Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Никоновы. Три художника»



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Севастопольский государственный университет

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Истории»

 

Контрольная работа на тему:

«Никоновы. Три художника»

 

Преподаватель:

Смирнова Т.В.

Студент группы И/б-15-1-з:

Семенихина Н.В.

 

Севастополь

 

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Павел Никонов его картина «Геологи»………………………………..4

3. Судьба в искусстве Михаила Никонова………...………………...….10

4. Виктория Никонова. Рано прерванный творческий путь………...…12

5. Заключение………………………………………..……………………14

6. Список литературы……………………………………………….…....15

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена творчеству трех российских художников Никоновых, принадлежащих разным поколениям. В начале мая 2020 года картины этих авторов представлены на выставке в Третьяковской галерее. Название выставки говорит само за себя – Никоновы. Три художника. Никоновых хранятся в собраниях Третьяковкой галереи, Русского музея, в региональных музеях, в частных коллекциях в России и за ее пределами.

В центре проекта – творчество Павла Федоровича Никонова, этот год для него особенный – год девяностолетнего юбилея. Более шестидесяти лет художник отдал творчеству. Павел Никонов один из известных художников периода «Оттепели». Он из той плеяды мастеров с именами которых в 60-е годы связано создание нового «сурового стиля» в живописи.

Также на выставке представлены работы старшего брата Павла Федоровича – Михаила Никонова (1928 – 2010 гг.). В 60-е годы стал одним из лидеров «Девятки» - группы из девяти талантливых мастеров (в их число входил и Павел Никонов), искавших свой путь и язык в искусстве и пересмотревшим традиционные подходы в творчестве, существовавшие в то время. Острая, гротесковая образность отличает работы Михаила Никонова.  Под стать этой образности и его манера письма — открытая и экспрессивная, построенная на контрастах цвета.

Выставка включает в себя работы Виктории Никоновой (1968–2008 гг.). Дочь Павла Никонова, принадлежала к мастерам уже следующего поколения. Обращаясь к простым привычным предметам, ей написаны серии с изображением окон, фрагментов интерьера, художница раскрывала в них глубину эмоционального переживания мира, доступную искусству. В этих произведениях Никонова предстает как тонкий колорист и чуткий наблюдатель.

 

 

1. Павел Никонов и его картина «Геологи»

 

Данный раздел работы посвящен творчеству Павла Федоровича Никонова и искусствоведческому анализу его работы - «Геологи». Картина была создана автором в 1962 году после его поездки в Саяны, где художник принимал участие в разведывательной экспедиции геологической партии. Картина представляет собой многофигурную композицию, на которой автор изобразил геологов во время короткой остановки на маршруте в пустынной местности.

 Картина «Геологи» написана в «суровом стиле», одним из основоположников которого является автор картины – художник Павел Никонов. Термин «суровый стиль» был введен критиком и искусствоведом А.А. Каменским и означал направление в советской живописи, получившее распространение в 50-60 годы ХХ века. Этот стиль противоположен соцреализму сталинской эпохи. Оптимизму, радостной вере в светлое будущее и приукрашенной реальности художники, работавшие в «суровом стиле», предпочли изображать героев своих полотен более приземленно и драматично. На их картинах обычные люди рядовых профессий в своей обычной жизни. Эти люди – повседневные герои. «Суровым стилем» работы этих художников также называют потому, что обычно на их полотнах изображены людей самых трудных профессий — строители, горняки, нефтяники, шахтеры, подчеркнута их воля и тяжелый труд.

Картина «Геологи» написана маслом на холсте прямоугольной формы. Это станковая живопись, размеры полотна довольно внушительны - 1 м. 85 см. на 2 м 25 см. Картина находится в собрании Третьяковской галереи и на данный момент представлена на выставке «Никоновы. Три художника».

Эпоха, в которую создавалось полотно получили название «хрущевская оттепель». 60-е годы в СССР – особый период, когда бурными темпами шла вперед наука, совершались прорывы в разных областях знаний, человечество вступило в космическую эру, законы стали менее суровы, страна практически залечила военные раны и выросло целое поколение людей, не знавших ужасов войны. Создавались особые стили в моде, искусстве и литературе. У людей появилось тогда ощущение стабильности и вера в свои возможности. Шло освоение неисследованных ранее территорий, были заложены новые города, в моду вошли путешествия по стране и бурно стал развиваться туризм. Целый ряд профессий получил тогда ореол «романтических»: покорители целины, строители, исследователи, а профессию геолога воспевали в стихах и кинофильмах.

