Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздача пакетов на Ораза и Курбан байрам и посещение могил в эти дни.



Раздача пакетов на Ораза и Курбан байрам и посещение могил в эти дни.

 

На вопрос отвечает шейх Хани Ибн Ибрахим, он является близким учеником шейха Мустафы аль Адави.

 

➡️У нас вопрос (который) состоит из нескольких пунктов:

 

1) В некоторых республиках на Кавказе в конце Рамадана есть такой обычай раздавать пакеты перед праздником Ид аль Фитр (Ураза байрам) в пакетах разные сладости и выпечку, причем некоторые это делают с целью чтобы записалась садака за умерших. Какой хукм этого действия?

 

2) Каков хукм раздачи подобных пакетов, сладостей? Если при этом нет намерения, чтобы записалась садака умершим? А просто с целью порадовать соседей и родственников на праздник? И если это дозволено, то можно ли эти пакеты давать тем, кто из соседей и родственников, которые не нуждаются в них, так эти люди раздают их как бедным, так и богатым.

 

3) То же самое происходит и на Ид аль Адха (Курбан байрам), мы знаем, что в шариате Аллаха узаконено жертвенное животное поделить на три часть, часть отдать бедным, другую часть соседям и родственникам, и часть себе, но эти люди так же к мясу добавляют и конфеты и другие продукты, каков хукм этой добавки? В частности, если это еще делается с целью садака за умерших?

 

4) Более того, некоторые и вовсе оставили обычай шариата резать жертвенное животное, и просто раздают кульки с конфетами и другими продуктами на Ид аль Адха, оставив при этом обычай резать животное! Хотя, если бы они сэкономили на кульках, возможно, могли бы купить жертвенное животное.

 

5) Также эти мусульмане на дни праздников ‘Ид аль Фитр и `Ид аль Адха посещают кладбища, возможно, они этот обычай переняли от христиан, которые также на некоторые свои праздники посещают кладбища. Каков хукм данных посещений?

 

И в конце:

Какое в общем ваше наставление по всем этим действиям, и что вы посоветуете тем мусульманам, которые делают всё это, учитывая, что многие делают это уже только для того, чтобы люди не сказали, а такой-то не раздал пакеты... то есть, из-за боязни что их люди пристыдят за это.

 

Этот вопрос поступил из России, с Кавказа, говорится в нем, что многие люди взяли себе в традицию в конце Рамадана или в ночь на ‘Ид они раздают выпечки, сладости для соседей, друзей, родных. Иногда это делается в целях садака за умершего, а иногда это делается в качестве угощения. Тоже самое происходит во время ‘Ид аль Адха (Курбан байрам).

_________________________________

➡️ Ответ шейха Хани Ибн Ибрахима:

 

Ответ на эти два вопроса, хотя там под этой традицией ещё есть ряд других вопросов, я начну с разъяснения правила в этом вопросе, а это то, что люди переняли себе в привычку из обычаев. Однако это не относится к поклонению, то основа в этом дозволено.

 

Всё что люди делают в целях обычаев как например, еда, питье, одежда, идти, возвращаться, подниматься, спускаться и т.д., т.е. то что люди делают не в целях поклонения и эти вещи (упомянутые) не являются сами по себе поклонением, как например, зикры, молитва, пост и др. виды поклонения, то основа в этом - дозволенность.

 

Так как (Всевышний) Аллах в Коране говорит «ешьте, пейте и не расточительствуйте».

Так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит «одевайте что пожелаете, но не расточительствуйте».

 

И на эту тему указывают много контекстов что основа в обычаях - это дозволенность, до тех пор, пока не будет довода на запрет.

 

Как например, если в этом есть уподобление иудеям, христианам, многобожникам, неверующим, а шариат запрещает нам уподобляться им. Также, когда приходят исключительные хадисы, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщает, что в этих действиях уподобление неверным, не делайте так или так, и тому подобное.

 

Суть в том, что таких хадисов очень много и я бы не хотел много времени уделять на это.

 

Получается, основа в обычаях дозволенность до тех пор, пока не придёт довод, указывающий на запрет что такая то еда запретна сама по себе или это питье запретное само по себе, как например, кушать мертвечину, свинью, пить алкоголь и т.д.

 

Всё то, о чем нет доводов, основа в этом - дозволенность.

 

Поэтому, становится ясно, что раздавать пакеты со сладостями, выпечкой к концу Рамадана или в ночь праздника, независимо праздник ‘Ид аль Адха (Курбан байрам) или (‘Ид) Фитр (Ораза байрам), или же в самом Рамадане, в его начале и середине, если люди делают это в целях обычая, чтобы поддерживать отношения, связывать узы и тому подобное, то нет в этом проблем и нет доводов, указывающих на запрет.

 

Теперь перейдём к следующей части вопроса, а это то, что если человек делает подобные вещи считая их Сунной, и то, что эти вещи сами по себе являются поклонением.

 

К примеру, он раздаёт эти сладости в ночь на 27-ое число или в ночь праздника ‘Ид и считает, что это действие само по себе - поклонение, что Аллах узаконил это, что это Сунна, то в таком случае говорим нет, так нельзя.

