Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НИКОЛАЙ КОЛЯДА. БАБА ШАНЕЛЬ. КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА – 90 лет. САРА АБРАМОВНА– 85 лет. ИРАИДА СЕМЁНОВНА – 80 лет. НИНА АНДРЕЕВНА – 75 лет. ТАМАРА ИВАНОВНА – 70 лет. РОЗА НИКОЛАЕВНА – 55 лет. СЕРГЕЙ, 30 лет, баянист, руководитель ансамбля «Вдохновение»



НИКОЛАЙ КОЛЯДА

 

 

БАБА ШАНЕЛЬ

 

Комедия в одном действии.

 

г. Екатеринбург

2010 год

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Солистки ансамбля «Вдохновение»:

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА – 90 лет

САРА АБРАМОВНА– 85 лет

ИРАИДА СЕМЁНОВНА – 80 лет

НИНА АНДРЕЕВНА – 75 лет

ТАМАРА ИВАНОВНА – 70 лет

РОЗА НИКОЛАЕВНА – 55 лет

СЕРГЕЙ, 30 лет, баянист, руководитель ансамбля «Вдохновение»

 

 

Актовый зал дома культуры. Наши дни.

 

Актовый зал ДК ВОГ (Всероссийского Общества Глухих) празднично украшен. 

Зал украшен плакатами с надписями: «Ансамблю «Наитие» - 10 лет! Ура! Желаем здоровья и счастья! Коллектив ДК ВОГ!» В актовом зале маленькая эстрадка есть, чуть-чуть возвышается над всем полом. На эстрадке стоит фортепиано, журнальный столик, на нем – цветы.

В центре зала стоит стол, на нем море закусок, напитков, булочек, пампушек и всякого такого, что могут напечь и принести на праздник только упорные, усидчивые и настырные бабушки. Стол накрыт на шесть персон.

В зал быстро, легко и совсем не по-стариковски входят КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА, САРА АБРАМОВНА, ИРАИДА СЕМЁНОВНА, НИНА АНДРЕЕВНА, ТАМАРА ИВАНОВНА. Им всем соответственно 90, 85, 80, 75 и 70 лет. Но они все выглядят на один какой-то такой стариковский возраст.

Они идут быстро к столу, в руках у каждой цветы, они возбуждены, веселы, несоразмерно крикливы и словоохотливы: только что закончился отчетный концерт ансамбля песни «Вдохновение», где все пятеро являются солистками и потому такой подъем у всех бабушек. Наряжены они соответственно: у всех пятерых кокошники высоченные, расшитые золотыми и серебряными нитками, украшенные фальшивыми жемчужинками и стразами. Прям горят кокошники!

Платья на всех тоже такие же – в пол, синего цвета, а центр платья и подол расшиты немыслимой красоты цветами в русском стиле. Короче, не платья, а какой-то отпад, какой-то великий русский народный праздник! Красота! Королевы! 

Идут. Подолы платья шуршат по полу.  Идут, говорят на повышенных тонах.

ТАМАРА ИВАНОВНА.Вы взяли в тот момент не тут ноту, Нина Андреевна. Там была «до», а вы взяли «соль».

НИНА АНДРЕЕВНА.Нет, Тамара Ивановна, вы ошибаетесь. Я взяла именно «соль». Вот послушайте:

Встала посреди зала и спела как-то не сильно точно:

Соооооооооооооооль!!!!!!!!!!!!!!

ТАМАРА ИВАНОВНА.Какая же это «соль»? Это и есть «до».

НИНА АНДРЕЕВНА.Вы мне хотите испортить праздник.

ТАМАРА ИВАНОВНА.Не хочу. Зачем мне. Только – «соль» есть «соль», а «до» есть «до».

ИРАИДА СЕМЁНОВНА (идет к столу, потирает руки). Сколько жратвы! Люблю я отдохнуть, а более – пожрать! Парочкой батонов в зубах почесать! Нет, а какие аплодисменты! Зал встал, вы видели? Весь! Все три ряда!

САРА АБРАМОВНА.Новые костюмы! Девушки в кокошниках! Какая красота!

ТАМАРА ИВАНОВНА.Можно было бы и понаряднее.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА.Дали голодной Маланье оладьи, а она и горит: «Испечены неладно!»

ТАМАРА ИВАНОВНА.Ну, я видела по телевизору гораздо красивее. Видела народные ансамбли …

НИНА АНДРЕЕВНА.Девочки, мы будем в костюмах за столом?

ТАМАРА ИВАНОВНА.Капнем еще. Нет, конечно.

НИНА АНДРЕЕВНА.Ну и что? Зато красиво. И торжественно. Вот я взяла салфеточки. Положьте себе на коленки. (Хлопает в ладоши). Девочки, какой стол! Какой стол! Как на Новый год!

САРА АБРАМОВНА.Какой стол! Как на Новый год!

НИНА АНДРЕЕВНА.Садимся, нет?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА.Надо дождаться Семен Семеныча …

НИНА АНДРЕЕВНА.Сергей Сергеевича, Капитолина Петровна. Сергея Сергеевича! Ну сколько говорить?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА.А я что сказала? Я не в маразме.