В это время Павел Никонов уже закончил учебу в художественном институте имени В.И. Сурикова, им были написаны полотна, которые не остались незамеченными: дипломная работа «Октябрь» - 1957 год, картина «Рыбаки» - 1959 год и «Наши будни» - 1960 год. Картину «Наши будни» художник написал по мотивам своей поездки в город Братск, где искал сюжеты для полотен на тему «стройки коммунизма». Важным ориентиром для него тогда стало искусство Александра Дейнеки, его старшего современника. Не случайно Дейнека приобрел картину Никонова «Рыбаки», впервые показанную на молодежной выставке. Зато следующее полотно «Наши будни», которое Никонов писал, ориентируясь на композиционное построение «Обороны Петрограда», вызвало недоумение Дейнеки. «Странно, откуда у тебя этот немецкий экспрессионизм?» [1], - спросил он тогда молодого автора.

 Поступали договора и на новые картины. В этот период многие молодые художники искали свой стиль в творчестве, благодаря «оттепели» они открыли для себя заново опальных художников, писавших картины в 20-30-е годы ХХ века. В это время Никонов экспериментирует с цветом примером служит – его картина «Мясо», написанная в 1961 году.

 В биографии Павла Никонова этот период связан с «группой девяти» или «Девяткой». История этого объединения, включавшего в свой состав в разное время живописцев Николая Андронова, Бориса Биргера, Владимира Вейсберга, Наталию Егоршину, Михаила Иванова, Кирилла Мордовина, Михаила и Павла Никоновых, скульптора Леонида Берлина и мастера-керамиста Марию Фаворскую, еще не написана. Между тем оно было первой ласточкой в процессе обновления советского искусства, возникшей, в среде Союза художников. 1960-е годы были полны для Павла Никонова важными событиями. На этот период пришелся пик «оттепели», а затем и ее спад. После открытия в 1962 году выставки в Манеже, ставшей позже знаменитой, и ее бурного обсуждения на разных уровнях изобразительное искусство на какой-то момент оказалось в центре общественного внимания - ни до, ни после такого не случалось.

В поисках сюжета в 1960 году художник отправляется в геологическую экспедицию по Восточным Саянам, которая продолжалась с июня по октябрь. Экспедиция была очень тяжелой, приходилось идти вдоль рек, по диким местам, преодолевать горные перевалы. Сохранился дневник, который вел художник в то время, а также его наброски и акварели. «Когда я с геологами ходил, то среди наших проводников был человек, который вел экспедицию Александра Кошурникова, погибшую осенью 1942 года. Там, где мы были, в августе месяце уже выпадает снег. А когда снег - в тайге без оленей делать нечего. А у Кошурникова начался падеж оленей. И проводник им сказал, что дальше в тайгу он не пойдет, надо возвращаться. А геологи не имели права - военное время было. Они пошли дальше и все погибли от голода и холода. Тогда в Саянах я ощутил, что такое тайга, что означает проходить ее. Я почувствовал трагедию заплутавших в тайге людей.» - так описывает свои ощущения от этой экспедиции сам художник [1].

Из множества набросков, сделанных во время этой геологической партии, можно было бы составить целую серию картин. Критики позднее отмечали, что тогда Никонов использовал опыт написания, характерный для Александра Древина – одного из лидеров русского авангарда. Но сам автор отмечал: «Скорее я думал об Эль Греко, фресках Джотто. Я пытался в живописи уйти от материализованного письма, реалистического видения. Мне хотелось дать сцену с большими обобщениями» [2]. На художника также повлиял один из эпизодов экспедиции, когда на их партию вышла группа изможденных туристов, у которых перевернулся плот, утонули все запасы продуктов. «Они просили у нас оленей. Но у нас начался падеж оленей, и мы не могли им ничем помочь. Тофалары (коренной народ Восточных Саян) накормили их, один из них должен был проводить туристов до ручья, дальше они уже пошли сами. Тофалар ждал, когда один из туристов обуется, эта сцена мне очень напомнила Джотто. Я привёз уйму материала, вспомнил тофалара верхом на олене, проводы туристов, их обреченный вид и Джотто. Это дало решение моей картины "Геологи", - так описал этот эпизод автор в своем интервью [1].

