![]()
|
|||
Сплав спорта и искусстваСплав спорта и искусства Произвольное катание наиболее интересный раздел фигурного катания на коньках. Именно благодаря ему в последние годы этот вид спорта стал особенно популярным. Произвольное катание включает ааг1 спирали, вращения и прыжки. Именно в исполнении этих элементов спортсмену в полной мере предоставляется возможность продемонстрировать свои атлетические возможности быстроту и уверенность скольжения, высоту полета в прыжках и стремительность во вращениях. Свобода выбора Музыки, элементов и их композиции позволяет создавать оригинальные программы, тонко отражающие характер фигуриста, его индивидуальность. Композиции, не имеющие элементов хотя бы одной из перечисленных групп, всегда будут выглядеть несколько однообразными, неполноценными. Избегая включать в композиции те или иные Элементы, исполнитель тем самым лишает себя дополнительных средств выражения своего замысла, обедняет впечатление от выступления. Вот почему одним из основных требований к произвольной программе является использование в ней всего разнообразия элементов фигурного катания на коньках. На ХХХIУ конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ) в Венеции (1972 год) было принято решение о введении для одиночников обязательной программы произвольного катания продолжительностью не более 2 минут. Эта программа состояла из б элементов, определяемых на год путем жеребьевки. Среди обязательных элементов: аксель в два с половиной оборота либо лутц в два оборота, прыжок аксель в полтора оборота, комбинация прыжков, вращёние, прыжок во вращение, комбинация шагов. Таким образом, с 1972 года соревнования в одиночном катании были превращены В троеборье, Включающее: обязательные фигуры (40 процентов общей суммы баллов), обязательную программу произвольного катания (20 процентов общей суммы баллов) и произвольную программу (40 процентов суммы баллов). Попытки усовершенствовать правила и программу соревнований предпринимаются постоянно. В 1974 году обязательная программа произвольного катания была дополнена еще одним элементом — комбинацией вращений, содержащей одну смену ноги и как минимум одну смену позиции. В 1975 году значимость произвольного катания увеличилась. В настоящее время доля обязательных фигур в общей сумме баллов уменьшена на 10 процентов, а произвольной программы — на 10 процентов увеличена. Таким образом, соотношение различных видов программы одиночного катания сейчас таково: 30 процентов — обязательные фигуры, 20 процентов — короткая программа произвольного катания, 50 процентов — произвольная программа.
Шаги. Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по ледяной площадке. Эти комбинации могут выполняться с переходом с одной ноги на другую или непрерывно на двух ногах. Последние комбинации называются змейками. Шаги в произвольной программе служат для соединения всех элементов — прыжков, вращений и спиралей в единую композицию. В программах, как правило, можно различить два вида шагов. Одни служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие играют самостоятельную эстетическую роль, наиболее тонко отражая характер музыки, ее колорит. В последнее время, в связи с развитием фигурного катания, качество произвольных программ, их художественная сторона непрерывно совершенствуются, и эти два вида шагов сливаются. В лучших композициях шаговые комбинации теперь все чаще выполняют одновременно обе функции. Простые перебежки, примитивные подталкивания постепенно исчезают, и их место занимают оригинальные комбинации шагов. Шаги являются хорошим средством овладения искусством фигурного катания. Перетяжки, петли, подскоки и повороты, неоднократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, подготавливают его к выполнению более сложных элементов — вращений и прыжков. Не случайно видный американский тренер Карло Фасси, воспитавший олимпийскую чемпионку П. Флеминг, любит говорить: «Сделай мне комбинацию шагов, и я скажу, что ты за фигурист!» Основной разновидностью шагов являются перебежки. Они исполняются ходом вперед и назад. Овладение перебежками означает превращение конькобежца в фигуриста, создает базу для его дальнейшего совершенствования, рождает у исполнителя чувство свободы, легкости, непринужденности и естественности скольжения, приносит новичку первое и, пожалуй, самое большое удовлетворение. Перебежка вперед. Не следует сразу пытаться выполнить перебежку. Лучше разучивание этого элемента вести постепенно, применяя следующие упражнения. Скольжение на двух ногах в положении «присед». После небольшого разбега фигурист сгибает ноги и, смотря перед собой, скользит на двух коньках, поставленных параллельно. При этом следует стремиться к бесшумному скольжению, не допускать скобления льда ребрами конька. Контроль