|
|||
Кто, когда и для чего придумал театр, где играют дети.Кто, когда и для чего придумал театр, где играют дети. Это интересно знать. Подготовила муз. рук: Герасимова Ж.Н. Не многие знают, как давно возник детский театр. А история довольно любопытная. Наши прародители, хранители древнейших языческих культов: старейшины, шаманы, вожди племён – проводили некогда детей через испытание обряда инициации (посвящение детей в члены племени). Обряд инициации – грандиозный спектакль, который складывался тысячелетиями, тщательно готовился взрослыми и разыгрывался детьми. Это история о том, как ребёнок умирает, его душа возвращается в страну предков, получает там новое имя и тайные знания, а затем возвращается в страну живых, т.е. оживает новый человек – взрослый. Всё это происходило в специально выстроенных декорациях, дети проходили через «дом предков», который напоминал контуры тотемного животного, которому поклонялось племя. Обряд требовал соответствующей костюмировки. Присутствовал грим – под которым пряталось настоящее лицо посвящаемого, чтобы оградить его от враждебных духов. А в конце обряда наносился новый грим – белый, смывание которого означало обретение лица истинного и нового. Было в обряде и сложное звуковое оформление. Многие народы считают, что «голоса предков» звучат как голоса травы и тростника, растущих из земли. Поэтому в обряде звучали тростниковые дудочки и трещотки. Интересным среди детских обрядов был обряд дождевой магии. Маленькую девочку одевали в одежды, сплетённые из растений. В сопровождении других детей она ходила от дома к дому, распевая магическую песенку о дожде, росе, а каждая хозяйка должна была окатить их водой. Конечно, это ещё не театральное искусство, но именно старинные обряды с участием детей лежат в его основе. Особенное развитие детское театральное творчество получило в эпоху Средневековья в Западной Европе, откуда попадает на Украину, а затем в Россию. Царь Алексей Михайлович, путешествуя по Украине, был впечатлён театральными представлениями и привёз в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого. При дворе открывается «Потешная палата», где немецкие и русские дети разыгрывали сюжеты из Библии и мифологии. В царствование Петра I Россия вступает в новую культурную эпоху. На Красной площади строят «Комедиальную храмину», в качестве актёров набирают подростков. Петровские замыслы реализуются и в школьных театрах при Медицинской и Славяно-латинской академиях. При переезде двора в Петербург, главным учебным заведением страны становится Шляхетный корпус, где театр используют для лучшего усвоения иностранных языков. Елизавета Петровна приглашает кадетов играть при дворе, а затем издаёт указ о создании русского театра. Главным актёром этого театра становятся Фёдор Волков и его труппа переезжает в Ярославль. Руководит театром Александр Петрович Сумароков, выпускник этого же заведения. Вместе с ярославцами в корпусе обучались дети подъячих, они и составили основу труппы будущего театра. Удивительно, что ни театроведческая, ни педагогическая литература никогда не рассматривали феномен рождения русского театра как театра детского. Однако, эта особенность возникновения русского театра очевидна. Профессиональное искусство взрослеет, но в XIX веке в крепостных и любительских театрах по-прежнему много играют дети. Актрисе Шереметьевского театра Прасковье Жемчуговой было 13 лет, когда она сыграла свою первую роль. Ребёнком дебютировал на провинциальной сцене и Михаил Семёнович Щепкин. В советский период резко раздвигаются рамки детского театрального движения. В новых государственных ритуалах дети играют огромную роль, без них не обходятся парады, массовые праздники. Необычайный подъём активности детского театрального движения наблюдается 80-е годы XX века. Возникают многообразные формы детской театральной деятельности. В 1990 г. в Москве проходит Первый Международный фестиваль театров, где играют дети. «Театр, где играют дети»- название, объединяющее все формы движения. Это и театр урока, и детская студия, и детский праздник. «Игра» и «прекрасное», «игра» и «свобода», «игра» и «творчество» - в этом слиянии теоретики и практики культуры видят залог жизнеспособности и саморазвития детского театра.
|
|||
|