И действительно картина похожа на фресковую роспись. Плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монолитность цвета придают картине характер фрески. Ее символический смысл выходит за рамки изображенного сюжета. Произведение оказалось одной из вершин в истории “сурового стиля”.  В центре полотна четыре фигуры уставших людей. Видно, что их остановка вынуждена, один из геологов сильно натер ногу, пытается перемотать портянки. Его товарищи тоже сильно измождены, видимо, долгим переходом. Крайний справа человек опирается на длинный геологический молоток. У двоих фигур лица заметно темнее, скорее всего это и есть те самые проводники – тофалары. Один из них верхом на олене, за спиной ружье, он ждет оставшихся троих, не догоняет остальной караван навьюченных оленей, который уже ушел довольно далеко по холмам, скорее всего задача всадника – охрана геологического отряда, нехоженые места и много диких зверей вокруг. Видно, что местность пустынная не видно ни растительности, ни источников воды. Скорее всего геологи сами не рады вынужденной передышке, надо идти дальше, искать место для стоянки. Погода портиться – кусочек неба изображен очень темным – скоро ненастье. Картина Никонова наводит на спорные размышления. Ее герои кажутся одинокими, затерянными среди бесконечных песков пустыни, что создает тревожно-драматическое настроение. Автор отошел от натурной достоверности, в картине нет плакатной прямолинейности и отсутствует повествовательность. Цвета полотна темные, но не яркие, масло легло на полотно широкими мазками. Скорее всего это и оказалось тем провокационным элементом, что вызвал невероятно бурную критику картины. Это был бунт и отход от официальной советской живописи того периода, в картине критики не видели оптимизма, радости труда и веры в счастливый исход изображенного события.

Картина появилось в 1962 году на выставке в Манеже, посвященной 30-летию Московской организации Союза художников (МОСХ). Экспозицию посетил Н. С. Хрущев и подверг критике целый ряд работ молодых авторов, что вызвало их широкое обсуждение в печати. Картина П. Ф. Никонова “Геологи” оказалась в центре дискуссий. После этого на не выставлялась двадцать лет до 1982 года.

"Картина должна возвышать человека, вдохновлять его на благородный подвиг. А разве подобные картины могут выполнить такие высокие общественные задачи?", - Никита Хрущев. "Тенденции, чуждые нашему искусству. Не определяет тот основной путь, которым пойдёт развитие нашего искусства", - Сарра Валериус. Глубоко ценю Павла Никонова, написавшего одну из лучших картин нашего времени («Наши будни»), но считаю неудачей его "Геологов", - Бескин. [3].

После этого картина чуть не погибла, сам художник готов был смыть краску с холста, но помог случай. Друг Никонова живописец Салахов забрал «Геологов» на свою родину в Баку, там картина долгое время провисела на даче второго секретаря Компартии Азербайджана Петра Матвеевича Елистратова – большого ценителя живописи, он сумел сохранить картину и позже передать ее в Третьяковскую галерею.

Картина «Геологи» стала определяющей для Никонова, в его жизни наступил момент, когда нужно перестроиться. После выставки в Манеже Павел Никонов решил, что работа в Москве не позволит ему идти по собственному творческому пути. Он решил полностью отказаться от академической школы и как многие художники того времени решил уехать ближе к природе. Художник поселился в деревне Алексино на Волге, где стал продолжать работать в своей манере. «И вот когда сидишь и наблюдаешь людей - как одеты, как живет вся эта старая деревня (сейчас-то уже там по-другому), - тогда все: избы, природа вокруг, фигуры людей превращаются в единую картину каких-то символов, знаков. Как натюрморт все воспринимается. И фигура, и пейзаж, и дом. Все сливается в общий пластический ключ.», [2] – так описывал свои ощущения художник.

На данный момент Павел Никонов продолжает работать над картинами в своей мастерской, не смотря на свои девяносто лет живет в полную силу и строит творческие планы: «С каждым годом я чувствую, что становлюсь все свободнее и свободнее. А это самое важное для художника.». [1].

 

 

2. Судьба в искусстве Михаила Никонова

 

Определение "яростный негативист", данное Михаилу Никонову критиком А. Каменским, точно и остро выражает суть его творчества [4]. Впервые ярко заявив о себе на бунтарской "Выставке девяти " в 1961 году, Михаил Никонов все последующие годы оставался заметен как энергичный, мощный живописец, в своих работах будто взламывающий любые рамки, в которые его пытается поместить окружающая действительность.

Принадлежность к "девяти", к "шестидесятникам" – группе художников, стремившихся наперекор принятой в те годы общей линии в искусстве, в первую очередь, к решению профессиональных, живописных задач – определила в большой мере дальнейший творческий путь Михаила Никонова. После выхода из группы художник продолжил поиски, напряженно работая с цветом и тоном. Долгое время Михаила Никонова интересовала тема путника и его пути, тема идущего, в чем отразилось его собственное внутреннее движение, поиск и беспокойство. Обладая блестящим профессиональным образованием, он решительно уходил от привычных эстетических принципов ради предельной выразительности.