 

Так как нет доводов на это. И тому, кто делает такие деяния в целях поклонения, мы ответим ему, что нет доводов на это. Так как основа в поклонении - запрет и остановка.

 

Мы не поклоняемся Аллаху кроме как Он нам узаконил это. И в хадисе говорится, тот кто делает что-либо из дела и на это дело не было нашего веления - оно не принимается. В другом хадисе говорится, тот кто ввёл новшество в наше веление - оно не принимается.

 

Т.е. тот, кто ввёл новшество или сделал какое-либо дело не так, как это пришло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то оно не принимается.

 

Аллах в Коране говорит: «Следуйте тому, что пришло от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!»

(Сура 7. Ограды, 3-й аят).

 

В этом доказательство того, что основа в поклонении - запрет до тех пор, пока не придёт довод из Корана или достоверной Сунны, указывающий на дозволенность.

 

Поэтому, если человек делает все эти обычаи в целях поддержания связи, укрепления отношения, любви, то нет в этом никаких проблем. Но считать, что это поклонение и Аллах узаконил это или Его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то мы скажем «ты добавил то, с чем не пришел шариат».

 

Если это делается в целях поддержки отношения, взаимной любви, то нет проблем. Но говорить, что это поклонение, то нет!

 

Как, например, жертвоприношение, этот вид поклонения считается узаконенным шариатом, или акыка (угощение в честь рождения ребёнка), тоже самое где кушают и тому подобное. Надеюсь, вы поняли разницу между обычаем и поклонением.

 

Теперь, все эти сладости, выпечки, подарки раздаются в эти дни. Если их раздают в качестве поклонения в эти дни, думая, что это есть в шариате, мы скажем еще раз: «нет, ты добавил то, с чем не пришел Ислам».

 

Точно так же, если все это раздаётся в целях садака за умершего, то это относится к тому, что человек выделил этот вид поклонения, именно в это время, на это мы ответим, что садака за умершего даётся в любое время и нам нельзя выделять именно это время. Так как выделение определённого времени, на это требуется довод.

 

Это равносильно что ты говоришь, что Аллах и Его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узаконили садака именно в это время, но не в другое. Садака давать за умерших дозволено в любое время, более того, это желательно. Если человек раздаёт эти подарки, пакеты, сладости выпечки в Рамадане - нет проблем в этом, более того, это садака принимается, как в хадисе говорится, если человек умирает, прерываются его дела кроме садака джария. И учёные единогласны, что садака за умершего доходит до него.

 

Но учёные не выделяют определённое время для этого. Мы принимаем шариат так как он пришел к нам. Однако ни в Коране, ни в Сунне нет доводов на то что садака принимается в такое-то или в такое (определенное) время.

 

Поэтому, нельзя выделять определённые дни для этого, более того повторять их каждый год в определённые ночи или дни.

 

Итак, раздавать пакеты, сладости - нет проблем, более того, это желательно. Но это не делается в определённое время.

 

Раздавай, например, в начале, середине, в конце Рамадана, но не имей убеждения что это делается в определённое время или у этого времени есть достоинство или это время более предпочтительное для садака.

 

Запрещено делать это в определённые дни или ночи, как например, в конце Рамадана или в его ночь. Причём если он надеется на награду за совершенное им поклонение в это время, мы ответим ему на это - нет никаких доводов. Ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники не делали подобное по отношению к тем, кто умер.

 

Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал садака в общем (не выделял ни время, ни место), также побуждал к этому сподвижников. И с этого мы понимаем автоматически ответ и на третий вопрос, а это - нет проблем добавлять к жертвоприношению сладости, выпечки в целях поддержания связи, любви.

 

Так как в эти два праздника люди привыкли раздавать друг другу подарки, обмениваться радостью, любовью. Раздавать сладости и подарки, которые приносят людям радость, в этом нет никаких проблем. Более того, это из хороших обычаев.

 

Следующий вопрос, это то, что люди впадают в чрезмерность в этих обычаях, они так увлекаются этими сладостями, выпечками, что тратят на них много денег и оставляют жертвоприношения, а это один из видов убытка и лишения.

 

По сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в день Курбан-байрам делается жертвоприношение. И это сунна нашего Отца (посланника Аллаха) Ибрахима (мир ему) и Пророк [Мухаммад] (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал приносить в жертву (животное) и не приходит ни одного риваята, что он оставлял это (удхия), однако он был постоянен в этом.

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) делал жертвоприношения за себя и свою семью. Так что некоторые учёные считали удхия уаджибом (обязательным) тому, кто имеет возможность.

 

И это мнение ханафитов, однако большинство ученых сказали, что это сунна муаккада (то что делал пророк, салля Ллаху алейхи уа саллам, постоянно). И у удхия большие достоинства, награда посредством чего раб приближается к своему Господу. Поэтому, каждый здравомыслящий мусульманин не будет ставить раздачу сладостей и пакетов вперед удхия (жертвоприношения), так как это узаконено самим Аллахом и Его Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Каждый мусульманин должен ставить вперёд то, что поставили Аллах и Его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и делать то, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). 

