|
|||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Ул. Пл. Революции, д 2, с. Верхний Карачан, 397220, тел (47348) 41-2-72., ИНН 3609004021 E-mail:vkarachan@yandex.ru http:www. vksosh.ru
Акция «История в фотографиях» Эссе «Защитник, учитель, художник» Выполнила Лыкова Мария Алексеевна, 7 класс, 02.09.2006г. т: 89204021271 Учитель Горяйнова Любовь Владимировна, Заместитель директора школы по ВР, учитель русского языка и литературы т: 898054266993
Вы когда-нибудь касались ладонью неба? Возможно, этот вопрос кому-то покажется странным. А со мною это ощущение прикосновения к голубой лазури останется на всю жизнь, благодаря одному замечательному человеку. Несколько лет назад я с папой пошла в универмаг, расположенный на центральной площади села Верхний Карачан. Это обычное двухэтажное здание, построенное в начале семидесятых годов. Долгое время здание пустовало, и, наконец, дождалось своего часа; нашёлся хозяин, началась реконструкция под современную торговую точку «Магнит». На первом этаже шли строительные работы. Кругом пыль, запах краски, побелки, металлической стружки. Яркими вспышками высвечивала сварка, люди суетились, занимались делами. Пока папа беседовал со знакомым строителем, я приметила лестницу, ведущую на второй этаж. Припрыгивая на ступеньках, стала подниматься наверх. И вдруг обомлела! С правой стороны во всю ширь простиралось бесконечно прекрасное небо. А под этим небом клонили свои косы белоствольные берёзки, в изумрудных травах пестрели цветы. Казалось, что я попала в какой-то чудесный и вместе с тем до боли знакомый мир. Пейзаж будто срисован с любимых уголков природы. Вот также вдоль полевой дороги стоят красавицы берёзки, также сидят в их листве птицы, также радуют глаз цветы… Каждая травинка, каждый лепесточек выписаны с особой любовью и теплотой. Наконец, я сорвалась с места. - Папа, посмотри, какая красота! Кто так замечательно нарисовал эту картину?! Папа пожал плечами. А знакомый отца, не отрывая глаз от работы, проговорил: - Кажется, местный художник. Василий Фёдорович Зыков. Вскоре «Магнит» начал работу и стал многолюдным местом. Второй этаж не функционировал. Я много раз просила папу «пробраться» туда, но, как оказалось, стену закрасили краской. И всё-таки каждый раз, глядя на огромное безоблачное небо, я вспоминала необыкновенный пейзаж на стене, оживающий под моей ладонью. А жизнь продолжалась. Я ходила в школу, училась… И вот однажды… - Тема нашего классного часа «Защитник, художник, учитель», и посвящён он Зыкову Василию Фёдоровичу, ветерану Великой Отечественной войны, - прямо с порога произнесла Пекач Любовь Викторовна, наш классный руководитель, преподаватель изобразительного искусства и черчения. И улыбнувшись, добавила: - Василий Фёдорович - мой родственник! На столе одна за другой раскладывались фотографии, звучал рассказ об интересном человеке с нелёгкой судьбой. Он рано потерял мать. Ему было всего два с половиной года, когда её не стало. По воспоминаниям родственников, Александра Степановна была родом из семьи мастеровых, занимающихся изготовлением керамических изделий. Она очень хорошо шила, вязала кружева. Превосходно рисовала узоры, которые затем переносила на ткань. По другой линии родственники занимались бондарничеством, дед и отец изготавливали бочки, кадки и ездили продавать их на базар в города Новохопёрск и Борисоглебск. После смерти отца Вася часто бывал там вместе с дедом. В один такой день дед купил ему балалайку и акварельные краски. На балалайке он играл иногда, а вот рисование стало частью его жизни. В приобретении знаний и навыков акварельной живописи ему помог дальний родственник, выпускник художественного училища. В 1933 году Василий Фёдорович поступил в Орловский художественный техникум, который из-за тяжёлого материального положения вынужден был оставить. И всё-таки связь с техникумом не потерял. Спустя два года, уже будучи студентом педагогического института, он посещает выставки, выполняет работы по художественному творчеству. Директор техникума с уважением говорил, что по знаниям и мастерству бывший студент Зыков соответствует уровню обучения третьего курса. И вдруг Любовь