ТАМАРА ИВАНОВНА.Садимся, не будем никого ждать!

САРА АБРАМОВНА. Садимся!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА (угрюмо).Пустите меня туда. Мне надо к селедку под шубой поближе. Это я делала.

ТАМАРА ИВАНОВНА.Тут все что-то делали. Все из дома принесли. Вы для себя, что ли. Ираида Семеновна, эту селедку под шубой делали?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА.Я сяду тут.

ТАМАРА ИВАНОВНА.Я попробую. Ой, шуба-то волосатая какая! Надо было кошек отгонять, когда делали селедку под шубой, Ираида Семеновна.

Входит резко и решительно Сергей, баянист. Он баян держит в руках. Вошел, смеется, радуется, туш сыграл, все ему хлопают. За Сергеем как-то незаметно в стороне, но при этом величественно и важно стоит Анна Николаевна. Она в цветной кофте и зеленой юбке. Молчит, наблюдает.

СЕРГЕЙ. Все сюда! Ура! Женщины! Занимайте свои места! Ура! Да здравствует! Садимся! Надо отметить!

САРА АБРАМОВНА. Вы были божественны!

СЕРГЕЙ. А? Ну да, конечно! Садимся! Прошу, дружнее, нальем, первый тост!

САРА АБРАМОВНА. Это домашнее вино, налейте, это я делала, сама.

СЕРГЕЙ. Женщины, поторопитесь! Поскорее! Я жду! Итак! Внимание! Тост! Друзья! Мы собрались здесь, чтобы отметить юбилей нашего ансамбля «Наитие». Я рад приветствовать за этим столом старейшего члена нашего ансамбля Капитолину Петровну … которая …

Капитолина Петровна встает, кланяется.

ВСЕ. Браво, браво, Капочка!

СЕРГЕЙ.… которая все эти годы с нами!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Вот вам сказка, а мне бубликов вязка!

Сама захохотала своей шутке, села. Все переглянулись.

А также Сару Абрамовну, которая с нами все эти годы!

Сара Абрамовна встает, кланяется. Все хлопают.

САРА АБРАМОВНА. Я так молода! И так счастлива с вами! Спасибо, Сергей Сергеевич!

ТАМАРА ИВАНОВНА (Нине Андреевне). Слыхала?

СЕРГЕЙ. Ираиду Семеновну, которая тоже все эти годы с нами, вот уже десять лет!

Ираида Семеновна не встает. Сидит, машет рукой, ест. Все хлопают.

И, конечно, самых молодых и самых проворных, наших активисток – Нину Андреевну и Тамару Ивановну!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Всех по отдельности. А нас почему-то вместе. Мы ведь не вместе.

НИНА АНДРЕЕВНА. Вы всегда всем недовольны, Тамара Ивановна. Помолчите. Праздник ведь.

Все хлопают. Нина Андреевна и Тамара Ивановна встали, кланяются.

СЕРГЕЙ.Женщины, налейте уже, налейте. Поспешите, я жду, тост, тост!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Эти новые платья скрипят. Ты слышишь? Прям скрипит на мне всё. Надо было делать из хлопка, а они сделали из химии. Сшили нам из химии!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Какой химии?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Полистерол! Пластмасса! Не гнется!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Это у тебя, Ираидочка, спина не гнется.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Гнется, не боись.

НИНА АНДРЕЕВНА. Скажите спасибо, что не своем встречаем юбилей, как обычно. Эти старые черные платья, кошмар. Как мы могли в них выступать раньше? Спасибо ДК, что расщедрился, сшил такую красоту.

СЕРГЕЙ.Итак, женщины, нальем! Я выступаю с речью! С речью за процветание, так сказать …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Ну, я не дотянусь до селедки. Меня так зажали тут в углу …

ТАМАРА ИВАНОВНА. Меня тоже. Я на углу. Семь лет без замужа.

НИНА АНДРЕЕВНА. Да что вы всегда всем недовольны? Хоть на празднике помолчите. Стол большой, квадратный, нас всего шестеро, по два человека с каждой стороны … Мало, что ли?

САРА АБРАМОВНА. Сергей, вы так красивы! Вы так прелестны! Вы так божественно сегодня играли!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Она мечтает его охомутать. Она затащит его-таки в постель.

СЕРГЕЙ.Послушайте, девушки …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего не ясно. Идите домой.

СЕРГЕЙ.Дорогие товарищи члены нашего коллектива …

ВСЕ (повторяют за Сергеем, жуют при этом). … ива

СЕРГЕЙ. … я бы даже сказал …

ВСЕ (повторяют за Сергеем, жуют при этом). … азал …

СЕРГЕЙ.… нашего выдающегося ансамбля …

ВСЕ (повторяют за Сергеем, жуют при этом). … мбля …

СЕРГЕЙ.… ансамбля русской песни с таким поразительным названием «Наитие»!

