|
|||
Мы надеемся на взаимное понимание и уважение.
"Музыка в театре, в кино и на телевидение" Ход урока: Сегодня мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов. Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер). Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать? (режиссер) «Меню» в театре составляют На весь сезон из разных пьес. И только то в него включают, Что вызывает интерес. (репертуар) Пачку, пуанты надела Марина, На сцену впорхнула, она - (балерина) Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши. (зритель)
Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
Учитель: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства. 1 этап урока. Ранее мы знакомились с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт» Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. У: Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении?
(Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У: О чем поет Сольвейг? Сольвейг – девушка, которая осталась верной Перу (имя) (О том, что зима пройдет, и весна промелькнет, Завянут все цветы, снегом их занесет. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
У: В каком характере прозвучала музыка? Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный. У: Какой образ нам нарисовала музыка? Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного. У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена. Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения? Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев. У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету? Д: Либретто.
2 этап урока.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр. Фрагмент из балета «Лебединое озеро». (Прочитать содержание балета «Лебединое озеро») У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране? Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем? Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром. У: Какое значение имеет музыка в опере и балете? Дети: В опере поют, в балете под музыку танцуют. У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене. У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами? Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
3 этап урока. У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. А вы знаете как нужно вести себя в театре? Знакомимся с правилами поведения в театре. Общие правила поведения в театре: 1. В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и занять свои места в зале; Мы надеемся на взаимное понимание и уважение.
4 этап урока.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм. У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки. В каких передачах мы встречаемся с музыкой? Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи: « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.
У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, без звука, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые в зале озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели, играли на каком – либо инструменте во время показа фильма. У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы. Сценарий – это литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий. К Опере – пишут Либретто У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах? Д: Она дает характеристику герою, описывает события, настраивает зрителя на определенные моменты. У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Анализ: У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен. Звучит «Время вперед» Г. Свиридова. У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении. У: Скажите, какая программа начинается этими позывными? Д: Программа «Время» «Новости». У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить. «Здравствуйте, уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения. Я познакомлю вас с последними новостями». У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: Служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов. Роль музыки в театре, кино и на телевидении · служит музыкальной характеристикой героев, · создает атмосферу действия, · показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, · создает национальный колорит, · делает популярными произведения композиторов, · показывает мастерство певцов и музыкантов.
Д/З: Прошу ответить на такие вопросы: Любите ли вы слушать музыку? Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, концерт? Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей? Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше? Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
|
|||
|