Впоследствии, когда художник приступил к темам современности, стремление отринуть обыкновенность и каноны, достичь максимальной выразительности стало еще более явным. Все негативные социальные черты пришедшего дня раскрыты в работах Никонова: продажность, игра, безнравственность, пустые мишура и блеск. Это сери картин «Игрок», «Конец игры», «Все на продажу» - написанные в период «лихих в 90-х». Острое ощущение действительности приводит к столь же острым композиционным и живописным решениям. Работы строятся на столкновениях пятен почти открытых цветов, на динамичных взаимодействиях силуэтов. Примером служат картины «Фантасмагория», «Электрический век» созданные в конце 80-х, начале 90-х годов [4].

Крупные, наполненные бушующим цветом холсты несут столь же предельно выпуклые, яркие образы; у персонажей сохранены и выявлены самые характеризующие детали; при точности и лаконичности художественный язык Михаила Никонова богат и символичен.

Сюжетно-тематические картины занимают особое место в творчестве художника, в них находит выражение его гражданская позиция. Когда СССР распался, на его холстах появились образы обездоленных, нищих, странников, веселящихся нуворишей. Художник подчеркнуто социален даже в натюрмортах. Как правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в которых «суровость» проявляется не только в выборе персонажей, но и в самих тёмных, глухих красках, резкости их нанесения на холст. Подобная черта свойственна многим художникам, начинавшим свой путь во второй половине 1950-х годов.

Через всё творчество Никонова проходит тема странника. Начиная с 60-х годов, художник настойчиво возвращается к этому образу. Странник — это во многом автопортрет самого художника.

Большие холсты Никонова позволяют проследить и иные связи, выходящие за пределы отечественного искусства, — вспоминаются, в частности, фрески Диего Риверы и Альфаро Сикейроса [5].

В последнее десятилетие жизни и творчества Михаил Никонов создал целую серию светлых женских портретов. На многих из этих полотен угадывается сходство с любимой, рано ушедшей женой, образ которой художник воссоздавал на протяжении всей жизни.

Творческий путь Михаила Никонова – путь бунтаря против ограничений художника извне, против навязанных условий в искусстве, против странной жизни вокруг, против серого, мелкого, вялого и фальшивого. Представленные же на выставке «Никоновы. Три художника» работы разных лет откроют зрителю всю мощь таланта и личности ушедшего мастера.

 

3. Виктория Никонова. Рано прерванный творческий путь

 

Для художницы Виктория Никоновой (1968–2008) на первом месте всегда стояла требовательность к собственному творчеству. Получила блестящее художественное образование, училась в МГХИ имени Сурикова, закончила театрально-декоративное отделение. Была автором сценографии в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя. Публичное признание и коммерческий успех ее не занимали, возможно, еще и потому, что живопись являлась для нее единственно приемлемой формой сокровенного высказывания, которой она только и могла довериться. Она всю жизнь жила для творчества, могла по многу раз переписывать заново полотне, если ее что-либо не устраивало. Как мастер она сформировалась под влиянием творчества своего отца – Павла Никонова. К сожалению, часть из того, что было для нее существенным, и прежде всего «Портрет в зеркале» (1997), сгорела во время пожара, превратившего в пепел не только ее работы, но и само здание большого Конногвардейского манежа, ставшего для московских художников знаковой экспозиционной площадкой. В этом виден какой-то символизм, судьба Виктории трагична, она ушла из жизни очень рано, ей было всего сорок лет.

Виктория очень болезненно воспринимала рыночное искусство, засилье поп-культуры и китчевую живопись, ставшую очень популярной в 90-х годах. Постепенно уходила в свое творчество. основной темой, волновавшей ее в последнее творческое десятилетие после участия в выставке «Мир чувственных вещей», состоявшейся в 1997 году, было соотношение внутреннего мира художника, олицетворенного интерьером мастерской, с внешним социумным пространством, обозначенным как среда города. Это четко выстроенные планы, связанные между собой проемом окна, наделенного широким спектром смыслов, то это плотно сжатое пространство с размытыми границами, где след реальности еле уловим. Сплав цветов, в котором сливаются воедино и заоконная даль города с ландшафтом из домов, и аскетичная мастерская с холстами и подрамниками вдоль стен, отражения зеркал, и размытая реальность на стеклах оконных рам – это пространство ее мироощущения.

