Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опера Верди «Риголетто»



              Опера Верди «Риголетто»

 

1. Это первая опера Верди (1851 г.), в которой композитор отошел от героической тематики и обратился к социальным и психологическим конфликтам.

2. В основе сюжета – драма Виктóра Гюгó «Король забавляется», запрещенная сразу же после премьеры как подрывающая авторитет королевской власти во Франции. Чтобы избежать столкновений с цензурой, Верди и его либреттист Пиаве перенесли место действия из Франции в Италию XVII века и изменили имена героев. Французский король Франциск I стал Герцогом Мантуанским (Мантуя – город в Италии), королевский шут Трибулѐ – шутом Риголетто, его дочь Бланш – Джильдой.

Однако эти «внешние» переделки ничуть не уменьшили силу социального обличения: опера Верди, как и пьеса Гюго, обличает нравственное беззаконие и порочность светского общества.

3. Опера состоит из трех действий, на протяжении которых напряженно и стремительно развивается одна сюжетная линия, связанная с образами Риголетто, Джильды и Герцога. Подобная сосредоточенность исключительно на судьбах главных героев характерна для драматургии Верди.

Уже в I действии – в эпизоде проклятия Монтероне – предначертана та роковая развязка, к которой влекут все поступки героев. Между этими крайними точками драмы – проклятием Монтероне и смертью Джильды – расположена цепь кульминаций, неумолимо приближающих трагический финал. Это:

· сцена похищения Джильды в финале I действия;

· монолог Риголетто и следующая за ним сцена с Джильдой, в которой Риголетто клянется отомстить Герцогу (II действие);

· квартет Риголетто, Джильды, Герцога и Маддалены – кульминация III действия, открывающая прямой путь к роковой развязке.

 

4. Главный герой оперы – Риголетто– один из ярчайших образов, созданных Верди. Это человек, над которым, по определению Гюго, тяготеет тройное несчастье (уродство, немощь и презираемая профессия). Его именем, в отличие от драмы Гюго, композитор и назвал свое произведение. Он сумел раскрыть образ Риголетто с глубочайшей правдивостью и шекспировской многогранностью. Это человек больших страстей, обладающий незаурядным умом, но вынужденный играть унизительную роль при дворе. Риголетто презирает и ненавидит знать; не упускает случая, чтобы поиздеваться над придворными. Его смех не щадит даже горя старика Монтероне. Однако наедине с дочерью Риголетто совсем другой – любящий и самоотверженный отец.

Первая же тема оперы, открывающая краткое оркестровое вступление (Прелюдия), связана с образом Риголетто. Это единственный лейтмотив оперы - лейтмотив проклятия, основанный на повторении одного звука в остропунктирном ритме у труб и тромбонов в драматическом c-moll. Зловещий характер подчеркнут гармонией альтерированной DD. Эта тема воспринимается как образ рока, судьбы .

2-я тема вступления получила название «темы страдания Риголетто». Она основана на горестных секундовых интонациях lamento (в опере ее не будет, она нужна для контраста. Почти во всех операх Верди оркестровые Прелюдии теперь будут строиться на 2-х контрастных темах – до «Аиды»). ♫

В 1 картине 1-го д. (бал во дворце Герцога) Риголеттопредстает в обличье шута. Его ужимки, кривлянье, хромую походку передает оркестровая тема, звучащая в Сцене проклятия Монтероне № 5 с. 39. Для нее характерны острые, «колючие» ритмы, неожиданные акценты, угловатые мелодические обороты.

Резким диссонансом по отношению ко всей атмосфере бала является эпизод, связанный с проклятием Монтероне ♫ с. 38. Его грозная и величественная музыка характеризует не столько Монтероне, сколько душевное состояние Риголетто, потрясенного проклятием. По дороге домой он не может забыть о нем, поэтому в оркестре появляются зловещие отзвуки лм проклятия, сопровождая речитатив Риголетто «Навек тем старцем проклят я» ♫ с. 59. Теперь лм проклятия будет все время преследовать Риголетто. Неслучайно Верди хотел назвать оперу «Проклятие».

Этот речитатив открывает 2-ю картину оперы, где Риголетто участвует в двух совершенно противоположных по колориту дуэтных сценах.

Первая, со Спарафучиле – это подчеркнуто «деловая», сдержанная беседа двух «заговорщиков», которая не нуждалась в кантиленном пении. Она выдержана в сумрачных тонах. Обе партии насквозь речитативны и ни разу не объединяются. «Цементирующую» роль играет лирическая мелодия-ноктюрн в октавном унисоне виолончелей и контрабасов ♫ с. 57

Вторая сцена – с Джильдой, раскрывает иную, глубоко человечную сторону характера Риголетто. Чувства отцовской любви передаются через типично итальянскую кантилену, ярким примером которой являются два ариозо Риголетто из этой сцены – «Не говори о ней со мной» и «О, береги цветок мой нежный» (обращение к служанке).♫ с. 72

Центральное место в развитии образа Риголетто занимает его сцена с придворными после похищения Джильды из 2-го д. Риголетто напевает шутовскую песенку без слов «Ля-ра, ля-ра», сквозь напускное равнодушие которой ощущаются боль и тревога (благодаря минорному ладу, обилию пауз и нисходящим секундовым интонациям). Это прием психологического гротеска («смех сквозь слезы») ♫ с. 168

Когда Риголетто понимает, что его дочь у Герцога, он сбрасывает маску равнодушия. Гнев и ненависть, страстная мольба слышатся в его трагической арии-монологе «Куртизаны, исчадье порока».

