единого». Множество слов церковнокнижной речи: молитвою, Богородица, Божия и др. 5. Язык «Жития Александра Невского» изменяется в зависимости от выражаемого содержания: вначале преобладают краски церковной книжности (цитаты из церковных книг, молитвы), затем церковнокнижный налет бледнеет (при описании житейских дел) и вскоре вовсе исчезает (при описании военных дел).
|
|||
|