|
||||||||||
Восстановите реплику Ромашова. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 9) Восстановите реплику Ромашова. «Бить солдата ________________. Нельзя бить __________________, который не только не может тебе________________________ , но даже не имеет права _______________руку к лицу, чтобы________________________ от удара». · бесчестно · несправедливо · человека · солдата · ответить · дать сдачи · поднять · поднести · защититься · отвернуться
10) Заполните пропуски слов в тексте. «Между ними ходили разводящие и ставили часовых; производилась смена _____________; унтер-офицеры проверяли посты и испытывали познания своих солдат, стараясь то ______________________выманить у часового его винтовку, то заставить его сойти с места, то всучить ему на сохранение какую-нибудь вещь, большею частью собственную________________________ » Слова: · караулов · постов · хитростью · обманом · фуражку · кепку
11) Соотнесите героев повести «Поединок» по группам. Подсказка: «Осадчий славился, как и полковник Шульгович, не только в полку, но и во всей дивизии своим необыкновенным по размерам и красоте голосом, а также огромным ростом и страшной физической силой. Был он известен также и своим замечательным знанием строевой службы. Его иногда, для пользы службы, переводили из одной роты в другую, и в течение полугода он умел делать из самых распущенных, захудалых команд нечто похожее по стройности и исполнительности на огромную машину, пропитанную нечеловеческим трепетом перед своим начальником» 1.Осадчий 2. Бек-Агамалов 3. Ромашов
А) Один из секундантов Ромашова на дуэли с Николаевым Б) Герой воплощает провинциальное мещанство В) Ощущает «мучительное сознание одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей»
Теоретический материал для самостоятельного изучения: Александр Иванович Куприн — удивительный мастер художественного слова, реалист и правдоискатель, которого «всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремёсла, песни, словечки…», человек со сложной и трагической судьбой, биография которого тесно переплетена с событиями его времени. Он родился в 1870 году в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец будущего писателя рано умирает. В 1874 году мальчик с мамой переезжают в Москву и живут в общей палате вдовьего дома. В шесть лет Александр попадает в сиротское училище, куда Любовь Алексеевна, мать Куприна, вынуждена отправить сына. После этого его зачисляют во Вторую московскую военную гимназию, в кадетский корпус. О своей учёбе автор рассказывает в повести «Кадеты»: «… воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь». Далее он поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, из которого выходит в чине подпоручика. В этот период молодой человек начинает писательскую деятельность и в 1889 году публикует свой рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок». Александр Иванович показывает ужасающее состояние бесправной, опустившейся солдатской массы. Офицеры в повести жестокие, грубые, равнодушные, нравственно бедные и не любящие свою профессию: «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её». События в «Поединке» охватывают период всего в два месяца – с начала апреля до начала июня. Это время практического изучения устава гарнизонной службы и бесконечных смотров: «…Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни устали. Ротные командиры морили свои роты по два и по три лишних часа на плацу. Во время учений со всех сторон, изо всех рот и взводов слышались беспрерывно звуки пощёчин…». Другой герой, капитан Слива, «представлял собою грубый и тяжёлый осколок прежней, отошедший в область предания, жестокой дисциплины. У него «во всём мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединённое пьянство по вечерам». Он не может и не хочет бить и унижать солдат, так как видит в них прежде всего личность. Позиция капитана Сливы, напротив, прямолинейна: «Нет-с, в прежнее время никаких личностей не было, и лупили их». На что Ромашов отвечает: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу чтобы защититься от удара». Автор показывает нам, как на протяжении повести растёт нравственная позиция героя, как отношение к солдатам перерастает в глобальные мысли об актуальности армии в том виде, в котором она запечатлена в повести. Ромашов открывает для себя, «что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд… Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни». Он вдруг приходит к выводу о ненужности армии, но понимает это очень наивно. Ему кажется, что стоит всему человечеству сказать «не хочу!» — и война станет немыслимой. Молодой офицер погибает на поединке. Любя своего героя, Куприн скорбит и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия. Писатель пишет: «Ромашов – это я». Константин Георгиевич Паустовский отмечает: «Появление повести стало «тяжелейшей пощёчиной политическому строю царской России». Произведение можно воспринимать как документ, демонстрирующий безнадёжную трансформацию офицерской касты из российской элиты в её гниющую сердцевину. Перед читателями предстаёт армия, которая держится на страхе и унижении солдат. Армия, которая рискует быть разбитой при первом же сражении. Автор раскрывает сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути, указывает на причины поражения России в войне с Японией. Тезаурус Новелла – небольшая повесть, рассказ. Нравственный идеал – представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах. Романтизм – направление в литературе и искусстве начала XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности.
|
||||||||||
|