ВСЕ (повторяют за Сергеем, жуют при этом). … итие …

СЕРГЕЙ. Итак, сегодня нам исполняется 10 лет! 10 лет мы вместе! Много это или мало? Не знаю. Трудно сказать. Но когда мы за десять лет вместе. Рядом, бок о бок, плечом к плечу …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА (жует). Многие померли за эти десять лет. Человек десять, вроде.

ВСЕ. Да тихо, тихо!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. До дожили до светлого праздника …

ВСЕ. Да тихо, тихо!

СЕРГЕЙ.Ну да, конечно! Ну, дайте договорить, что же вы меня перебиваете всегда. Капитолина Петровна? Я понимаю, что вы старшая тут, что вам 90 лет скоро будет …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Было.

СЕРГЕЙ.Не важно, но всё же, всё же! Я оглядываюсь назад и вижу эти горы, горы концертов, которые мы с вами пропели, прожили, прочувствовали в нашем «Наитии»! Можно сказать в наитии вдохновения, мы с вами забрались на такие алмазные горы, на гору Джомолунгму, можно сказать …

САРА АБРАМОВНА. Вы поэт, Сергей, вы поэт! Вы Сергей Есенин! «Отговорила роща золотая березовым веселым языком …»

ТАМАРА ИВАНОВНА. Да дайте же ему сказать?

САРА АБРАМОВНА (вдруг стала петь громко-громко). « …И журавли печально пролетая, уж не жалеют больше ни о че-о-о-о-о-ом!!!!!»

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Сара Абрамовна, у нас сегодня что – ваш отчетный концерт? Дайте сказать человеку!

Сергей пьет, машет руками, бегает вокруг стола.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Померла Маня, потом Таня, потом Нюся, потом Люся …

СЕРГЕЙ.Слушайте, ну я не могу! Я хочу сказать что-то важное!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Говорите, говорите …

СЕРГЕЙ.Так вот, праздник!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. И еще Натуся недавно Богу душу отдала. А ведь с первого дня с нами пела. На палке стояла, но пела! Царствие небесное!

СЕРГЕЙ.Ну что же. Раз так хочет Капитолина Петровна. Давайте выпьем молча и стоя за тех, кто не с нами …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Да ладно, цирлихи-манирлихи тут разводить, не надо. Им всё равно. Сергей Сергеевич, мы ведь инвалиды и потому мы …

САРА АБРАМОВНА. Тише, ну дайте вы ему сказать! У него поэтическая речь! А вы грубы и невоспитанны!

СЕРГЕЙ.Так вот …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Вы не слушайте их никого, Сергей Сергеевич, говорите. Говорите, так хорошо. Такой стол, мы вот в кокошниках сидим нарядные и отражаемся в зеркале …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ага. И нас будто много-много там сидит …

НИНА АНДРЕЕВНА. Да помолчи!

СЕРГЕЙ.Десять лет мы поем и поем и нас – не остановить.

ВСЕ. Нет, нет, нет, не остановить …

СЕРГЕЙ.А сегодня, впервые на большой сцене здесь во дворце культуры у нас был отчетный концерт! Огромный! Большой! На полтора часа без перерыва!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Я чуть в обморок не упала … нет, нет, говорите, Семен Семенович!

НИНА АНДРЕЕВНА. Да Сергей его зовут, екарный бабай! Сколько тебе говорить?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Какая разница. Ватрушки с творогом хорошие. Ты делала?

ТАМАРА ИВАНОВНА. А Капитолина Петровна не те ноты пела.

СЕРГЕЙ.Итак, руководство клуба сшило нам новые костюмы, вы полюбуйтесь на них! Вы встаньте у зеркала и посмотрите! Глаза ведь режет от красоты!

Все задвигали стульями, утерли рты салфетками, встали, подбоченясь, у зеркала, рассматривают себя. Капитолина достала помаду, губы красит.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Дай и мне.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Рукав в говне. Не дам. Это вещь интимная, личная. Свою надо иметь.

СЕРГЕЙ.Ведь просто ломит глаза от красоты! Специально к этому дню нам сшили эту …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. … херню.

СЕРГЕЙ.Красоту!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. А так нескладно.

ТАМАРА ИВАНОВНА. От них искры летят, когда снимаешь.

НИНА АНДРЕЕВНА. А ты не снимай, спи в нем.

ТАМАРА ИВАНОВНА. Сэкономили, не купили хлопок для костюмов. А теперь – как вот мы?

САРА АБРАМОВНА. А я хочу обратить внимание всех присутствующих на русскую народную вышивку, которая на рубашке у Сергея Сергеевича! Вам тоже сшили костюм! Вы так красивы в нем! Божественны!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Ну, блядина какая …

Крутятся у зеркала, машут руками, бегают туда-сюда.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Я всегда вещи выбираю и гляжу на лейбл: чтоб сто процентов хлопка. А то потом раз состирнешь и оно всё в катышках. А это, поди, и стирать нельзя?

СЕРГЕЙ.А какие кокошники! Ручная работа! Присядем, я продолжу!

Все садятся. Пьют, едят, что-то бормочут.

