Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2019-2020 учебный год
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2019-2020 учебный год
№
Дата
Тема урока
Формы организации урока
Виды учебной
деятельности
Формирование УУД( регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Лабораторные и практические работы
Примечание
Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р«Знакомство с картой звездного неба»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.
Моделировать изучаемые созвездия.
Определять направление на север по Полярной звезде.
Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Практическая работа
География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать глобус и карту полушарий.
Находить условные знаки на карте полушарий.
Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.
Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Практическая работа
Мир глазами историка.
П.р. «Знакомство с историческими картами»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.
Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.
Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.
Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные:преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные:развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Практическая работа
Когда и где?
История – путешествие в глубь времен.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.
Обсуждатьсроки начала года в разных летоисчислениях.
Работать в паре: анализироватьисторическую карту,рассказыватьпо ней об исторических событиях.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказыватьо мире с точки зрения эколога.
Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.
Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
8-9
Сокровища Земли под охраной человечества.
Презентация проекта: “Всемирное наследие”
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.
Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.
Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.
Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Равнины и горы России.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находитьипоказыватьна физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
Различатьхолмистые и плоские равнины.
Характеризоватьформы земной поверхности России,рассказыватьо них по личным впечатлениям.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Работатьсо взрослыми:готовитьматериалы для проекта:“Где мы были”.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
11-12
Моря, озёра и реки России.
П.р.:«Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находитьипоказыватьна физической карте России изучаемые моря, озера, реки,рассказыватьо них по карте.
Различатьморя Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Характеризоватьособенности изучаемых водных объектов.
Работатьсо взрослыми:готовитьматериалы для проекта:“Где мы были”.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Практическая работа
Природные зоны России. Зона арктических пустынь.
П.р.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьипоказыватьна карте зону арктических пустынь,осуществлятьвзаимопроверку.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Практическая работа
Тундра.
П.р.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравниватьобщий вид тундры и арктической пустыни, описыватьтундру по фотографии;находить и показыватьна карте природных зон зону тундры,рассказыватьо ней по карте.
Выявлятьвзаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.
Рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные:моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Практическая работа
Леса России.
П.р.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьипоказыватьна карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов,рассказыватьо них по карте.
Устанавливатьзависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.
Работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с природой лесных зон;определятьс помощью атласа-определителя растения лесов;моделироватьхарактерные цепи питания.
Сравнивать природу тундры и лесных зон.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные:искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативныедонести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Практическая работа
Роль леса в природе и жизни людей
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре:с помощью схемы и текста учебникараскрыватьроль леса в природе и жизни людей.
Обсуждатьэкологические проблемы леса,предлагатьмеры по его охране.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Зона степей.
Пустыни.
Контрольный тест №1
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.
Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.
Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовитьсообщения.
Совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники,обсуждатьэкологические проекты ученых в этих заповедниках.
Характеризоватьзону степей по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Зона степей.
Пустыни (закрепление)
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Регулятивные:высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Регулятивные:высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Экскурсия. У Чёрного моря.
К.тест
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.
Обсуждатьправила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемыЧерноморского побережья Кавказа.
Характеризоватьзону субтропиков по плану.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовитьсообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Экологическое равновесие.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Извлекатьиз дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовитьсообщения.
Работатьс плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
21-22
Наш край. Экскурсия«Формы поверхности нашей местности».
Поверхность нашего края.
Фронтальный опрос
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион;знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.
Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.
Оценивать свои достижения на уроке.
Обсуждать меры по охране поверхности своего края.
Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные:выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Водоёмы нашего края.
.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в группе: составлятьсписок водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).
Моделировать значение водных богатств в жизни людей.
Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.
Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей
Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.
Коммуникативные: умение работать в группе
Наши подземные богатства.
П.р.
«Работа с коллекцией полезных ископаемых»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьна физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Работатьсо взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:
знать о группах ПИ и их применении.
Коммуникативные:
формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Практическая работа
Земля-кормилица.
Введение в изучение родного края.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находитьна физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Работатьсо взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные:преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные:развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
26-27
Экскурсия в лес. Природное сообщество смешанного леса.
П.р. «Работа с гербарием растений леса»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;узнаватьпо иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;выявлятьэкологические связи в лесу.
Рассказыватьпо своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.
Моделироватьцепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
Обсуждатьнарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.
Характеризоватьлесное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные:моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Практическая работа
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
П.р.
«Работа с гербарием растений луга»
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описыватьлуг по фотографии, определятьрастения луга в гербарии;знакомитьсяс животными луга по иллюстрации учебника;выявлятьэкологические связи на лугу.
Рассказыватьпо своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.
Моделироватьцепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверкуикоррекцию.
Характеризоватьлуговое сообщество региона по данному в учебнике плану.
Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.
Составлять памятку“Как вести себя на лугу”.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательныеовладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативныеслушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Практическая работа
29-30
Экскурсия к озеру.
Жизнь пресного водоёма.
.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описыватьводоём по фотографии, определятьс помощью атласа-определителярастения пресного водоема;узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;выявлятьэкологические связи в пресном водоеме.
Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.
Моделироватьцепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
Работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные:моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Растениеводство в нашем крае.
Незаметные защитники урожая.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.
Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).
Работатьсо взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).
Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:
Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.
Посещатьмузеи, обрабатывать материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).
Готовить тексты сообщений.
Выступать с сообщением в классе.
Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.
Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.
Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные:выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Практическая работа
Начало истории человечества.
Фронтальный опрос
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода первобытной истории.
Обсуждатьроль огня и приручения животных.
Анализироватьиллюстрации учебника.
Пониматьроль археологии в изучении первобытного общества.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные:моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Мир древности: далёкий и близкий.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.
Находить на карте местоположение древних государств.
Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.
Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.
Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Регулятивные:уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные:моделировать по образцу
Коммуникативныевысказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Средние века: время рыцарей и замков
П.р.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья,
Определять по «ленте времени» длительность средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.
Сопоставлятьисторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; опоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Познавательны:моделировать по образцу
Регулятивные: –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения;
Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предмета излагать и аргументировать свою точку зрения.
Практическая работа
Знакомство с историей Древнего мира.
Новое время: встреча Европы и Америки. Времена Древней Руси.
П.р.
Индивидуальный опрос (устный)
Тестирование
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определятьпо “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлятьжизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.
Прослеживатьпо карте маршруты Великих географических открытий.
Обсуждатьметоды изучения истории Древнего мира и Нового времени.
Выявлятьпо фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.
Обсуждатьроль великих географических открытий в истории человечества.
Характеризоватьнаучные открытия и технические изобретения Нового времени.
Развиватьвоображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.
Работатьс терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени