|
|||
Я ИДУ НА УРОК. Н.А. ЗАЙЦЕВА, пос. Жуково, Смоленская обл.. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Урок словесности. й класс. Работа над заголовком. Прогнозирование.. Работа с текстом. Восприятие и истолковаЯ ИДУ НА УРОК Н.А. ЗАЙЦЕВА, пос. Жуково, Смоленская обл. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче Урок словесности 7-й класс ХОД УРОКА 1. Работа над заголовком. Прогнозирование. – Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении? (О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.) Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.) Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты. 2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование. Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации. (Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.) – Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом? (В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) – Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла. (Значения заранее записаны на доске, или кто-то из учеников работает со словарем.) Плыла – 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край. – В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово? (Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно на-двигается и заполняет собой все вокруг.) – Как в этой части представлено солнце? Его работа? (Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.) – Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить. Залить – 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь. – В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить? (Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.) – Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения? (Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.) – Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части? (Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.) – Нет ли другого чувства у героя? (Он сменил гнев на милость и обратился к солн-цу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.) – Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.) (На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.) – Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке: «...чем так, Объясним значения этих слов. Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости. Обратимся к толковому словарю за подтверждением. Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться. – Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется? (В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.) – Как передан испуг поэта? Чем он вызван? (Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб)передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель. Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.) – Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики: Черт дернул дерзости мои (В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!) – В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить? Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым. (Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.) – Как меняются взаимоотношения героев? (Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.) – В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.) – Как звучат последние строки: Стена теней, ночей тюрьма...? – Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэ-зии? (Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.) – Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение? (Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет. – Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)
|
|||
|