И эти прекрасные костюмы в русском стиле, и эти кокошники – это всё так сегодня особенно на отчетном концерте сочеталось с моей замечательной музыкой, с моими песнями! Вы так прекрасно исполняете мои песни! Я композитор, конечно, малоопытный, но …

САРА АБРАМОВНА. Да что это вы заприбеднялись? У вас гениальные песни!

СЕРГЕЙ.Не стоит, не надо так …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Лесть не бывает грубой.

СЕРГЕЙ.Я просто хочу писать русские песни, о России, о березах и кленах, о закатах и …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. И откатах.

СЕРГЕЙ.И о восходах.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА (вдруг поет). «Пчелочка златая! Да что же ты жужжишь!»

НИНА АНДРЕЕВНА. Да дайте человеку сказать!

СЕРГЕЙ.Я очень благодарен вам, что вы так прекрасно поете мои песни!

Все молчат.

Ну, что же вы? Давайте, нальем еще?

САРА АБРАМОВНА. Браво, браво!

Все наливают, чокаются.

СЕРГЕЙ.Я бы так хотел выразить вам благодарность, так выразить, такими разными красивыми словами …

НИНА АНДРЕЕВНА. Да за что это, Сергей Сергеевич? Мы ведь в ансамбль ходим, потому что нам песня строить и жить помогает! И отступают все болезни …

ТАМАРА ИВАНОВНА. Да подожди ты со своей песней …

СЕРГЕЙ.Да! Так вот! Наш непрофессиональный – не побоюсь этого слова! – ансамбль русской песни «Наитие» существует десять лет при Орджоникидзевском районном обществе инвалидов! Вы все - инвалиды! Но вы – не инвалиды! Вы поражены физическими недостатками, может быть. Но душевными – нет! Их у вас не занимать! Да, мы занимаемся не в барском, царском с колоннами дворце, а здесь, в доме культуры ВОГ, то есть, Всероссийского общества глухих …

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. А начинали-то мы – у слепых …

СЕРГЕЙ.Но какая разница! Тут есть для репетиций – всё! Вот, фортепиано для распевки, вот кулисы, вот фонарики, вот мой баян, вот мы все тут, собираемся и поем, и поем, и душа поет!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Тут буфетик ничего на первом этаже, дешевый и вкусно …

САРА АБРАМОВНА. Да помолчите вы! Дайте ему сказать!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Говорите, Семен Семеныч …

САРА АБРАМОВНА. Сергей Сергеевич!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Какая разница … «Пчёлочка златая…»

СЕРГЕЙ.Так вот, не важно, что вы – не профессионалы. Не важно! Некоторые профессионалы позавидуют, послушав ваше пение!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Водка стынет, давайте уже, а?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Она уже совсем заговаривается. На мыло ее пора …

СЕРГЕЙ.Так вот, неважно, что мы непрофессионалы! Зато вспомните, сколько мы дали концертов в домах ветеранов, в детских домах, в домах инвалидов, на игровых площадках, в дворовых клубах, на празднованиях Дня города, Дня района, дня Конституции, дня независимости нашей великой Родины России!

САРА АБРАМОВНА. Еще мы пели на 9 мая и на 1 июня …

СЕРГЕЙ.Да, да, в светлый праздник Дня Победы и в День защиты детей – мы первые на концертах, мы впереди!

ТАМАРА ИВАНОВНА. А там у тебя что – кабачки? Твои? Как ты их готовила?

СЕРГЕЙ.Мы поем! Мой баян играет! А еще на Новый год и на Рождество! И на масленицу! Понятно, нет?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего непонятно. Идите домой.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Да замолчи ты, уже напилась …

СЕРГЕЙ.И поэтому я поднимаю этот тост со словами из нашей любимой песни! Не я автор, но всё равно песня хорошая! Вы помните ее.

ВСЕ. Нет.

СЕРГЕЙ.Ну, как нет, товарищи? Ну как же нет?! Вспомните: «Твоё тепло! Моё тепло! Вот и не холодно!!!»

ВСЕ. А-а, ну-да. (Поют гнусавыми голосами). «Пусть льется свет! Сквозь дальний бред! Пусть будет молодооооо!!!!!»

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Ты что поешь «сквозь детский бред»? Там не такие слова!

ТАМАРА ИВАНОВНА. А какие?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Я не помню точно. Но про бред там точно нету.

НИНА АНДРЕЕВНА. Какая разница.

СЕРГЕЙ.Тишеееее!!!! Итак! Прежде, чем выпить за процветание нашего коллектива, я бы даже сказал ансамбля русской песни «Наитие», я бы хотел представить вам нового члена нашего коллектива!

Молчание. Все повернули головы на Анну Николаевну, которая так и стояла с полуулыбкой у двери всё это время.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Кого?

СЕРГЕЙ.Нового члена! Он, то есть, она пришла по объявлению, пришла сегодня ко мне на прослушивание и у нее оказались отличные голосовые данные!

НИНА АНДРЕЕВНА. А я думаю – кто это там стоит не в кокошнике?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Я думала, нам охрану наняли на банкет.

