|
|||
ВЕСКАЯ РАДОСТЬ РАБОТАТЬ В ВОСТОРГЕ“ВЕСКАЯ РАДОСТЬ РАБОТАТЬ В ВОСТОРГЕ ПЕРЕД ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДНЫХ СИЛ, ПЕРЕД МНОГООБРАЗИЕМ ПРЕКРАСНОГО В ЖИЗНИ“, – художник Нестор Хломов (1928 – 1988) Вслушайтесь! – а ведь “с рюкзаком, с холстом — такой странник на этой земле” (Алла Анатольевна Янышева, Алата Арамовна Арутюнянц) – Хломов – утончённый ранимой земной и хрупкой небесной красой лирик, полный стояния в коленях Прекрасному, Русскому, ему Святому:
„Колышущиеся травы. Звенящая струя родника в овраге. Мягкая пыль наезженной полевой дороги под босыми ногами. Крутизна обрывов над омутами. Древнее городище. Река, уходящая далеко-далеко в синее марево. Стрижи, стремглав, с писком расчерчивают небесную ширь. Вот один, неосторожный, упал в траву. Изящное творение: острые, длинные крылья, ювелирно отточенные к полёту, беспомощны в сплетении луговых трав. Как в тенётах бьётся! Приблизился. Он как бы замирает. Надо быстро, точно и нежно взять двумя руками, чувствуя, как бьётся маленькое сердце, отнести к крутому склону и бросить в голубое пространство. Стриж будто не верит и падает. Но миг — и две острые чёрные молнии окрылили стрижа. И он уже — точка в беспредельности. Картины детства. Цветные сны. И сквозь сон на заре: жалейка пастуха, мычание коров. Мягкий бархат лошадиных губ, бережно берущих из детских рук кусок чёрного хлеба. Скрип полозьев и пушистые снега зимы. Родные до боли места наши. Как жемчужины на шитье, лежат на земле этой вечные культурные ценности, созданные и сбережённые для нас. Лежат по золотому шитью людских судеб, характеров, жизней, слагающих суть её истории. Мне повезло с детства. Эта пора подарила мне воспоминания о чудесных людях, благодарно живущих в моей памяти. Они — мои учителя. Всем хорошим во мне я обязан им. …Вернулась из эвакуации Третьяковская галерея. На громадных катушках («валах» для хранения картин на холстах больших размеров |примечание автора|) навёрнуты холсты. Ученики школы (Хломов учился в «Школе» с 1943-ий по 1948-ой годы, в те годы – «Московская художественная школа» при «Московском художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова», «Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств» – современное название этого учебного заведения |примечание автора|) помогали распаковывать и разносить. И вот уже вызывают восторг работы Михаила Врубеля, Василия Сурикова, Андрея Рябушкина, Леонарда Туржанского. Формируется увлечение цветной импрессионистской живописью.
|
|||
|