Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подростковый возраст.



Подростковый возраст.

Анатомо – морфо- физиологические особенности подростка и их  влияние на психическое и личностное развитие

Подростковый возраст характеризуется значительными физическими и анатомо–физиологическими изменениями. Идет интенсивное изменение длины и массы тела: у мальчиков увеличение роста за год может доходить до 10 см, а у девочек до 5 см, прибавка в весе у м до 6 кг, у д до 4 кг.период бурного роста длится в среднем около 4 лет у м. пик физического развития приходится на возраст около 13 лет, у девочек 11 лет. Особенность физического роста подростков является неравномерность в изменении различных частей тела, в частности быстрее всего растут – руки, ноги и голова, а рост туловища замедлен, оно растет в последнею очередь, связи с этим фигура подростка часто выглядит не пропорциональной, угловатой, иногда это становится причиной отрицательных эмоциональных переживаний, у некоторых подростков складывается мнение о себе, что они физические неполноценны, они начинаю стеснятся себя, из-за этого они могут начинать прогуливать уроки физкультуры. Это неравномерность сказывается на особенности движения подростков, они отличаются не достаточной координированности, излишней резкостью, угловатостью. Подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования новых сложных движений: езда на велосипеде, плавание. Рост частей тела предъявляет повышенное требование к деятельности внутренних органов и систем, в частности к деятельности сердечно – сосудистой системы. У подростков часто встречаются функциональные нарушения со стороны сердечно – сосудистой системы, которые проявляются в повышенным артериальном давлении, учащенным сердцебиении, повышенной утомляемости, все это приводит к снижению достижений в учебной деятельности.подростки отличаются повешенной эмоциональностью, раздражительностью, рассеянностью, снижению способности к концентрации внимания и в целом более низкой работоспособностью, повышенная эмоциональность или раздражительность может проявляться в том, что подросток на незначительное замечание в свой адрес может неадекватно реагировать на замечания.

Изменения в эндокринной системе проявляется прежде всего в возрастании роли половых гормонов, в частности в половом созревании, которое вызывает в свою очередь ряд других физических, морфологических изменений, которые в той или иной степени также сказываются на развитии личности. В первую очередь физические и морфологические затрагивают изменения половых органов и изменение вторичных признаков (изменение голоса у м.). Оно является одним из условий появления чувства взрослости, половое созревание стимулирует интерес к внешности.

Половое созревание также пробуждает интерес к противоположному полу появляются новые чувства, переживания и такие чувства как первая любовь.

Интерес к информации связанной с сексуальным поведением и жизнью.

Наличие заметных индивидуальных различий в возрасте начало и окончание периода бурного роста и периода полового созревания.

Для девочек центральным событием является начало менструации возраст может колебаться от 9 до 16 лет. После этого события у девочек повышается уровень самосознания, уровень социальной зрелости и репутации среди сверстников, в тоже время это событие влияет на взаимоотношение с матерью.

Для мальчиков таким центральным событием становится появление эякуляций и внезапных эрекций. Для мальчиков эти события с одной стороны являются предметом гордости, а с другой это может становится источником тревоги. Они могут стеснятся выходить к доске, переодеваться на физкультуре. Повышается конфликтность в отношениях с родителями, усиливается конфликт в отношении с отцом.

Самооценка подростка во многом связана с его физической привлекательностью, их внешность играет большую роль в принятии их сверстниками. У некоторых подростков внимание к собственному телу бывает на столько сильным, что оно приобретает характер психических расстройств и наиболее известными вариантами является варианты связанные с нарушением поведения в питании: 1) нервная анорексия; 2) булимия;

 

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

 

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя, как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.

 Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.

4. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.

5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

 

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз (А. П. Краковский, 1970).

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).

Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

“эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.