Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Смешанный стиль



 

Стили педагогического общения

Эффективность профессионально-педагогического общения во многом зависит от стиля общения и стиля педагогического руководства.

В толковом словаре стиль определяется как совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению А. А. Бодалева: «Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования. Стиль педагогического общения – это категория социально, нравственно и эмоционально насыщенная». В. А. Кан-Калик дает следующее определение: «Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников».

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят:

 1) от индивидуальности педагога: от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности;

2) от индивидуальных особенностей воспитанников: от их возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня обученности и воспитанности, от особенностей ученического коллектива.

Традиционно обозначенные в психолого-педагогической литературе стили общения представим в следующей классификации: перспективные – общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения; нейтральные – общение-дистанция; неперспективные – общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Характеристика представленных стилей общения дана В. А. Кан-Каликом.

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Данный стиль общения предполагает содружество, совместную деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Общение на основе дружеского расположения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность совместной деятельностью способствует созданию дружеского расположения. Но при данном стиле общения важна мера, «целесообразность дружественности».

 В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двусторонне субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

Общение-дистанция. Данный стиль в системе взаимоотношений педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством установить дистанцию. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении. Но дистанция в общении ни в коей мере не должна настолько четко подчеркивать социальные позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения часто используют молодые педагоги для самоутверждения в коллективе учеников.

  К неперспективным стилям общения относится общение устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, что делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, дружеского расположения и сотворчества.

Общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет, который будет ложным, дешевым. Молодые педагоги избирают данный стиль в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры и желания как можно быстрее наладить контакт с детьми.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над детьми, он поглощен собой или своими знаниями, не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Неперспективные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, то есть в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.

В педагогической практике чаще всего наблюдается сочетание различных стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. 

Кроме перечисленных выше видов и моделей общения учителя с учащимися существуют и другие классификации стилей общения. Так, по характеру отношений между педагогом и учениками, выделяют три традиционных стиля: авторитарный (или административный, волевой, директивный), демократический (или коллегиальный, товарищеский), либеральный (или свободный, нейтральный, попустительский) стиль.

Авторитарный стиль основывается на превосходстве учителя над учащимися. Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности класса, отдельного ученика. Исходя из собственных установок, учитель определяет цели и содержание взаимодействия с учащимися, субъективно оценивает результаты деятельности. Противодействие учащихся такому стилю общения чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Учитель, придерживающийся авторитарного стиля общения, подавляет любую инициативу, самостоятельность учащихся. Внешние показатели работы учителя, как правило, достаточно высоки (дисциплина, успеваемость и др.), но психологический климат в коллективе напряженный, обстановка неблагополучная.

Либеральный стиль общения характеризуется стремлением учителя минимально включаться в деятельность, желанием снять с себя всякую ответственность за ее результаты. Учитель формально исполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь только проведением уроков. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие, незаинтересованность проблемами ребят. Следствием такого стиля общения являются отсутствие контроля за деятельностью учащихся, динамики их развития. Демократический стиль, или стиль сотрудничества является альтернативой двум предыдущим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого ученика к участию в школьных (классных) делах, принятию самостоятельных решений, формирование личной ответственности за результаты. Отличительной чертой такого стиля общения является положительное отношение учителя к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов, глубокое понимание целей и мотивов поведения учащихся, умение прогнозировать развитие личности ученика.

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

В практической деятельности, на разных этапах ее реализации могут доминировать тот или иной стиль общения. Так в классах, имеющих низкий социально-психологического и личностного развития, наиболее эффективным является авторитарный стиль общения. В период становления классного коллектива иногда более целесообразным является либеральный стиль общения.

Думающий, искренне заинтересованный в своих учениках педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен серьезно задумываться над тем, какой стиль общения является для него наиболее оптимальным, максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и классного коллектива в целом. Учитель должен быть гибким и мобильным в выборе стиля общения, активно использовать различные формы и методы педагогической диагностики, результаты которой окажут ему несомненную помощь в выборе стиля общения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.