|
|||
Постиндустриальное общество и его основные концепции.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Социальная философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём. Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Общество же представлено в виде невидимых связей между людьми в форме социальных институтов (языка, семьи, денег, государства), социальных общностей (возрастные, этнические, профессиональные). Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах. В качестве предмета анализа социальной философии выступают:
Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации. Социальная философия тесно связана с философией истории. Однако она изучает ещё взаимосвязь человека и общества исторически, в виде истории отдельных цивилизаций, то есть более конкретные факторы. Изучение социальной философии предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. К ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации.
Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы. 1. Определение «общества». Общество как система. В узком смысле под обществом может пониматься: 1. определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы); 2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество); 3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество). В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе. Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем.
Подходы к пониманию сущности общества:
- субъектный, рассматривающий общество как особый коллектив людей; - деятельный, полагающий, что обществом следует считать не столько сам коллектив людей, сколько процесс коллективного бытия людей; - организационный, рассматривающий общество как систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется. Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы: 1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер); 2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие); 3. наличие своих субъективных законов исторического развития; 4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития; 5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу; 6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надындивиндуальные формы, связи и отношения; 7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования. В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). 2. Основные сферы жизнедеятельности общества. Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Основные сферы жизнедеятельности общества: 1. Материальное производство
Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности. 2. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества. Поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых. 3. Деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. 4. Социальная сфера. Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа. Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья. Создание здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. 5. Политическая сфера. Отношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество. 3. Постиндустриальное общество и его основные концепции. Модернизация - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в процессе промышленной революции. В дальнейшем стали говорить о переходе индустриального к постиндустриальному обществу.
|
|||
|