ТАМАРА ИВАНОВНА. Бабу?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. А что, сейчас бабы тоже охраняют.

СЕРГЕЙ.Она только что вышла на пенсию, пришла работать в охрану ДК ВОГ, увидела мое объявление и сразу пришла ко мне!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. А во сколько сейчас выходят на пенсию? Не в семьдесят?

СЕРГЕЙ.С ее блестящими голосовыми данными она пришла именно ко мне, то есть, сначала в Орджоникидзевское районное общество инвалидов с требованием, то есть, с просьбой взять ее куда-нибудь к делу, и тут как раз туда зашел я! И это была судьбоносная встреча! Я прослушал ее! Теперь она будет петь у нас! Это такое счастье. Друзья, наткнуться вдруг на талант! Такой голос! Полторы октавы! Итак, я решил сделать ребрендинг нашему ансамблю …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Чего?

СЕРГЕЙ.Ребрендинг – это всё заново, значит. Так вот. С сегодняшнего дня мы меняем стиль нашего выступления, наших выступлений, я бы сказал. Итак, обратите внимание, как это теперь будет …

Бегает по эстраде, пытается сдвинуть фортепиано, не получается. Переставляет журнальный столик на другую сторону, роняет цветы, поднимает, снова роняет.

Итак, представьте себе: теперь вы не все хором будете стоять на сцене. А вот тут в центре будет стоять солистка, в костюме в красивом в таком, в кокошнике, она будет в луче света – вы представляете, да? Представляете? В луче света Она поет! Я с баяном сбоку. В полумраке, чтобы главное – солистка была, ее голос, ее темперамент, чтобы она могла донести мою песню. А вы все – на заднем плане, в темноте – изредка эхом подпеваете! Нет, нет, также в кокошниках, в этих чудесных платьях, но там, далеко, в темноте, очертаниями, тенями, у задника, далеко-далеко. Будете стоять и подпевать! Вы спросите: а зачем нужен ребрендинг? И я отвечу. Потому что всё, всё постоянно надо менять, надо искать что-то новое, понимаете? Я ясно, ясно вижу это!

Молчание.

Итак, я представляю вам нашего нового члены коллектива, нашу солистку. Обладателя уникальнейшего голоса в русском стиле – Розу Николаевну Глухих.

Молчание.

Давайте, выпьем?

Молчание.

ТАМАРА ИВАНОВНА. А она каким боком к нашему Орджоникидзевскому районному обществу инвалидов имеет отношение?

СЕРГЕЙ.То есть?

НИНА АНДРЕЕВНА. А правда – она инвалид?

САРА АБРАМОВНА. Действительно, Сергей, инвалид ли она? Мы не против, но мы за чистоту эксперимента, так сказать …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Да, да! Я вот инвалид второй группы по опорно-двигательной системе. Разве не видно? Встать не могу! Нина Андреевна, к примеру, инвалид третьей группы по зрению: один глаз минус восемь, другой плюс пять. Тамара Ивановна – инвалид с детства. Капитолина Петровна, как вы видите – инвалид по голове, не помню как там это по-научному у нее называется …

САРА АБРАМОВНА. А у меня только чуть-чуть тошнит иногда … И врачи сказали: инвалидность! Я не хотела!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Ну да. А вы, девушка, каким боком к нам приходитесь? Не видно! Непонятно.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего непонятно. Идите домой.

СЕРГЕЙ.Подождите, тут голос, тут важно другое …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Подождите, Сергей Сергеевич, вы не понимаете серьезности проблемы! Это как раз очень важно! Я вам, девушка, объясняю, вам!

Встала, кокошник поправила, платье одернула.

Чтоб вы знали, что у нас тут не какие-то симулянты под крышей государственного здания собрались, а полные инвалиды, понимаете?

НИНА АНДРЕЕВНА. Да. Раз районное общество инвалидов, то никаких здоровых тут не может быть. (Пауза). И еще прописку проверить: из Орджоникидзевского ли она района? Если нет – не пускать.

Тоже встала, тоже кокошник поправила, тоже платье одернула.

СЕРГЕЙ.Да постойте! Это же для блага нашего «Наития»!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Раньше думай о Родине, а потом о себе.

СЕРГЕЙ.Неужели же непонятно?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Ничего непонятно, идите домой. Правильно. В том смысле, что мы перед концертом, куда бы мы не приехали, показываем со сцены всем зрителям наши врачебные бумаги, выписки из истории болезней, чтоб подтвердить, что мы – инвалиды. Чтобы люди поняли, что мы ходячие, но нам – трудно. Трудно стоять. Трудно петь. Болит сердце. Болит рука. Болят ноги, плечи, груди. А мы поем и своим примером заражаем: «Встань, пробудись, паршивец, если у тебя ничего не болит! Проснись и пой!»

СЕРГЕЙ.Подождите, друзья …

ТАМАРА ИВАНОВНА. А что, всё правильно. У нас коллегиальное мнение. Мы же ее не гоним. А тестируем, так сказать. Достойна ли она быть в нашей инвалидной команде? Понятно?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего непонятно. Идите домой.

