|
|||
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Правоохранительная деятельность» Контрольная работа по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность» на тему «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.» ПГУ 1.114040062.04.001 Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность Специализация – Административная деятельность Выполнил студент: ______________Корчажкин В.В. Группа: 17ЮДОП7 Руководитель к.ю.н., доцент: ___________ Канунник А.И. Пенза 2020
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4 1 Принципы оперативно-розыскной деятельности.. 5 2 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно‑розыскной деятельности.. 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 19
Представленная контрольная работа посвящена теме – Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Актуальность темы. Обеспечение прав граждан в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий является одной из основных проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Названная деятельность носит негласный, то есть скрытый от абсолютного большинства граждан характер, что создает объективные сложности при осуществлении контроля над ней. Недостаточно урегулированное проведение оперативно-розыскных мероприятий может негативно повлиять на интересы личности и общества. Права и свободы человека и гражданина признаны высшей ценностью, однако формальное их признание не означает одномоментного появления у лица возможности в полном объеме пользоваться ими. Требуется эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод. Цель работы. Изучение состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи: теоретическое исследование принципов осуществления ОРД; анализ законодательства регламентирующего соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Теоретическую базу работы составляет учебная литература и комментарии к действующему законодательству. Нормативную основу составили Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, ГК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные федеральные законы.
1 Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность основывается на соблюдении определенных принципов. Под принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.[1] В ст. 3 Закона об ОРД закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их. Принципами ОРД обязаны руководствоваться не только оперативно-розыскные органы, но и другие государственные учреждения и граждане, когда они становятся субъектами правоотношений в ОРД.[2] Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, т.е. характерным для всех отраслей права. Их закрепление в статье обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ ОРД, организация и тактика которой регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами, а во-вторых, тем, что оперативно-розыскная деятельность по своей сути предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу. Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам оперативно-розыскной деятельности. Рассмотрим каждый из перечисленных принципов в отдельности. Законность при осуществлении оперативно-процессуальной деятельности означает, что должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из положений оперативно-розыскного законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативно-розыскного процесса означает надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с основаниями и с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др. В свою очередь гарантией законности является контроль за организацией и непосредственным проведением оперативно-розыскных мероприятий со стороны руководителей органов, осуществляющих ОРД. Помимо того, на руководителей оперативных подразделений возложена персональная ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.[3] Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип пронизывает содержание всей ОРД, начиная с её задач и заканчивая условиями осуществления ОРМ, закреплен в отдельной статье (ст.5) ФЗ об ОРД. Детально он будет разобран во втором пункте настоящей контрольной работы. Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных принципов. Конспирация - основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств.[4] Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство вынуждено противопоставлять тайные способы их раскрытия. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в ст. 17 и 18 Закона об ОРД. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Поскольку оперативно-розыскная деятельность проводится в демократическом обществе и её результаты могут быть использованы в открытом уголовном судопроизводстве, то она предполагает и определенную гласность проводимой работы. В соответствии с ФЗ об ОРД для каждого открыта информация о цели и задач ОРД, основаниях для проведения ОРМ, о видах и способах контроля за деятельностью ОРО. В то же время, не подлежит разглашению информация об организации и тактике ОРД, её методах и средствах, о частной жизни граждан. К числу гласных начал ОРД можно отнести:[5] - получение заявлений и жалоб граждан; - изучение различных открытых источников информации; - непосредственное получение информации в процессе общения К числу негласных начал ОРД можно отнести: - «скрытое» наблюдение; - получение информации через конфидентов; - другие зашифровывающие способы и методы. Данный принцип обеспечивает результативность ОРД, необходимую зашифровку конфиденциальных источников, позволяет гласными приемами проверять достоверность оперативной информации.
