|
|||
Тема: Секреты педагогического мастерства современного учителя
Довгопол И.И., кандидат педагогических наук, доцент Тема: Секреты педагогического мастерства современного учителя 1.Личностные и профессиональные качества современного учителя. 2.«Секреты» педагогического успеха и профессиональных достижений. 3.Непрерывный процесс принятия решений педагогом. 4.Правила для начинающего педагога, предложенные Р.Х. Шакуровым. 5.В. А. Кан-Калик о системе формирования индивидуального стиля педагога. 6.Заповеди современного учителя самому себе.
Чтобы быть успешным, уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях в дальнейшей жизни обучающиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому,должен: - иметь активную жизненную позицию; - уметь анализировать свое поведение; - управлять собой и своими эмоциями; - применять творчество в педагогической деятельности; - стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень; - внедрять и использовать новейшие технологии; -быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным; - заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. В чем «секрет» педагогического успеха и профессиональных достижений? - использование современных информационных технологий -профессионализм -поиск нового творческого подхода к образованию -педагог, идущий в ногу со временем -создатель возможности применить неординарное мышление -интересен своим ученикам, как личность. -создатель условий для развития творческих способностей обучающихся -любовь и преданность к профессии и к обучающимся -постоянное самосовершенствование -учитель- творец будущего -индивидуальный подход к каждому обучающемуся -настоящий учитель-это ученик своих учеников. -повышает мотивацию к изучению предметов -эрудированный -честный -справедливый -верный друг для учеников -успешный.
Еще один взгляд на секрет педагогического мастерства современного учителя: -оптимизм -требовательность -любовь к детям -профессиональная грамотность -самосовершенствование -профессионализм -строгость -знание предмета и психологических особенностей обучающихся и т.д - плодотворное сотрудничество с обучающимися (результат работы); - востребованность учителя; - благоприятный эмоциональный фон на уроке; - психологический комфорт при общении учащихся с учителем; - высокая учебная мотивация обучающихся на уроках.
Современный учитель, процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд. И у учителя нет иного выбора, кроме как адаптации её информационному веку. Именно современный учитель должен научить детей обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе, использовать информационные технологии Учитель– это творец будущего, ведь он создает своего ученика, который будет направлен в будущее и через 10 лет кропотливого труда выйдет во взрослую самостоятельную жизнь, как в открытый космос. Нет в мире неважных профессий. Среди огромного количества есть и такие, которые дают билет в жизнь, признание, успех. Человек может стать бизнесменом или ученым, бухгалтером или артистом. А начинается понимание своего предназначения со школьной скамьи, с учителя – того мудрого наставника, который подскажет этот путь, поможет раскрыть талант. Современная школа должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество. И сегодня модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Модель учителя-это мысленный образ оригинала идеального (совершенного)профессионала.
Учитель-это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать ее на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. Мы сегодня многому учимся у своих коллег. Учитель ХХI века. Современный учитель... Какой он? Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Вся деятельность педагога — это непрерывный процесс принятия решений, и при отборе методов обучения этот процесс происходит на разных уровнях. Существуют следующие варианты принятия решений. 1.Интуитивное решение. Решение о выборе метода принимается на основе интуиции, как, например, при решении педагогической ситуации. Эффективность такого выбора зависит от целей обучения на уроке, содержания учебного материала, подготовленности педагога, его мастерства и психического состояния на данный момент. 2.Рефлексивное решение. Это действия по привычке. В таком случае один из методов возводится в абсолют, например, новый материал преподносится постоянно методом изложения или объяснения, что нередко предпочитают пожилые учителя. 3.Ассоциативное решение. Выбор метода на основе прошлого опыта, то есть удачно примененный прием или метод, часто используется в педагогической практике, неудачно использованный — не применяется. 4.Принятие решения на основе проб и ошибок. Поиск лучшего варианта с использованием различных методов и приемов в обучении с целью подбора более подходящего для данного учебного материала варианта. В последние годы наряду с традиционными формами организации обучения на уроке появились новые формы. Так, педагоги-мастера уделяют внимание урокам-лекциям, урокам-семинарам, урокам-диспутам, урокам-конференциям, урокам-экскурсиям, урокам-конкурсам, коллективной познавательной деятельности или групповой работе. В осуществлении взаимодействия с обучающимися на уроке нет мелочей, и начинающему педагогу в какой-то степени помогут правила, предложенные Р.Х. Шакуровым. 1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку. Когда звонок прозвенит, входите в класс последним. Стремитесь добиться, чтобы все ученики приветствовали вас организованно, но времени на это тратьте минимально. 2.Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене. 3.Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнего задания?" Это приучает к мысли, что невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины. 4.Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. 5.Обращайтесь с просьбами или вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться посторонними делами. 6.Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить высокую оценку. 7.Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте этого слишком часто. 8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных. 9. Удерживайтесь от лишних замечаний. 10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит вам. При решении задач обучения педагог использует различные приемы взаимодействия с детьми, создает благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверительности, комфорта, то есть осуществляет коммуникативное обеспечение урока. От правильно организованного общения на уроке зависит его эффективность. В немалой степени этому способствует стиль педагогического общения. В учебно-воспитательном процессе мастерства педагогического воздействия достигают люди с разными чертами личности, характера, типологическими свойствами. Этому способствует индивидуальный стиль деятельности педагога. Индивидуальный стиль педагога — устойчивая индивидуальная система психолого-педагогических средств, приемов, навыков, методов, технологий осуществления учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный стиль позволяет людям с разным темпераментом и характером добиваться равной эффективности в работе, помогает компенсировать индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Все компоненты педагогической деятельности своеобразно и неповторимо реализуются в индивидуальном стиле, поэтому важнейшей задачей начинающего педагога является поиск своего стиля деятельности. В нем отражаются и преломляются все стороны педагогического мастерства. В. А. Кан-Калик рекомендует следующую систему формирования индивидуального стиля педагога. 1. Изучение личностных особенностей. 2.Установление недостатков в личностном общении. Работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения. 3.Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей. 4 .Овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем общения. 5. Реальная педагогическая деятельность, работа с детьми — закрепление индивидуального стиля деятельности. Таким образом, продумывая каждую составную часть урока, оптимально выбирая методы, средства и формы организации педагогического процесса, опираясь на свои личностные особенности и индивидуальные и возрастные особенности детей, учитель постепенно овладевает мастерством и урок становится радостным для учителя и школьников. А это заповеди современного учителя, но имеющего большой педагогический опыт. Заповеди современного учителя самому себе: 1.Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. (Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью). 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. (Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться). 3.Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми. 4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия). 5.Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Именно красота развивает в ребенке эстетику, творчество, вдохновение.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, владеет педагогической техникой, берет на себя ответственность за результаты своей работы.
Контрольное задание
Вчитайтесь, проанализируйте, почувствуйте, примерьте к себе. Напишите свои впечатления, ощущения, размышления по поводу… Рекомендуемая литература Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника — к творческому замыслу. — М., 1990. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении (О коллективном способе учебной работы): Кн. для учителя. — М., 1991. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М., 1987. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. и испр. — М., 1989. Лук Ю.Л. Учите мыслить. - М., 1975. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение, Здоровье: Кн. для учителя. — М., 1989. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. — М., 1992. Шакуров Р.Х.Творческий рост педагога. — М., 1985. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М, 1991..,
Источник: http://refleader.ru/otrbewrnabew.html
|
|||
|