|
|||
Подсказки к самостоятельному написанию музыкального диктантаПодсказки к самостоятельному написанию музыкального диктанта (для старшеклассников ДШИ) Процесс написания диктанта непростой, основан на следовании плану:
После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:
· тональность; · музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры; · начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) — V ступень, тоника; · ритм; · мелодические интонации с использованием графических символов; · нотную запись.
Во время прослушивания мелодии перед собой необходимо ставить определённую задачу. При этом, важно не сосредотачивать себя на то, чтобы услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план).
Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как вы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать себя не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда вы быстрее усвоите всю мелодию.
Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.
В большинстве своём в подборке представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения мы писали и на занятиях.
Опираясь на классическую традицию, обдумайте, что есть начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень, тоника.
После написания ритма (над тактами), анализируйте мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определите основные элементы мелодии и присвойте каждому свой символ (по желанию!).
|
|||
|