В монологе две части. I часть основана на драматической декламации, в ней получают развитие выразительные средства оркестрового вступления к опере: тот же патетический c-moll, речевая выразительность мелодии, энергия ритма (тема «Куртизаны»). Здесь велика роль оркестра – безостановочный поток фигураций струнных, многократное повторение мотива вздоха, возбужденная пульсация секстолей. ♫ с. 168 можно только оркестр

2 часть арии-монолога строится на плавной, проникновенной кантилене, в которой ярость уступает место мольбе в 2-х темах: «Ах, ну вот я плачу, Марулло, синьор мой...» (lamento, с. 184) и «О синьоры, сжальтесь вы надо мною» (с. 185). ♫ любую тему

 

Следующая ступень в развитии образа главного героя – Риголетто-мститель. Таким он впервые предстает в новой дуэтной сцене с дочерью во 2-м д., которая начинается с рассказа Джильды о похищении (с. 192, см.анализ в характеристике Джильды). Подобно дуэту Риголетто и Джильды из I д., она включает не только ансамблевое пение, но и речитативные диалоги, и ариозо. Смена контрастных эпизодов отражает различные оттенки эмоционального состояния героев. Заключительный раздел всей сцены обычно называют «дуэтом мести». Ведущую роль в нем играет Риголетто, который клянется жестоко отомстить Герцогу. Характер музыки очень активный, волевой, чему способствует быстрый темп, сильная звучность, тональная устойчивость в As-dur, восходящая направленность интонаций, упорно повторяющийся ритм. «Дуэтом мести» «Да, настал час ужасного мщения» завершается 2 действие с.205

Образ Риголетто-мстителя получает развитие в центральном номере 3 действия - квартете, где переплетаются судьбы всех действующих лиц. Мрачная решимость Риголетто противопоставлена и легкомыслию Герцога, и душевной муке Джильды, и кокетству Маддалены.

Во время разыгравшейся грозы Риголетто совершает сделку со Спарафучиле. Картина бури имеет психологический смысл, она дополняет драму героев. с. 247

Важнейшую роль в 3 д. играет беспечная песенка Герцога «Сердце красавиц», выступающая предельно ярким контрастом по отношению к драматическим событиям финала. Последнее проведение песенки открывает ужасную истину: жертвой мести Риголетто стала его дочь. ♫ Реч-в Р. «Так в воду, мой Герцог» и Песенка Герцога с.284

Сцена Риголетто с умирающей Джильдой, их последний дуэт – это развязка всей драмы. В его музыке преобладает декламационное начало.

 

5. Два других ведущих образа оперы – Джильды и Герцога – психологически глубоко различны.

Главное в образе Джильды – ее любовь к Герцогу, ради которой девушка жертвует своей жизнью. Характеристика героини дана в эволюции (изменении).

Впервые Джильда появляется в дуэтной сцене с отцом в I действии. Ее выход сопровождается яркой портретной темой в оркестре (1 раздел). Быстрый темп, жизнерадостный до-мажор, танцевальная ритмика с «озорными» синкопами передают и радость встречи, и светлый, юный облик героини. Эта же тема продолжает развиваться и в самом дуэте, связывая краткие, певучие вокальные фразы. ♫ с. 68, оркестр

3 р-л дуэта показывает смятенную тему Джильды «Ах, его печаль» в as-moll. Такие многобемольные тональности все время будут появляться у Верди в ситуациях психологического напряжения ♫ с. 74

Развитие образа продолжается в следующих сценах I действия – любовном дуэте Джильды и Герцога и арии Джильды.

Вспоминая о любовном свидании, в арии Джильда изливает радостные чувства, вострог любви. Ария построена на одной теме, развитие которой расцвечивается виртуозным колоратурным орнаментом.♫ с. 113 осн.тема «Сердце радости полно» E-dur

Все остальные сольные номера и реплики Джильды – скорбно-лирические. Это ее рассказ похищении в дуэте с отцом во 2-м д. – ариозо «В храм я вошла смиренно» ♫ с. 192

Это и 2 темы в финальном дуэте с отцом - «Обманула» в des-moll (с.288) и «Там, в небесах» в Des-dur (с.290) ♫ любую тему

 

Партия Герцога более однообразна, но очень песенна, обаятельна; все его номера пользуются огромным успехом.

Свое жизненное кредо он излагает в Балладе 1-го д. «Та иль эта – я не разбираю, все они красотою, как ласточки, блещут». Формируется и круг его выразительных средств: песенная пластичная мелодия, элементарная гармония (T-D) и сопровождение (по типу «большой гитары»). ♫ с. 11

Те же средства будут использованы в дуэте с Джильдой (тема «Верь мне, любовь – это счастье и розы»), в арии 2-го д-я («Вижу голубку милую»), в квартете 3-го д. («О, красотка молодая») и знаменитой песенке Герцога «Сердце красавиц склонно к измене». ♫ квартет, с. 226-227

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.