Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Памятник Салавату Юлаеву



Памятник Салавату Юлаеву

Пожалуй, чаще всего на открытках и магнитиках, скупаемых гостями Уфы на память о визите в столицу Башкирии, изображен памятник Салавату Юлаеву. И это неудивительно: увековеченный в камне национальный герой Башкирии — визитная карточка города. Скульптура находится на крутом берегу реки Белой, и ее видно далеко на подъездах к Уфе. Салават Юлаев, сподвижник Емельяна Пугачева, символизирует стремление башкирского народа к независимости.

Немного о Салавате Юлаеве
Салават Юлаев (16 июня 1754 — 8 октября 1800) — башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва, происходит из тарханского рода. Поэт-импровизатор.
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

 

Высота памятника составляет 9,8 метров, а весит всадник более 40 тонн.

Памятник Салавату Юлаеву — самая большая конная статуя не только в России, но и в Европе.

Открыли памятник 17 ноября 1967 года. Его автором является народный скульптор Северной Осетии и Башкортостана Сосланбек Тавасиев, он работал над изображением Салавата Юлаева более 30 лет. Через три года (после открытие памятника) за эту работу художник был удостоен Государственной премии СССР.


История памятника.
 Сосланбек Дафаевич Тавасиев собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Сонументскульптура». Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев.

 

Памятник Салавату Юлаеву отлит из чугуна и сверху покрыт тонким слоем бронзы. Фигура опирается на три точки — конь изображен скачущим во весь опор — поэтому у скульптуры смещен центр тяжести. Чтобы уберечь статую от возможного падения (на смотровой площадке, где она установлена, довольно ветрено), была сделана специальная рама, которая проходит через ноги коня и полую фигуру всадника.

 

 

 Конгресс-холл(ранее назывался Конгресс-холл Республики Башкортостан, строительное название объекта — «Дом дружбы народов»), который находится по левую сторону площади и является одним из ее составляющих. Это тоже достопримечательность Уфы, где проводятся различные официальные мероприятия. Архитекторами этого проекта являются Киокадзу Араи и Ришат Муллагильдин. Архитектура Конгресс-холла характеризуется использованием пространственных, формообразующих, колористических прототипов башкирской культуры для формирования современной национальной архитектуры. Олицетворением такого стиля стал остеклённый фасад с башкирским орнаментом, смотрящий на реку Белую (протяженность — 179 м, площадь — 2377 м²). Это здание является одним из успешных проектов современной архитектуры.

Ради обустройства комплекса снесли квартал частных домов, парк и детское футбольное поле, заняв общественную территорию площадью 5 га.

Совсем недавно, в июле месяце прошлого года, в Уфе проводился саммит ШОС, БРИКС и т. п. Мероприятие для нашей республики очень ответственное и важное. Данная площадь конечно была включена в официальную составляющую саммита.

 

Справа от площади находится Уфимский телецентр (ул. Гафури, 9).

Здание Уфимского телецентра, строившееся в 1956-1959 годы, занимает на улице Заки Валиди особое место. Выстроенное по оси улицы, оно сделалось важным композиционным завершением городской магистрали и одновременно первым по значимости объектом современной застройки, с которого началось архитектурное преобразование большой примыкающей к нему территории.

В наши дни трудно вообразить, как выглядела завершающая часть улицы лишь полвека назад. Жалкие по современным стандартам деревянные одноэтажные строения, редко встречающиеся двухэтажки обрамляли обе ее стороны. Но территория, примыкающая к зданию телецентра, как сильный магнит притягивала к себе архитекторов. Республиканские и городские власти пытались придать ей особую обустроенность. С открытием в 1967 году памятника Салавату Юлаеву Уфа обрела самую главную достопримечательность. Монумент народному герою и разбитый вокруг него сквер вместе с замечательным пейзажем, открывающимся с высокого косогора, сделались в наши дни одним из самых притягательных мест.

При сооружении Уфимского телецентра повторили проект для Свердловска, который был выполнен Государственным проектным институтом Министерства связи СССР. «Привязку» разработал архитектор А.М. Мышкин (институт «Башкиргражданпроект»).
Место для размещения телецентра было выбрано на самой высокой точке в городе, что значительно повышало качество сигнала. Здание расположили на пересечении улиц Фрунзе (так она называлась тогда) и Мажита Гафури, а искусственный крутой склон, образованный перед входом в телецентр должен был подчеркнуть обособленность и приподнятость над примыкающей площадью.

По проекту в комплекс зданий телецентра входили главный технический корпус, фильмохранилище, телевизионная башня высотой в 192 метра, на которой были установлены антенны, а также ряд скрытых от посторонних глаз строений. Первоначально комплекс сооружений Уфимского телецентра разместился на площади в один гектар.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.