2 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно‑РОЗЫСКНОЙ деятельности Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ. Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось ранее, – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные права граждан (ст.ст. 8 и 9 Закона об ОРД), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, указанный принцип материализуется также в ряде статей закона. Разграничение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» переносится законодателем из текста Конституции РФ, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства. Нормативно (ст.5 ФЗ) соблюдение прав и свобод человека и гражданина сводится к следующему: - оперативно-розыскные органы не должны нарушать неприкосновенность частной жизни; - не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных в Законе; - оперативно-розыскным органам запрещается принимать негласное участие в работе органов власти и общественных объединений. Вместе с тем, при проведении ОРМ на законных на то основаниях допустимо ограничение отдельных прав (на неприкосновенность частной жизни) - в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных интересов других лиц (соразмерное тяжести деяния - ст.55 Конституции, по основаниям – ст.8 ФЗ об ОРД) Сферой действия норм, изложенных в ст. 5 ФЗ об ОРД, выступают решения и действия оперативно-розыскных органов и их должностных лиц. Под эту сферу подпадают также решения и действия судей, прокурорских работников. Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах комментируемого Закона, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений. Запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор. Понятие «частная жизнь» является новым для российского законодательства, и его содержание нормативно не определено. В комментариях к Конституции РФ в это понятие включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.[6] Отдельно следует отметить институт профессиональной тайны, т.е. тех сведений, которые доверены представителям соответствующих профессий для защиты прав и законных интересов того или иного лица. Это: 1) тайна предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ); 2) адвокатская тайна (ст. 53 УПК РФ); 3) банковская тайна (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», ст. 183 УК РФ); 4) тайна усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 155 УК РФ) и др. В п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. указано, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ для решения задач ОРД не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ. Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Сотрудники полиции в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» защищают право каждого на неприкосновенность жилища. Они не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:[7] 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая. Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров; снятия информации с технических каналов связи. Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения. В ч. 2 ст. 5 сформулирован запрет на осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных данным Законом. Данный запрет выступает дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ. Из смысла нормы вытекает недопустимость проведения ОРМ в интересах частных охранных предприятий, частных детективов, служб безопасности, хозяйственных и коммерческих структур, а также сбора информации относительно лиц, обратившихся с заявлением о совершенных в их отношении правонарушениях, обжалующих неправомерные действия должностных лиц, выступающих с публичной критикой в адрес правоохранительных органов. В части 3 этой статьи конкретизировано закрепленное в Конституции РФ (ст.46) право граждан обжаловать действия органов государственной власти и должностных лиц. Право на обжалование, как указано в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., возникает у граждан, даже если они только полагают, что действия должностных лиц оперативных аппаратов привели к нарушению их прав и свобод. Действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 3 ст. 5 могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Части 4 - 6 ст. 5 Закона об ОРД регламентируют порядок доступа граждан к сведениям, собранным в процессе проводившейся в отношении их ОРД. Эти положения конкретизируют закрепленную в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ обязанность органов государственной власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. За отказ в предоставлении такой информации может наступить уголовная ответственность по ст. 140 УК РФ. В статье предусмотрено два условия, при которых лицо может потребовать от органа, осуществлявшего ОРД, сведения о полученной о нем информации: 1) оно должно располагать фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и 2) полагать, что при этом были нарушены его права. Незаконным в соответствии с ч. 2 и 8 ст. 5 ФЗ Об ОРД признается также негласное участие в работе органов власти и общественных формирований, если такое участие преследует цель оказания влияния на характер их деятельности. Это, прежде всего, федеральные органы государственной власти, т.е. Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, иные федеральные органы государственной власти. Далее - органы государственной власти субъектов Федерации и, наконец, органы местного самоуправления. Запрет на разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является гарантией соблюдения требований ч. 1 ст. 23 Конституции России. Он распространяется не только на должностных лиц, осуществляющих ОРД, но также и на других должностных лиц, которые привлекались к проведению ОРМ, отдельных граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам, в том числе на конфиденциальной основе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД лица, оказывающие конфиденциальную помощь, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения ОРМ. Под разглашением сведений следует понимать предание их огласке в устной или письменной форме, в том числе через средства массовой информации. В процессе осуществления ОРМ должностным лицам и привлекаемым гражданам может стать известным довольно широкий круг сведений о частной жизни людей, поэтому весьма важно создать механизм соблюдения данной законодательной нормы.[8] По аналогии с требованием ст. 161 УПК РФ представляется необходимым предупреждать участников ОРМ о недопустимости разглашения данных, затрагивающих неприкосновенность частной жизни граждан, а в отдельных случаях отбирать подписку с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. Сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи могут предаваться огласке без согласия граждан лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким случаям относится, прежде всего, оглашение сведений в процессе производства следственных действий, с полученным на то судебным решением (ч. 1 ст. 29 УПК РФ), состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и т.