Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



 

Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. Именно эти свойства глины более знакомы обывателю. Состояние пластичности высоко ценилось во все времена. Не менее интересно и то, что изделия из глины после обжига превращаются в высокопрочные и долговечные. Это и привлекло в древние времена мастеров, по достоинству оценивших этот материал. 

Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.

Керамика – обновленное состояние глины Первые изделия из глины были непрочными и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей требовало модернизации, направленной на увеличение их прочности и долговечности, но при этом сохраняя красоту и эстетичность. Спустя некоторое время, человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится подобна каменным изделиям. Именно такой прочности ей и не хватало. Так наступил новый этап развития глиняного искусства, включающий в себя обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и позволило делать не только изделия быта, но и использовать глину в оформлении жилья. Изделия из глины, подвергнувшиеся обжигу под действием высоких температур, стали носить название керамики. В настоящее время этот термин используется применительно ко всем глиняным предметам. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не просто красивыми, но и практичными.

Гончарное искусство в современном мире. Гончарный круг.  Период, когда люди научились делать изделия из глины, находится в далеком прошлом. С тех пор процесс производства значительно изменился, поэтому и изделия из глины стали намного сложнее и многограннее. Если на заре гончарного дела в основном производились емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то в настоящее время с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы для быта. Теперь доступно производство строительных материалов, декоративных элементов, украшений и так далее. Современное гончарное производство делится на несколько классов: кирпичей для строительства; глиняной посуды и грубых предметов быта; фаянсовых изделий и фарфора для домашнего пользования

 

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы

Программное содержание.Позна­комить с различными изделиями из глины, дать представление об изготов­лении кирпичей и их значении в строи­тельстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

Познако­мить с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал.Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсо­вая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетни­ца, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».

Ход занятия

Педагог.Послушайте загадку (зага­дывает загадку о камне - см. первое за­нятие'). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они быва­ют морские и речные, а также драгоцен­ные. Одни используются при строи­тельстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. По­пробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)

Педагог.Верно, это глина. Какие ви­ды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сей­час сядьте за столы. На них стоят подно­сы с глиной. Рассмотрите ее и расска­жите, что вы видите.

Дети.Два кусочка глины.

Педагог.Какого цвета глина?

Дети.Она коричневая.

Педагог.А бывает глина другого цве­та? Да, глина может быть и белой, и се­рой. Ее цвет зависит от того, какие ми­нералы входят в ее состав. Глина - оса­дочная горная порода. В нее входят по­левой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возь­мите в руки сухую глину. Какая она?

Дети.Сухая глина твердая, но не та­кая твердая, как камень: она крошится.

Педагог.Теперь возьмите в руки мок­рую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети.Глина мягкая, меняет форму.

Педагог.Да, мокрая глина пластич­ная. Что из нее можно делать? Верно, ле­пить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети.Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Педагог.Да, глина - плохой провод­ник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в пе­сок). Какой вывод можно сделать?

Дети.Песок быстро намокает и хоро­шо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропуска­ет воду.

Педагог.Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети.Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Педагог.Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же час­тицы в ней?

Дети.В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Педагог.Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобра­зить глину, песок, камень. Молодцы! Да­вайте опять сядем за столы. Как вы дума­ете: нужна ли человеку глина? Что он де­лает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиня­ной игрушки. Посмотрите: у меня иг­рушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податли­вой, из нее лепят игрушки, которые за­тем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становят­ся вот такими яркими, красивыми, на­рядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Педагог.Из глины также делали посу­ду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки... Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из ме­талла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повы­шенной огнеупорностью. Она исполь­зуется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применя­ется в медицинских целях: для лечеб­ных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества использу­ется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выстав­ке надо вести себя осторожно, не тол­каться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мас­терству и фантазии глина ожила и пре­вратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экс­позиции? (Глиняные игрушки: дымков­ская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали осо­бым узором.

2-я экспозиция - керамические изде­лия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамичес­кой посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - мо­локо не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые ста­туэтки и глиняные.

Эти изделия используются для укра­шения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строи­тельстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Педагог.Еще раз полюбуйтесь на­шей выставкой. Выберите вещь, кото­рую вы сами хотели бы слепить из гли­ны. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выстав­ку ваших глиняных изделий.

 

Презентация «Посуда из глины. Керамика»

Слайд 2. Для чего нужна посуда? Из чего можно сделать посуду? (Бумажная, деревянная, стеклянная, металлическая, пластиковая, фарфоровая, керамическая.) Как вы думаете, из чего была первая посуда? (из глины)

Слайд 3. Откуда же берется глина?

Глина – природный материал и у нее есть некоторые секреты. Она – мягкая, податливая и пластичная, поэтому из нее легко лепить. Глина добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки или в карьерах. Она является продуктом земной коры, это остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Бывает сухой и мокрой, разного цвета, а также с разными свойствами.

Слайд 4. Служит для различных целей: для изготовления посуды и строительных материалов, в медицине

Слайд 5. Как же люди научились изготавливать посуду из глины?

Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто - то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались.

Слайд 6. Прошло ещё время, и люди сделали приспособление для изготовления посуды из глины, а затем научились обжигать ее на огне.

Слайд 7. Прошло еще время и люди научились украшать посуду. В такой посуде хранили разные продукты и даже воду, потому что она была крепкой, легкой и не размокала от воды

Слайд 8. Людей, занимавшихся изготовлением посуды из глины стали называть – гончарами. а гончарное искусство – керамикой.

Слайд 9. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кружки, кувшины с длинным узким горлышком для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов.

Слайд 10. Как же придают форму посуде? Давайте рассмотрим схему. Берут кусок глины и помещают в центр гончарного круга. Затем круг начинает вращаться и с помощью рук и различных инструментов, гончар придает разную форму, высоту, рисунок будущему изделию.

Слайд 11. Для изготовления сложных изделий, которые невозможно вылепить на гончарном круге, глину разливают в специальные формы. Через некоторое время, когда глина в форме станет плотной, формы открывают и достают оттуда готовое изделие.

Слайд 12. После этого гончары правят, равняют изделие, устраняя все неровности и недостатки.

Слайд 13. Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой. Но даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы керамические изделия стали еще прочней и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре.

Слайд 14. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду. Чтобы керамические изделия стали красивыми художники расписывают их узорами. Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.