Это хорошо видно в таких работах, как «Фигура у окна», «Ночное окно», «Геометрическая фигура», созданных автором в 2003 году.

«Мир, в котором преобладает свет, город — желтый, коричневый, белый; зеркала, их отблески — такова живописная тема Виктории Никоновой. Её живопись проистекает из желания проникнуть в суть пластической формы, понять и передать механизм взаимодействия масс — материальных и световых, из столкновения которых рождается силовое напряжение», [6]- так отзывались о ее работах посетители выставок.

В автопортретах Вики напрочь отсутствует ожидаемая психологическая составляющая. Она воспринимала себя не обособленно, а как неотъемлемую часть некоего мироустройства, которое моделировала в своих живописных композициях так, как она его понимала. Есть только один «Автопортрет в квадрате» (2006), где отдана дань традиционной портретной живописи. Но и в нем важна психологическая роль окружающего пространства.

В живописи Виктории Никоновой разных лет можно обнаружить перекличку не только с Малевичем, Ротко, художниками кубистами, экспрессионистам, мастерами русского авангарда, но и с предшественниками из поколения ее отца, такими как Васнецов и Андронов. Диалог с ними неизбежен в творчестве современно мыслящего художника, переступившего порог ХХI века. Художественное наследие Виктории Никоновой будет востребовано новыми поколениями мастеров.

«Незадолго до своего тридцатилетия в программном полотне «Живопись» Вика создала необычный автопортрет. Упругие, натянутые линии, проявляющие женскую фигуру, в вихревом ритме брошены в квадратуру холстов, подрамников, зеркал, стен, окон, домов. Мы и запомним ее такой, отдавшей всю себя живописи до конца.», [7]- так писали о Виктории Никоновой друзья.

Заключение

 

Организовать выставку работ художников Никоновых в Государственной Третьяковской галерее очень сильная идея. В одном пространстве собраны полотна членов одной семьи. Это работы разных лет и направлений. Ранний Павел Никонов с его «суровым стилем» и его более поздние работы, созданные во время жизни на Волге, на природе.

 В прошлом году в дар Третьяковской галерее были переданы две работы Михаила Никонова. До сих пор в собрании было всего три его работы. По словам генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, приобретение еще двух картин 1980-х годов Михаила Никонова имеет большое значение для учреждения. В дар отдали работы «Игроки I» и «Игроки III». Картины мастера вручили в рамках программы «Меценаты и дарители - Третьяковской галерее». Эти картины, несомненно дополнят выставку «Никоновы. Три художника». И, конечно, особым украшением станут работы дочери Павла Никонова –Виктории.

Всего в Третьяковской галерее в рамках выставки «Никоновы. Три художника» представлено 130 живописных полотен и 30 графических работ. При осмотре выставки можно проследить, как со временем менялся стиль написания полотен художников, увидеть весь их творческий путь. Эта выставка, несомненно, станет подарком для всех ценителей живописи и, особенно, для почитателей великолепного таланта живописцев Никоновых.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Дьяконицына А. Павел Никонов. Движение к свободе / А. Дьяконицына // Галерея. - № 2. – 2019 г. Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/2-2019-63/pavel-nikonov-dvizhenie-k-svobode (проверено 19.05.2020)

2.   Художник Павел Никонов и его картина «Геологи», участвовавшая в знаменитой выставке в Манеже, разгромленной Никитой Хрущевым. Интервью П. Никонова. Режим доступа: https://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/55575/ (проверено 19.05.2020)

3.   Герчук Юрий. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже. М., 2008. - 312 c.

4.   «Яростный негативист» Михаил Никонов // пресс-релиз МВЗ «Галерея А3», - 2014 г. Режим доступа : https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140508_nikonov.html (проверено 20.05.2020)

5.   Лебедева Е. Михаил Федорович Никонов (1928-2010). Наследие // Музеи России. Режим доступа: http://www.museum.ru/N41376 (проверено 20.05.2020)

6.   Чагодаева М. Мир Виктории Никоновой / М. Чагодаева // Московский Союз Художников. – 01.08.2009 г. Режим доступа : http://artanum.ru/analitics/content.php?id=8&gid=56 (проверено 20.05.2020)

7.   Сарабьянов Д, Мурина Е, Рюмин А. Памяти Вики Никоновой // Наше Наследие. - №102, - 2012 г. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10222.php (проверено 20.05.2020)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.