д. Вышестоящий орган, прокурор или судья (суд) обязаны принять меры по восстановлению нарушенных в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий прав и законных интересов физических или юридических лиц. Эта обязанность напрямую вытекает из требований ст. 53 Конституции РФ, гарантирующей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение причиненного вреда осуществляется в судебном порядке на основании ст. 1069 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, а также их должностными лицами гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) указанных субъектов. Необходимыми условиями возмещения вреда, причиненного незаконными действиями субъектов в сфере ОРД, являются: - причинение имущественного или морального вреда гражданину или юридическому лицу; - причинение вреда незаконными действиями указанных органов или должностных лиц, т.е. такими, которые нарушают требования законов или подзаконных нормативных актов в сфере ОРД; - наличие причинной связи между совершением незаконных действий в процессе оперативно-розыскных мероприятий и причинением вреда; - наличие вины органа или должностного лица. Нарушения Закона об ОРД должны влечь ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, которое в то же время не предусматривает специальной юридической ответственности за указанные нарушения. Такая ответственность наступает в случаях, когда поведение должностных лиц, нарушивших нормы Закона об ОРД, содержит признаки правонарушений, уже предусмотренных в уголовном, административном или гражданско-правовом законодательстве. Наиболее серьезные последствия для должностных лиц оперативных аппаратов могут наступить за нарушения требований Закона об обеспечении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ), за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ), за незаконное проникновение в жилище граждан (ст. 139 УК РФ), за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, если его виновность в совершении преступления не доказана (ст. 140 УК РФ). За нарушение принципа конспирации и требований ст. 12 настоящего Закона должностные лица, допущенные к секретным сведениям, могут быть привлечены к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 283, 284 УК РФ). Уголовная ответственность также может наступить за нарушения закона, содержащие признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатности (ст. 293 УК РФ), фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ), провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ). Дисциплинарная ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Виды дисциплинарной ответственности сотрудников органов, осуществляющих ОРД, закреплены в нормативных актах, определяющих основные положения прохождения службы в этих органах, которые предусматривают вынесение выговора, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании, увольнение со службы и некоторые другие. За нарушение норм Закона Об ОРД может наступить и уголовно-процессуальная ответственность, заключающаяся в отказе судьи дать разрешение на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, либо в признании недопустимости в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существенным фактором демократизации российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, возможности в полном объеме пользоваться лежащими в их основе благами. Необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность До недавнего временивопросы ОРД для широкого анализа и исследования как влитературе, так и в законодательстве были закрытой темой. Однако с введением в действие в 1992 г. закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», а в 1995 г. Федерального. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» стали возможными и открытые научные исследования проблем, связанных с этой очень важной сферой общественных отношений Понятие «обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ОРД» характеризует деятельность органов законодательной власти, органов, наделенных правом осуществлять ОРД, органов контроля и надзора, направленную на создание системы гарантий по защите, охране и восстановлению нарушенных прав личности в условиях применения специальных сил и средств для решения задач для борьбы с преступностью, получения информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД обуславливается конституционным признанием человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, приоритетом соответствующих международно-правовых стандартов в области прав человека. Нарушением законности в деятельности должностного лица оперативного подразделения в процессе, в связи или вследствие исполнения им служебных обязанностей по степени общественной опасности и по социальной вредности признается виновное деяние (действия или бездействие), содержащее состав правонарушения, предусмотренного нормами уголовного, административного, гражданского права или дисциплинарного проступка. Оперативные подразделения органов, наделенных правом осуществлять ОРД, обязаны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий соблюдать и защищать законные интересы человека и гражданина.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С изм.от 14.03.2020 2 Уголовный кодекс Российской Федерации. Часть особенная: Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ № 25. Ст. 2954. Ред. От 08.06.2020 3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 Ред.от 24.04.2020 4 Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Ред. От 27.12.2019 5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ// Собрание законодательства РФ – 1996 — № 1, ст. 16. Ред.от 06.02.2020 6 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ — 1995. — № 33, ст. 3349 с изменениями от 02.08.2019 7 Основы оперативно-розыскной деятельности : Учебное пособие. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – 236 с. 8 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - М: Проспект, 2016. - 176 с. 9 Законодательные основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Васильев Н.Н. – М. 2015. - 1725 с 10 Киселев А.П., Васильев О.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2016. 11 Авдеев С. С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности : конспект лекций [Электронный ресурс]. – Петрозаводск, 2019. – URL: http://www.sfrpa.ru/assets/Struktura-2/Kafedra-ugolovno-pravovyh-disciplin-2/-.pdf (дата обращения: 22 июня 2020) [1] Основы оперативно-розыскной деятельности : Учебное пособие. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. – 236 с [2] Авдеев С. С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности : конспект лекций [Электронный ресурс]. – Петрозаводск, 2019. – URL: http://www.sfrpa.ru/assets/Struktura-2/Kafedra-ugolovno-pravovyh-disciplin-2/-.pdf (дата обращения: 22 июня 2020) [3] Законодательные основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Васильев Н.Н. – М. 2015. - 1725 с [4] Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - М: Проспект, 2011. - 176 с [5] Авдеев С. С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности : конспект лекций [Электронный ресурс]. – Петрозаводск, 2019. – URL: http://www.sfrpa.ru/assets/Struktura-2/Kafedra-ugolovno-pravovyh-disciplin-2/-.pdf (дата обращения: 22 июня 2020) [6] Киселев А.П., Васильев О.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2011. [7] Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - М: Проспект, 2016. - 176 с. [8] Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - М: Проспект, 2016. - 176 с. [9] Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - М: Проспект, 2016. - 176 с.
|
|||
|