Викторовна достала рисунки. Они были написаны на разные темы. Но что-то их объединяло. А вот что?! И вдруг меня осенило! Тот пейзаж на стене универмага! Краски, техника, сюжет…Любовь Викторовна подтвердила мою догадку. С этого момента я ловила каждое слово. Вот и состоялось моё знакомство с этим человеком. Среди фотографий я выделила одну. Василий Фёдорович стоит у Памятника затопленным кораблям, установленного в Севастопольской бухте в честь празднования 50-ой годовщины обороны города в период Крымской войны. Композиция на воде. На неровном, сложенном из глыб островке расположена стела, а на ней орёл с множеством символов, включая якорь, корону, лавровый венок и щит с изображением Георгия Победоносца. А рядом – защитник Севастополя – мой земляк. Простое, русское лицо, серьёзный и сосредоточенный взгляд. Интеллигентный человек одет по моде того времени: плащ, галстук, кепка. Как оказалось, после войны Василий Фёдорович часто ездил по местам, где когда-то шли бои. Вот и с Севастополем его связывала неразрывная нить. 13 ноября 1939 года Василий Фёдорович Зыков был призван в ряды Военно –морского флота. На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Воевал в Дунайской военной флотилии, участвовал в обороне реки Дунай, Буг, Днепр в качестве командира отделения. Затем был переброшен на оборону города Севастополь. По истории мы хорошо знаем, что Севастополь был важным стратегическим плацдармом, как для немцев, так и для Советской Армии, поэтому бои там шли ожесточённые. В течение 250 дней защитники Севастополя мужественно противостояли многократно превосходящим силам противника, сдерживая наступление немецкой армии. Потери Красной армии составили свыше 150 тыс. человек. Но и немецкая армия потеряла более 300 тыс. немецких солдат и офицеров. При обороне Севастополя Василий Фёдорович был тяжело ранен двумя осколками, там же он был взят в плен, где пробыл с августа 1942 по май 1945 года. В 1942 году учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой было награждено свыше 40 тыс. человек, среди них и Василий Фёдорович. Он любил Севастополь и очень бережно относился к этому снимку. Фото чёрно-белое, и всё-таки теперь я уже знала, какие краски любит Василий Фёдорович. Только человек, прошедший такие тяжёлые испытания, мог по-настоящему любить голубое мирное небо, знать цену ярким краскам, заставлять восхищаться росными травами и золотой пшеницей в полях. После освобождения из плена и прохождения проверки он был восстановлен в звании лейтенант и вновь служил в Советской Армии до декабря 1945 года в должности командира взвода миномётчиков. После демобилизации работал завучем, а затем директором школы в Крымской области. В 1948 году В.Ф. Зыков вместе с семьёй переехал в родное село Верхний Карачан. Тяга к рисованию у него не пропадает. В 1953 году В. Ф Зыков окончил курсы живописи и рисования, а в 1962 году с отличием оканчивает Московский Государственный заочный пединститут по специальности «черчение и рисование». Он учил детей физике, математике, рисованию и черчению в Верхнекарачанской средней школе. Василий Фёдорович принадлежал к числу тех педагогов, которые совмещали в себе огромный преподавательский опыт, громадный объём знаний и по- настоящему творческое отношение к самому процессу обучения школьников. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы. В 1995 году Василия Фёдоровича не стало! Но остались его дочери, которых он воспитал интеллигентными, трудолюбивыми, образованными, известными людьми. Остался его огромный педагогический опыт (племянница, Пекач Л.В., призналась, что до сих пор использует на уроках методические наработки Василия Фёдоровича). Заставляют жить и радоваться его картины – воплощение красоты, любви, доброты, благодаря которым можно прикоснуться ладонью к небу, почувствовать запах весенних трав и научиться ценить мир, завоёванный нашими прадедами. А в школьном музее «Отечество моё» теперь висит стенд, посвящённый Зыкову Василию Фёдоровичу, который я и мои одноклассники оформили после классного часа. Там есть и фото! Обычное чёрно-белое фото! Севастополь! Человек у памятника... Защитник, Учитель, Художник!
|
|||
|