|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главные страны и регионы машиностроенияГлавные страны и регионы машиностроения География мирового машиностроения отличается очень большой неравномерностью: почти 9/10 всего производства приходится на страны Севера. Главный машиностроительный регион мира - Северная Америка, где выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности. Второй регион - зарубежная Европа, - который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции и в некоторых новейших отраслях. Третий регион включает Японию, Корею и некоторые НИС Юго-Восточной Азии; здесь также сочетается продукция массового машиностроения с выпуском изделий самой высокой сложности. Четвертый регион - страны СНГ, в особенности Россия, Украина, Белоруссия. В последние два-три десятилетия машиностроение получило развитие и в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки. В первую очередь это относится к Бразилии, Аргентине, Мексике, Индии, НИС Азии. Некоторые из них уже вошли в "первую десятку" стран, например, по выпуску электронной продукции, включая бытовую электронику (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и др.), хотя многие построенные в них высокотехнологичные предприятия, во-первых, являются филиалами западных фирм и, во-вторых, представляют собой сборочные заводы. Подавляющее же большинство развивающихся стран на мировой карте машиностроения продолжает оставаться "белым пятном". Автомобильная промышленность (автомобилестроение). В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др.). Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей – легковые, и 1/5 – грузовые. Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.
Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год. Toyota (Япония) – 8,56 млн шт. General Motors (США) – 8,48 млн шт. Volkswagen (Германия) – 7,34 млн шт. Hyundai Motor (Южная Корея) – 5,76 млн шт. Ford (США) – 4,99 млн шт. Nissan (Япония) – 3,98 млн шт. Honda (Япония) – 3,65 млн шт. Электронная промышленность.География электронной промышленности – новейшей отрасли машиностроения – складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли: - технические и экономические особенности электронных производств; - новые принципы организации отрасли на всех уровнях – от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами; - возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров; - сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции. Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение. Основные группы производства электроники: 1. Электронные средства обработки информации. 2. Средства связи. 3. Бытовая аппаратура. 4. Электронные компоненты. Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu, Microsoft, Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие. Станкостроение– отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай. Роботостроение.Главный лидер – Япония. Судостроение.Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США. Авиационная промышленность (авиастроение).Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S.A.S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением. Химическая промышленность – отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путем его химической переработки. Валовой объем производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн долл. Химическая промышленность выделилась в отдельную отрасль с началом промышленного переворота. Первые заводы по производству серной кислоты – важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, – были построены в 1740 (Великобритания, Ричмонд), в 1766 (Франция, Руан), в 1805 годах (Россия, Подмосковье). С развитием в середине XIX в. сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений. С конца XIX в. с ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. Благодаря быстрому процессу концентрации производств, высокому уровню научно-технического развития, активной торговой политике Германия к началу XX в. завоевывает мировой рынок химической продукции. В настоящее время химическая промышленность – одна из главных отраслей хозяйства, к тому же получившая быстрое развитие в эпоху НТР. Главные регионы химической промышленности: 1. Зарубежная Европа. 2. Восточная Азия. 3. Юго-Восточная Азия. 4. Северная Америка. 5. СНГ. Основные направления химической промышленности: 1. Горно-химическая. 2. Основная химия (производство удобрений, кислот, солей, щелочей). 3. Промышленность полимерных материалов (производство пластмасс, синтетических смол, химических волокон, синтетических материалов). Химическая промышленность относится к «грязным» отраслям производства, поэтому одним из главных факторов размещения предприятий химической промышленности выступает экологический. Кроме того, важную роль играет наличие сырья и потребителя. Крупнейшие химические компании (ТНК) мира
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|