|
|||||||||||||||||||||||||||||
ВосприятиеВосприятие Узловые вопросы темы 1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. 2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. 3. Предметность, целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия. 4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Основные психологические понятия по теме Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Аудиовизуальное восприятие — одновременное восприятие слухом и зрением. Восприятие — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Избирательность — качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности. Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Наблюдательность — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали. Осязание — вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. 135 Сенсорика — понятие, обобщающее ощущения и восприятия. Целостность восприятия — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности человека. Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (см.), т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности. Восприятие предполагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления, воспринятого с прошлым опытом. Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычле-
Рис. IX.1. Общая модель распознавания образов 137
138 Рис. IX.2. Дополнение данных ощущения в восприятия нению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов. И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему. При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия. На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий. На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности. Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: Восприятие и его свойства Восприятие — познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
выделение наиболее характерных его признаков; опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (см.). Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности. Восприятие человека предметно (см.) и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Опыты Роршаха доказали, что только неко-
Рис. IX.5 (а, б, в, г). Стимульный материал теста Роршаха торые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые. Восприятие характеризуется константностью (см.), т. е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее. Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории. На рисунке IX.6 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения». В рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
Рис. Сосчитайте, сколько кубиков
1. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (на рис. IX. 12 — две узкие вертикальные полосы). 2. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла). 3. «Вхождение без остатка». На рис. IX. 12 — три широкие вертикальные полосы. 5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|