НИНА АНДРЕЕВНА. Вы поймите, девушка, нам очень важно, чтобы в зале возникал такой волшебный эффект. Чтобы зрители думали, глядя на нас: «Такие убогие, а еще и поют». Это воспитательный эффект. Товарищи, давайте снимем кокошники. А то помнем их?

САРА АБРАМОВНА. Нет, не снимем. Мы русские – всегда в кокошниках, особенно, когда важные такие вещи происходят.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Нет, у нас праздник. Мы десять лет тут своим горбом – пели да пели … Мы будем в них и в платьях. Всё должно быть торжественно.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Знаете что, Семен Семенович …

НИНА АНДРЕЕВНА. Сергей Сергеевич!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. А я что сказала? Самое главное: у нас нет таких размеров кокошников на ее голову.

НИНА АНДРЕЕВНА. Да. А шить новые – накладно.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. И платье – это же новых вложений требуется.

САРА АБРАМОВНА. К тому же у нас всё по голосам расходится. Мы спелись.

СЕРГЕЙ.У нас в ансамбле «Наитие» никто не берет полторы октавы!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Да какая разница? У нас тут вообще никто петь не может, это все знают. И что? Главное – наитие, вдохновение! Потому так ансамбль и называется. Я, конечно, понимаю вас: ребрендинг, файндрайзинг, логистика, фьючерсы и прочее – очень важно. Но ведь и суть нельзя забывать.

НИНА АНДРЕЕВНА. Где мы найдем такое платье? Не найдем.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. И потом, позвольте по старшинству. Мне девяносто лет. Я скажу главное. Семен Семеныч. Как это понимать? Она, значит, в свете, вы, Семен Семеныч, в полумраке, а мы все – в темноте, тенями, очертаниями? Мы зачем пришли в общество инвалидов тогда? За этим?

ТАМАРА ИВАНОВНА. Да, да. Я бегу сюда к вам на спевку, как угорелая кошка, бросаю всех: внука, правнука, телевизор, Малаховых обоих, дачу, дом и что? И почему – непонятно?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего непонятно. Идите домой.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Так что вы, пожалуйста, так вот с кондачка не делайте. Надо сначала то, потом это, потом следующее, а вы сразу – в центре в свете. Ага.Давайте поедим, выпьем, подведем итоги десятилетия, а через неделю спевка и там мы еще посмотрим, кто где стоять будет. Там и протестируем: достойна или недостойна она «Наития».

Все сели, поправили кокошники, принялись есть быстро.

Сергей пораженно смотрит на всех, выпучив глаза.

Анна подошла к столу, взяла в руки графинчик, постучала по нему вилкой.

РОЗА НИКОЛАЕВНА. Тихаааа! Слушайте меня! Рты закроем пока, а?

Все замолчали. Смотрят на Анну Николаевну.

Я чё-то, корочи, не поняла, Сергей, чё тут за бардак, корочи? Эти тетки ту. Корочи, чё тут за пургу гонят? Вот эту я знаю. В нашем дворе живет.

ТАМАРА ИВАНОВНА. Меня?

РОЗА НИКОЛАЕВНА. Ну да. Тамара Ивановна. Кличка во дворе – «Томка-стакан». Хотят переименовать в «Томка-ведро». Потому что халкает каждый день. Инвалидка.

ТАМАРА ИВАНОВНА. А?!

РОЗА НИКОЛАЕВНА. Это тут чё эти вши разговорились? Это че за демократия, корочи? Вы, вообще, корочи, всасываете, девчонки, с кем вы так разговариваете? Не понятно?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Ничего непонятно. Идите домой.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Ну вот, кому непонятно – и идите. А остальным объясню: я проработала тридцать лет секретарем в приемной у мэра нашего города. Его, как вы знаете, недавно перевели на повышение, в сенаторы. Я не смогла работать с новыми и ушла на пенсию. Но хочу жить с активной жизненной позицией. Понятно? Помолчите вы там, бабушка. Вы совсем раскисли, гляжу. Никакого порядка. Никакого коллектива. Какой-то Иудин день, гляжу: все милуются, целуются, а друг дружку ненавидят, камень за пазухой держат. Так не пойдет в ансамбле «Наитие». У меня остались связи с отделе культуры, там у нас не начальница, а газонокосилка, так вот – она вас быстро всех расформирует, чтобы не портили общую культурную атмосферу города. Я ведь знаю, сколько денег спускается на ваше районное общество инвалидов, бюджетных денег, народных, налогоплательщиков и сколько из этих выстраданных денег идет на ваш ансамбль наитический. И какие вы тут инвалиды липовые все. И какими вы тут льготами пользуетесь в обществе. Вам русские песни не надо, вам льготы подавай. Не так?! Так. Вам не искусством хочется заниматься, а только льготами. Я работаю сейчас главой охраны дома культуры, делать мне особливо тут не фиг, так что – сказали вам, что я – солистка буду, значит – буду. Понятно?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Понятно. Нам домой?