качества выполнения этого упражнения может производиться по звуку: при хорошем выполнении слышен легкий хруст льда, разрезаемого ребрами коньков. След должен оставаться тонким, почти без снежной стружки. Это упражнение сначала исполняется по прямой, а затем по дугам — вправо и влево. Отталкивание наружной (правой) ногой. Оставляя левую ногу согнутой, производят нажим внутренним ребром конька правой ноги на лед, в направлении в сторону назад. Конек должен при этом двигаться без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правая нога выпрямляется и отводится назад, носок конька при этом находится на расстоянии 5—10 сантиметров ото льда. Правая нога затем возвращается в исходное положение. Все это время левая нога остается согнутой. Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из конечного положения толчка правой ногой левая нога уходит на один конек назад и путем нажима на лед наружным ребром мягко выполняет толчок, также без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правая нога переносится вперед и несколько внутрь и остается согнутой в течение всего толчка. Выполняя толчки, обращайте особое внимание на их направление. Оно должно быть перпендикулярно направлению общего движения. Левая нога в конце толчка, так же как и правая, должна быть совершенно выпрямлена, несколько отведена назад и находится в 5—10 сантиметрах ото льда. Освоив скольжение на двух ногах в положении «присед», отталкивание правой и левой ногой, можно перейти к учебному варианту перебежки вперед. Каждое движение при этом выполняется на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах и т.д. В дальнейшем можно перейти к выполнению собственно перебежки, то есть к чередованию толчков правой и левой ногами без промежуточного скольжения на двух ногах. Перебежки назад проще, чем вперед, и осваиваются поэтому быстрее. Одной из наиболее распространенных ошибок при исполнении перебежки назад является скобление льда зубцами вследствие чрезмерного наклона тела вперед. Для устранения этой ошибки следует добиваться более вертикального положения туловища фигуриста и контролировать качество перебежки на слух. Касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому исполнителю. Итак, главным при исполнении перебежек является сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие колебаний и непринужденное положение головы, плеч и рук. После овладения перебежками можно приступить к разучиванию шагов с поворотами. Многие положения, встречающиеся в шагах с поворотами, являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах — прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто исполняются настолько слитно, что создают эффект вращения тела фигуриста с одновременным перемещением его по ледяной площадке. Простейшими шагами с поворотами являются троечные. Легким и полезным шагом является троечный переход. Он состоит из тройки вперед наружу — назад внутрь с последующим переступанием на другую ногу. Тройка выполняется, как и в обязательных фигурах, но в исходном положении свободная нога выпрямлена и поднята назад значительно выше, а в момент поворота не прижата к опорной, хотя и находится близко от нее. Переход на другую ногу должен выполняться слитно с поворотом тройкой и сопровождаться энергичным отталкиванием, в результате которого свободная нога выпрямляется и поднимается высоко назад. Каждую дугу перехода при разучивании лучше выполнять на два счета. Следует обращать внимание на развернутое положение свободной ноги в исходном и конечном положениях, на прямое положение туловища и головы и отсутствие движений руками в вертикальной плоскости. Весьма полезным для совершенствования двигательных возможностей фигуриста является также троечный шаг, начинающийся ходом назад наружу. Рассмотрим его выполнение с правой ноги. В исходном положении фигурист скользит на правой ноге назад наружу, е левой ногой впереди, затем выполняет тройку и переступание на левую назад внутрь, оставляя правую ногу сзади. После чего следует постановка правой ноги назад наружу и шаг повторяется. Исполнение этого шага имеет ряд особенностей, соблюдение которых значительно повышает как качество самого шага, так и его ценность как подготовительного движения для обучения прыжку петлей. В исходном положении (в отличие от обязательных упражнений) плечи вместе с головой обращены внутрь круга, то есть повернуты в отрицательном направлении и остаются в этом положении в течение всего шага. Свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорой. Переход на правую ногу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад наружу. Оба рассмотренных выше шага весьма удобны для разбегов, а в соответствующей хореографической обработке могут быть весьма эффектными, особенно при вальсовом характере музыки.
Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, такие шаги включаются в различные комбинации для более точного и детального отражения характерных музыкальных фраз. Наряду с требованиями хорошей осанки, общими для всех шагов, к шагам на зубцах предъявляются специфические требования. Они выполняются слитно, на почти выпрямленных ногах, так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны. Переступания на зубцах должны выполняться настолько быстро, чтобы не допустить потери скорости. По характеру рисунка, оставляемого на льду, можно различить три основные группы шагов: по прямой, по кругу и серпантин. «Серпантин» — комбинация шагов, состоящих из крутых дуг, имеющая извилистый рисунок. Использование в программе шагов различного рисунка делает ее более разнообразной. Например, описанные выше троечные шаги при последовательном исполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно в разные стороны, образуют «серпантин». Шаг крюком назад наружу, неоднократно повторенный, образует комбинацию шагов по прямой.
составила около 1600 метров. Отсюда ярко видна важность уверенного экономичного скольжения, необходимость овладения шагами различной формы, умения кататься на крутых дугах, хорошо используя широкие возможности фигурных коньков. Последние исследования в области затрат энергии фигуристом говорят о том, что большая часть энергии идет именно на разбеги и шаги, а не на прыжки и вращения. Именно поэтому техника произвольного катания должна совершенствоваться через детальное овладение всеми способами скольжения. Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие быстро увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее. Так, рассмотренные выше троечные шаги очень удобны для разбегов, в то время как шаги на зубцах или «джаксоны» менее пригодны для этого. Шаги наиболее удачная область для проявления фантазии фигуриста. Уже из рассмотренных нами четырех простых шагов может быть составлено несколько комбинаций. Фигуристы-мастера стремятся каждый сезон демонстрировать новые, оригинальные комбинации шагов, которые часто вызывают большее одобрение зрителей, нежели сложный прыжок. Достаточно вспомнить француза А. Кальма и его шаги, выполняемые на музыку Массне, австрийца Э. Данцера с его дорожками на русские мелодии, советского фитуриста Ю. Ончинникова, комбинация медленных шагов которого, исполненная под органную музыку И.-С. Баха, стала одной из наиболее ярких частей его произвольной программы, показанной на чемпионатах 1975 года.
Важным требованием, предъявляемым к спиралям, является красота и точность позы. Для «ласточки» — это высоко поднятая, развернутая нога, непринужденное положение головы и рук, для «кораблика» —выпрямленные ноги, прогнутая спина. Следует учитывать, что чем больше скорость, тем спираль эффектнее. Во-первых, высокая скорость скольжения сама по себе улучшает восприятие, а во-вторых, позволяет увеличить наклон тела, что усиливает динамику позы. Кроме того, устойчивость скольжения на высокой скорости, как правило, выше, чем на низкой. Часто спираль играет роль элемента, выполняя который спортсмен получает возможность отдохнуть, приготовиться к исполнению трудного элемента или сложной части программы. Одной из разновидностей спиралей являются циркули. При выполнении циркуля одна нога фиксируется на льду с помощью зубцов или пятки, а конек другой ноги описывает вокруг этой точки спираль. Циркули исполняются фигуристами вперед и назад в соответствии с ходом конька, описывающего спираль. Циркули должны исполняться слитно, без рынков, с точной фиксацией центра вращения, на глубоко согнутой ноге. Положение верхней части тела диктуется характером композиции.
Спирали являются элементами фигурного катания, которые с успехом могут разучиваться во внеледовых условиях: в зале, на площадке, даже дома в комнате. Если уверенно овладеть требуемой позой, то почти всегда можно повторить ее на льду.
