|
|||
Внимание. Экспериментальное изучение внимания. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 43.Внимание. Экспериментальное изучение внимания. Рассмотрим несколько примеров экспериментальных исследований внимания.В числе первых экспериментов, направленных на изучение внимания были эксперименты, проведенные В. Вундтом с использованием метронома и тахистоскопа. Эти эксперименты позволили измерить объем внимания.Последователь В. Вундта Э.Б. Титченер описывает эксперименты, направленные на оценку других свойств внимания. Так была предпринята попытка измерения длительности внимания или того, как долго может длиться одна волна внимания. Данный метод, как и многие другие, основывался на фиксации испытуемыми минимальных возбудителей, которые исчезали из сознания при малейшем колебании внимания. При исчезновении или появлении стимула испытуемые реагировали нажатием на ключ. Измеренная таким образом волна внимания могла длиться, по меньшей мере, минуты две-три.В рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского также была предпринята попытка экспериментального изучения внимания. Автора интересовало влияние различных средств психотехнического характера на процесс деятельности, требующей длительного сосредоточения и внимания.Функциональная методика двойной стимуляции, разработанная А.Н. Леонтьевым, подтвердила ранее выявленное для других психических процессов несовпадение линий развития непосредственного и опосредованного внимания.Сам эксперимент основывался на известной игре «Да и нет не говорите, белого и черного не берите», проводимой с детьми разного возраста и требовавшей от ребенка, по идее автора, длительного напряжения внимания, сосредоточенности на определенном процессе. Степень развития внимания оценивалась по количеству допускаемых в ходе игры ошибок. При исследовании опосредованного внимания игра модифицировалась, и ребенку дополнительно предлагалось использовать цветные карточки, которые могли облегчить решение задач. Использование этих карточек рассматривалось как использование внешних средств процесса опосредованного внимания. Данная методика предполагает большую нагрузку на память и во многом схожа с методиками диагностики развития оперативной памяти. Для исследования избирательного внимания очень часто используют тест на непроизвольное внимание. Данный тест наиболее приемлем для диагностики дошкольников и младших школьников. В ходе тестирования предъявляют ряд карточек с двумя картинками на каждой. Изображения, как правило, относятся к разным категориям (например, здания и животные). По инструкции необходимо запомнить только какой-либо один ряд изображений. После предъявления проверяется запоминание всех картинок и по разнице между произвольным и непроизвольным вниманием судят об избирательности внимания.Другим тестом для оценки избирательности внимания, используемым в основном при тестировании детей, служит тест выбора признаков. Испытуемому предъявляют лист с расположенными на нем рисунками и предлагают запомнить их расположение. Все рисунки отличаются один от другого двум и признаками (например, цвет и форма), каждый из которых может служить опорой для запоминания. Затем дают карточки с изображениями, на которых представлен только один из признаков и просят разместить их на чистом листе соответственно исходному рисунку. Аналогично проверяют запоминание по другому признаку. Разница в запоминании места объекта на листе по разным признакам служит мерой избирательности внимания.Обобщая приведенные экспериментальные исследования внимания можно сказать, что в них в абсолютном большинстве случаев изучаются слуховые и зрительные свойства внимания. Внимание в большинстве исследований понимается как произвольное. Непроизвольноевнимание рассматривается в тесной связи с ориентировочной реакцией (часто эти понятия рассматриваются как тождественные). В экспериментальных исследованиях активность направлена на что-то внешнее по отношению к субъекту.
|
|||
|