РОЗА НИКОЛАЕВНА. И потом, женщины. Я слушала ваш отчетный концерт сейчас и мне было стыдно. Вот это всё, что вы накопили за десять лет? Вот это вы и выдали? Вот вы, вы – вы стоите сгорбившись. Смотрите в пол, того и гляди кокошник упадет. А вот вы, у вас подбородок трясётся, смотреть неприятно, ощущение, что вы сейчас упадете. А вы? Неужели нельзя парик одеть. У вас волосы жидкие. А вы? А поете вы как? Кто в лес. Кто по дрова. Голосов практически и фактически нет. Послушайте. Послушайте! Зыкина отдыхает! Я сяду к пианине. Спою гамму. Вы даже и знать не знаете, что такое гамма, а пустились в ансамблях петь!

Села к фортепиано, играет гамму, поет громко-прегромко:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, доооооооооооооооо! До, си, ля, соль, фа, ми, ре, дооооооо!!!!!

Молчание.

Повторить? Повторяю. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, доооооооооооооооо! До, си, ля, соль, фа, ми, ре, дооооооо!!!!!

Молчание.

Ну, что? Есть вопросы?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Но у нас нет лишних кокошников.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Дело наживное. Сошьем. Я позвоню в управление культуры и мне на отдельной машине с мигалкой привезут. Личный кокошник. Понятно?

Молчание.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Вы помните Аню и Шуру? Они тогда, семь лет назад на поклоне умерли. Мы выступали в пионерском лагере, спели, поклонились, они обе упали и умерли.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.И что?

ТАМАРА ИВАНОВНА. Так. Я долго терпела. Вижу – надо брать вожжи в руки. А вы Сергей Сергеевич, что рожи корчите?

СЕРГЕЙ.Я всем своим видом показываю, что необходимо согласиться с Розочкой Николаевночкой! Поймите!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Согласиться? Вы как телок. Куда поведут – туда и пошли. Я вас десять лет терпела, теперь скажу. Вас вот даже эта старая грымза Сара Абрамовна и та – привлекает, завлекает. Она вам корчит морды, подкармливает пирожками, собирается вас на себе женить, а вы ей верите.

САРА АБРАМОВНА. Это очень личное! Как вы можете!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Молчать. Это что это тут пришла за командирша? Был у нас коллектив. Капитолина Петровна – бухгалтер, Ираида Семеновна – учительница, Нина Андреевна – штамповщица с секретного завода «Три тройки», Сара Абрамовна, естественно, проработала всю жизнь ревизором. Я – заслуженный тренер по фигурному катанию, хоть и инвалид с детства. Мы заслужили отдых. Мы хотим попеть на старости. И что? И вот тут приходит эта Баба Шанель, которая всю жизнь юбку в предбаннике у мэра протирала и начинает нам петь «доремидоредо»! Да я за него никогда не голосовала, к вашему сведению! Сколько лет он сидел там, мне он был отвратителен! А ваша газонокосилка, подружка – вообще дура! Она только и умеет – ледовый городок построить на площади, вот и вся ее культурная работа за год! И мы молчим!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Мы не молчим.

ТАМАРА ИВАНОВНА. Молчим! Все молчат! Коллектив рушится на глазах! Знаете. Что это мне напоминает? Крах, сравнимый с арестом в 37-ом году Мейерхольда! Арест и как следствие – разрушение его театра! А точнее сказать – изгнание Таирова из театра имени Пушкина. Когда Алиса Коонен прокляла, прокляла, прокляла, этот театр!

Молчание.

СЕРГЕЙ.Слушайте, что вы завелись все? Мало к нам бабушек приходило, уходило, умирало, снова приходило? Вам она лишняя будет?

САРА АБРАМОВНА. Баба Шанель – это хорошо.

Молчание.

РОЗА НИКОЛАЕВНА. Повторите, что вы сказали?

САРА АБРАМОВНА. Ничего я не сказала. Просто так что-то про погоду в сторону окна я сказала. Там за окном кто-то прошел и я сказала.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Кто там мог пройти? Мы на третьем этаже сидим.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Мы сидим. А вы стоите. Мы вас за стол не приглашали.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Повторите, что вы сказали?

НИНА АНДРЕЕВНА. А что тут такого? Баба Шанель. Нормально.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Кто баба Шанель?

ТАМАРА ИВАНОВНА. Вы – Баба Шанель. Шанель – духи такие. Есть еще такое черненькое платьице скромненькое, маленькое, выше коленки – оно тоже называется платье Коко Шанель.

Молчание. Роза Николаевна угрюмо вздыхает, поправляет прядь волос, резко поворачивается к Сергею, говорит негромко.

РОЗА НИКОЛАЕВНА.Сергей, большое спасибо за приглашение участвовать в вашем ансамбле русской песни «Наитие» Орджоникидзевского районного общества инвалидов. Но я вынуждена вам отказать. И к тому же сообщить в отдел культуры о том. Что у вас тут творится такое. А тут очень что-то больное, очень инвалидное.