Пируэты. Каждый, кто хоть раз становился на фигурные коньки, сразу же убеждался, насколько легко совершать на них повороты. Причиной этого является то, что полоз фигурного конька не плоский, а слегка закругленный. Именно кривизна полоза вызвала появление в фигурном катания большого количества самых разнообразных вращений на лезвия одного или двух коньков — так называемых пируэтсв (от французского рiгопее, означающего круговой поворот тела). Трудно назвать элемент, который вызывал бы такое же восхищение у желающих обучиться фигурному катанию, как пируэт. Длительное, устойчивое вращение в приседе, переходящее во вращение стоя, когда тело от быстроты становится похожим на расплывчатый силуэт, часто кажется зрителю невероятным. Многие выдающиеся фигуристы начинали свой путь в фигурное катание с одним желанием — научиться делать пируэт в приседе — «волчок».
Многолетняя практика фигурного катания показала, что одни спортсмены быстрее овладевают вращениями влево и лучше исполняют их (таких большинство), другие — вправо. Поэтому, прежде чем приступить к разучиванию пируэтов, нужно определить, в какую сторону фигуристу вращаться удобнее. Наиболее простой и довольно достоверный способ определения своего направления вращения заключается в исполнении троечного перехода вперед наружу. Если начинающему это движение удобнее исполнять с правой ноги, то он — правовращающийся, и наоборот. Более точно направление вращения может быть установлено путем выполнения пируэта назад с выездом на той же ноге, на которой исполнялось вращение. Если этот пируэт и выезд лучше получаются на правой ноге — вам следует вращаться влево, и наоборот. Другим необходимым условием является овладение соответствующей позой. Овладение пируэтом должно начинаться с разучивания позы на льду, а затем спирали в этой позе на льду.
Подход. Существует несколько вариантов подходов. Наиболее пригодным для начального обучения является сочетание тройки вперед наружу с перебежкой назад. Обычным заблуждением начинающих является предположение, что чем выше скорость в подходе, тем проще выполнить вращение. В действительности фигуристы-мастера очень быстрые и устойчивые пируэты, как правило, исполняют с небольшого хода. В подходе нужно сохранять плавность скольжения, исполнения знания, хорошую осанку, чтобы вращение возникло естественно, а приготовления к нему были незаметными. Въезд. Въезд является наиболее сложной и ответственной частью пируэта. Именно в этой части возникает вращение. Как правило, если фигурист сообщил своему телу устойчивое вращение, то выполнение собственно вращения уже несложно. След, оставленный коньком при въезде, представляет собой кривую с плавно увеличивающейся кривизной. Въезд исполняется на согнутой ноге, принятие позы, в которой будет выполняться вращение, должно происходить не раньше, чем начнется устойчивое вращение. Придать вращение телу можно двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руками во время въезда. Во вращении стоя и в «волчках» следует использовать оба способа. При вращениях в «ласточке» маховое движение ногой усложняет исполнение. В этом случае маховое движение приводит к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу и соответствующую ей руку назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия. Более простым, а главное, более надежным является въезд с отведенной назад свободной ногой и соответствующей рукой, как на рисунке на стр. 49. Налтiткв, при въезде в «волчок» круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Для его исполнения необходимо во время подхода сделать сильный замах рук и свободной ноги. Начало маха, то есть выведение рук и ноги вперед, должно происходить только тогда, когда въездная дуга достигает максимальной кривизны. Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в «волчок». Единственная разница — более выпрямленное положение опорной ноги. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, — это может привести к нарушению равновесия во вращении. Вращение. Приближая свободную ногу и руки к телу, то есть производя так называемую группировку, фигурист может увеличить скорость вращения. В простых пируэтах группировка отсутствует, и положение, принятое в начале вращения, сохраняется подами. Начинающие часто теряют равновесие уже в начале вращения вследствие перемещения центра тяжести тела вперед. Чтобы избежать этого, необходимо в течение всего вращения, а особенно в его начале, оттягиваться назад. Свободная нога должна быть выпрямлена, развернута, голова приподнята и взгляд обращен вперед. Вытянутые руки составляют одну линию, находящуюся в плоскости всего тела. В «волчке» вращение происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка — падение назад. Для предотвращения его необходимо, чтобы развернутая свободная нога была выпрямлена, голова поднята, плечи опущены. Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами. Для начального обучения наиболее целесообразна поза, изображенная на рисунке на стр. 51. Для вращения во всех позах важно, чтобы конек опорной ноги описывал маленькие петли, расположенные возможно ближе друг к другу. Хорошо, если фигурист в пируэтах вперед будет стараться исполнять эти петли преимущественно на наружном ребре конька. В некоторых пируэтах имеет место группировка, вызывающая увеличение скорости пируэта. Группировка может выполняться в двух вариантах. В первом — приближение рук и свободной ноги к оси вращения производится при неизменном основном положении тела, например, стоя или сидя. Другой вариант группировки заключается в такой смене позы, при которой части тела, приближаются к оси вращения, например, переход из «ласточки» в «волчок» или из «волчка» в положение стоя. Рассмотрим группировку в пируэте стоя, называемом на практике «винт». Из положения, в котором руки и свободная нога выведены вперед, правая нога не опускаясь сгибается в колене и перекрещивается с левой ногой, на которой происходит вращение. Затем правая нога опускается, скользя задней поверхностью голени по левой ноге. Это движение сопровождается группировкой рук, которая выполняется одновременно либо несколько отстает от группировки ног. В заключительной фазе руки плотно прижимаются к телу, а слегка согнутая опорная нога выпрямляется, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковые движения правой и левой рук вызывают нарушение равновесия, а также не допускать прогиба тела назад. Выезд. Его выполнению всегда в большей или меньшей степени предшествует движение, обратное группировке, — разгруппировка. Это делается с целью уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. При этом важно, чтобы раз- группировка сочеталась со сгибанием опорной ноги. Обычно выезд производится со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной и вращение завершается
Особой разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны. Они выполняются с сильным глубоким прогибом тела назад или в сторону и откинутой назад головой. Для исполнения этой группы пируэтов необходимо совершенно уверенное исполнение требуемой позы без коньков.
обе руки вертикально вверх, приближая их к оси вращения, что вызывает увеличение скорости вращения. денно, что это движение обычно не воспринимается зрителем как группировка, а поэтому увеличение скорости возникает для них неожиданно. С заклонами весьма схожи пируэты с захватом свободной ноги одной или двумя руками, правила выполнения которых по существу аналогичны правилам исполнения заклонов. Исключительно важным для дальнейшего овладения прыжками и прыжками во вращение являются пируэты назад. Они выполняются в тех же позах, что и пируэты вперед, но имеют некоторые особенности. Так, несмотря на то что направление вращения в пируэте назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, могут быть различны. Пируэты назад наиболее точно имитируют вращение тела в полете при исполнении прыжков. Именно этим объясняется их большое значение как подготовительного упражнения к прыжкам. Пируэты назад очень красивы и часто включаются в различные комбинации. Для обучения пируэтам назад удобно использовать подход в виде крутой дуги вперед внутрь (дуга 1, рис. на стр. 55). Въезд представляет собой дугу вперед внутрь на другой ноге (дуга 2), сопровождаемую энергичным вращательным движением свободной ноги и рук. Вращение может выполняться в любом из положений—в «ласточке», «волчке», стоя, а также в промежуточных положениях и их комбинациях. 54Выезд лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение, так как это является отличным упражнением для совершенствования выезда из многооборотных прыжков. Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для исполнения различных комбинаций вращений. Это «ласточка» со сменой ноги, «волчок» со сменой ноги, комбинация «ласточки», «волчка» и пируэтов стоя и т. д. Разучивание пируэтов обоих типов в различных позах всесторонне готовит фигуриста к выполнению вращений, которые встречаются в шагах, комбинациях, прыжках.