 

Ведь Аллах в Коране говорит: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный».

(Сура 3. Семейство Имрана, 31-й аят).

 

 

Мой совет - мы должны выполнять всё что нам велено и следовать Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставить вперед жертвоприношение. А жертвоприношение считается действительным, даже если зарезать барашка, козу или овцу.

 

И если зарежешь барашка, ты выполнил сунну жертвоприношения. И Аллах воздаст тебе лучшее воздаяние за это по Своей милости, щедрости.

 

 

И последний его вопрос (да сохранит его Аллах), а это посещение могил в день праздников.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал посещать могилы после того, как до этого запрещал это делать сказав, я вам запрещал посещать могилы, однако почему бы вам не посещать их, ведь поистине они напоминают смерть. Посещение могил дозволено в любое время.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещал могилы (бакыъ), поднимал руки, просил дуа (обращался с мольбой) за умерших чтобы их Аллах простил и помиловал.

 

Однако также нельзя выделять определённые дни для этого, предполагая, что это узаконено. Это тоже относится к тому, на что нет доводов. Например, если человек каждую пятницу ходит посещать могилы и имеет убеждения что это есть в Исламе. Или в четверг или праздничные дни.

 

Мы ответим ему, что ты обусловил то, что шариат не обуславливал. Если хочешь посещать могилы, то посещай в любое время. Но, к примеру, если человек скажет у меня нет возможности посещать могилы кроме как в пятницу, потому что у меня много дел или я бываю в сафаре (в пути), тогда нет проблем, потому что он не выделил этот день, более того он не нашел больше никого времени кроме пятницы - в этом нет проблемы.

 

Или, к примеру, говорит, я не могу посещать могилы кроме как в праздничные дни, потому что в эти дни у меня выходные, а другие рабочие дни нет возможности - в таких случаях тоже нет проблем и об этом говорил шейх Ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах), так как посетитель могилы не выделил эти дни в качестве поклонения, однако посетил в эти дни, так как у него больше нет свободного времени, кроме этого.

 

И каждый мусульманин должен быть осторожен и не делать то, что делают заблудшие, посредством чего даёт им поддержку в их заблуждении. Так же люди могут посчитать, что, если ты посещаешь могилы в эти дни, значит это Сунна. Человек должен делать то что легче и безопаснее, и не обусловливать людям определённые дни для этого, и говорить людям что это узаконено в любые дни.

 

Некоторые учёные говорили о нежелательности посещения могил в праздничные дни и не пришло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) что он делал это в праздничные дни.

 

 

И последний вопрос, говорится в нем, что все эти не узаконенные или некоторые эти действия делаются (выделение определённых дней, давать садака в определённое время, посещение могил) делаются от безысходности (чтобы люди не говорили про них ничего плохого).

 

Мы ответим, о мой дорогой брат, ни один из этих людей не принесут тебе пользу перед Всевышним Аллахом, если ты делаешь то, что не узаконено шариатом, так как каждое нововведение - это заблуждение.

 

И Аллах не принимает ничего, кроме как если это было сделано по Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ради Его лика.

 

Если ты делаешь то, что не узаконено, затем, ты это делаешь чтобы люди не говорили о тебе то-то и то-то, или то, что ты жадный, или что не посещаешь могилы, потому что не уважаешь умерших и тому подобное, то ты таким образом собрал в себе все виды зла.

 

Потому что ты делаешь это не потому, что это узаконено, ты не следуешь Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), ты не делаешь таклид (за ним), а ты делаешь всё это, чтобы люди похвалили тебя, и от страха, что они будут порицать тебя за это. А это и есть показуха.

 

И каждый (кто так поступает) должен вспоминать хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) когда ему один человек сказал: «о Мухаммад, поистине моя похвала (в чей-либо адрес) зейин, а мое порицание щейиин».  

 

- Т.е. если я кого-то похвалю, это значит он хороший и он начинает приукрашивать себя этой похвалой. А если я его поругаю, оскорблю, это значит, что он плохой и он начинает погружаться в ещё больший позор. Т.е. если человеку сказали это хорошо, он соглашается и говорит да, это хорошо, а если люди сказали, что это плохо, то он тоже повторяет за ними и говорит, что это плохо. И этот человек говорит Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) эти слова.

 

На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: это Аллах. Т.е это Аллах если кого-то похвалил, то это значит, что он хороший (достойный), а если кого-то опозорил, то он считается опозоренным. А что касается тебя творения, в твоей похвале в действительности нет никакой пользы для похваленного, и от твоего порицания, оскорбления в действительности нет никакого вреда для того человека, кому ты их выразил. Это смысл хадиса.

 

О мой брат, извлеки из этого урок и следуй Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не обращай внимания на слова людей. Однако разъясняй им и находи для них (возможность) совершать правильные дела в подходящее время. И объясни им, что ты не будешь это делать потому что это не из Сунны, это не жадность, не вражда, не неприязнь к ним.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.