САРА АБРАМОВНА. Она его по имени зовет? Ой, как далеко у них зашло …

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Бабенка-то сильно вольная, сильно, ой, сильно вольная, как я погляжу.

ТАМАРА ИВАНОВНА. Главное, когда это меня звали «Стакан»? И с чего тут «Ведро»?

СЕРГЕЙ.Постойте, Роза Николаевна! Товарищи, что происходит? Кто руководитель ансамбля? Кто отвечает за его художественную политику?

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Кто?

СЕРГЕЙ.Ну, я или кто?

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Или кто.

СЕРГЕЙ.Ну и вот тогда. Молчать в тетрадь. Всем в тетрадь! Полный покой!

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Покой нам только снится.

СЕРГЕЙ.Хватит! (Орет, бегает по залу). Надоело терпеть! Я хочу настоящий ансамбль! Я закончил «Чайник»!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Как – чайник?

СЕРГЕЙ.Училище имени Чайковского называется «Чайник»!

ТАМАРА ИВАНОВНА. Хорошо, хоть не «Гомик».

СЕРГЕЙ.Молчать! Я учился по классу баяна и по классу хоровое дирижирование! Я художник, а мне приходится в обществе, извините, инвалидов вкалывать, с тетками без слуха маяться дурью, а им медведь всем на ухо наступил!

НИНА АНДРЕЕВНА. Вот тебе раз. А ты. Сара, хотела его на себе женить.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Вот она, голая правда.

САРА АБРАМОВНА. Вы – кобель! Она просто помоложе нас и вы ее в ансамбль тянете!

СЕРГЕЙ.От вас от всех пахнет! Старостью пахнет!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. А от Бабы Шанель – Шанелью пахнет, так, что ли?

СЕРГЕЙ.Да! Шанелью! Я хотел обновить ансамбль, влить в него новую кровь, новую!

НИНА АНДРЕЕВНА. А как же наша песня: «Твое тепло, мое тепло, вот и не холодно»?

СЕРГЕЙ.Холодно мне с вами! Всё. Ансамбль закрыт. Я ухожу. Ухожу в никуда. Лучше грузчиком. Прощайте. Сдайте ключ на вахту. И мой баян – он дэковский, тоже туда отнесите. Если сил хватит, старые моромойки!

Сергей заплакал, кинулся к плакатам, что на стенках висели, принялся их топтать, рвать руками и зубами, кидает на пол, топчет.

И снимите с себя эту гадость! Уберите! Краше в гроб кладут! Снимите эти клоунские наряды! Вы клоунессы, понимаете? Над вами смеются! Куклы разрисованные, матрешки! Это китч, вы понимаете? Это дешевый китч! Русско-народное говно! Разве народ так одевается? Нет! Русские одеваются иначе! Ишь, ансамбль «Березка»! Позор! Роза Ивановна, уйдем от них, у меня есть разговор! Прощайте.

Ушла Роза, следом Сергей, хлопнули дверью так, что люстра под потолком закачалась. Молчание.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Чего это он?

ТАМАРА ИВАНОВНА. Да ладно вам. Ешьте. Пейте. В первый раз, что ли? Он уж нам в который раз этих девчонок, которые только-только на пенсию вышли, под бок подкладывает, в ансамбль сует. «Томка-Стакан», это ж надо ж такое придумать? В голове не поместится.

НИНА АНДРЕЕВНА. А Баба Шанель лучше?

ТАМАРА ИВАНОВНА. А Баба Шанель лучше. Пусть не надеется. Мы стоим плечом к плечу, между нами пальца просунуть невозможно. Да ведь, девочки? А ну, пошли на сцену, встанем, споем, чтобы успокоиться. Ну? Пошли, пошли …

Все впятером вышли на сцену, встали, Тамара Ивановна командует:

Три-четыре!

Поют:

«По долинам и по взгорьям!

Шла дивизия вперед!

Чтобы с боем взять Приморье!

Белой армии оплот! …»

Молчание.

КАПИТОЛИНА ПЕТРОВНА. Стоять трудно. Стулья давайте возьмем, сядем и споем. Сижа споем.

Пошли к столу. Взяли стулья, волокут их на сцену. Потолкались, сели. Тамара Ивановна командует:

ТАМАРА ИВАНОВНА. Три-четыре.

Все поют:

«Наливалися знамена!

Кумачом последних ран!

Шли лихие эскадроны!

Приамурских партизан! ..»

Молчание.

НИНА АНДРЕЕВНА. Нет, ну раз он хочет сделать ребрендинг, так сказать, надо позвать Наталью Семеновну петь.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Какую эту?

НИНА АНДРЕЕВНА. Ну эту, которая раньше к нам ходила, а потом ушла. У нее. Помнишь, редкая болезнь, как у жены Кооля.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Какого Коли?

НИНА АНДРЕЕВНА. Да Кооля, бывшего президента Германии!

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Ну у тебя и память.

НИНА АНДРЕЕВНА. У нее болезнь: она не может жить на свету, сидит всю жизнь в темноте.

ИРАИДА СЕМЁНОВНА. Прям всю



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.