Среди фигуристов настоящего и прошлого можно назвать несколько имен, в чьих программах пируэты являлись наиболее интересными, яркими моментами программы. В первую очередь это американец Рональд Робертсон. Несмотря на то что Рональд не завоевал высших спортивных титулов, его имя вошло в историю фигурного катания именно благодаря исполнению им исключительно стремительных вращений. Среди фигуристов распространено мнение, что Рональд никогда не вращался в полную силу. Его пируэты были столь быстры, что во время вращения кровь под действием центробежной силы настолько приливала к кистям рук, что возникали подкожные кровоизлияния. Якобы поэтому врачи запрещали Рональду вращаться с максимальной скоростью. Вполне вероятно, что в этой истории краски несколько сгущены, но то, что фигуристы при особенно быстрых вращениях ощущают характерные болезненные покалывания в кончиках пальцев вследствие перемещения масс крови, — установленный факт. Отлично исполняла вращения стоя и «волчки» известная французская фигуристка Николь Асслер, покорившая советских зрителей исполнением знаменитой русской «Рябинушки», номера, в котором основное место занимали красивые спирали и пируэты. Хорошо выполняли вращения и многие советские фигуристки. Татьяна Немцова известна своим пируэтом в «ласточке», Елена Щеглова — пируэтом стоя, Татьяна Оленева — заклонами. Прыжки. «Программа произвольного катания без выдающихся прыжков с поворотом в воздухе неизбежно покажется неинтересной и недостаточно трудной», — отмечал еще Н. Панин. История развития фигурного катания говорит о том, что существовали две основные причины появления прыжков. Катание на коньках зародилось как способ передвижения, требующий умения преодолевать неровности естественных ледовых путей сообщения: замерзших рек, каналов, озер и т. д. В одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами» пишется: «Между тем полезно упражняться в прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия». Возможно, что именно эти причины вызвали стремление конькобежцев прыгать как можно дальше и выше. Неудивительно, что на приемных испытаниях в Петербургском клубе конькобежцев от поступающего в числе других упражнений требовалось и умение прыгать через поставленные на лед один, два и даже три шляпы-цилиндра. Несколько другие прыжки возникли в процессе развития специальных фигур, имевших, как уже отмечалось, вид сложных орнаментов, начертанных конь- ком на льду. Возрастающая сложность рисунка требовала в ряде случаев прерывания следа, то есть подпрыгивания. Задачи дальности и высоты в этих случаях не ставились. Именно таким образом появились прыжки, являющиеся, в сущности, элементами обязательной программы: перетяжками, тройками, скобками, крюками и т. п., но не вычерченными на льду, а перепрыгнутыми. Исполнение этих прыжков аналогично соответствующим элементам обязательной программы. В настоящее время эти прыжки ввиду своей простоты обычно выполняются в сочетании с различными шагами и подскоками.
У Н. Панина есть описание другого варианта прыжка в полтора оборота: «Несколько позже Г. Фукс исполнил этот прыжок иначе, как бы готовясь к «волчку» с небольшого хода, в результате чего прыжок получался на месте...» И далее: «Если прыжок Паульсена отвечал петле с тройкой, то этот прыжок (прыжок Г. Фукса. — А. М.) есть перепрыгнутый пируэт. Это подчеркивается тем, что Фукс после прыжка оставался стоять на той точке льда, на которую приземлялся и, пользуясь сильным вращением корпуса во время прыжка, тотчас продолжал его в низкий пируэт». В дальнейшем эти два варианта исполнения привели к появлению прыжков двух видов: прыжков с вращением тела в полете и с длинным выездом без вращения, получивших название многооборотных, и прыжков, заканчивающихся пируэтом, которые стали называть прыжками во вращение. Первоначально произвольное катание состояло из танцевальных шагов, поворотов, вращений и элементов обязательных фигур. По мнению видного американского тренера С. Линдсей, это было земноеа катание. Появление прыжков с вращением в полете произвело своего рода революцию в фигурном катании.
Развитие фигурного катания привело к резкому увеличению значения прыжков. Многие специалисты в настоящее время считают, что прыжки являются олицетворением всего фигурного катания. Уже в 1956 году Н. Панин отмечал: «Мы едва ли ошибемся, сказан, что этот вид упражнений (т. е. прыжки. —А. М.) прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания». Прыжки. во вращение. Различают прыжки с последующим вращением на толчковой ноге и прыжки, в которых приземление и вращение происходят на маховой ноге. Они могут выполняться как с хода вперед, так и с хода назад, как с наружного, так и с внутреннего ребра. Анализ вариантов исполнен
|
|||
|