Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свернуть )



( Свернуть )

Наконец, Николаевский храм стал последним, возведенным до революции. С 1914 по 1991 год, когда была заложена церковь Рождества Христова, церкви в городе не строились, а закрывались и уничтожались, что привело к утрате исторического облика Череповца.

Как видим, в судьбе Николаевского храма переплелось очень многое, и было бы большой ошибкой не вспомнить о нем в 100-летний юбилей.

По мысли игуменьи Таисии

Причины, побудившие игуменью Таисию заняться хлопотным делом постройки новой церкви, изложены в специальном репортаже, опубликованном в «Новгородских епархиальных ведомостях». Процитируем небольшой фрагмент из статьи, отметив ее актуальность и в настоящее время.

«Город Череповец Новгородской губернии растет и расширяется не по дням, а по часам. Судоходная река Шексна и северная железная дорога соединяет его со многими городами соседних губерний. Число жителей в Череповце ежегодно увеличивается, а храмов в нем мало. Почтенная матушка Леушинского монастыря игуменья Таисия, посещая свое подворье в Череповце, проезжая в Петроград и обратно, видела, какая существует необходимость в удовлетворении религиозных потребностей железнодорожных служащих на станции Череповец, жилища которых на значительное расстояние удалены от города и от храмов.

Празднование в 1913 году 300-летия царствования дома Романовых дало игуменье Таисии мысль устроить на станции Череповец храм в честь святителя и чудотворца Николая, имя которого носит наш Государь Император Николай Александрович. Нашлись благодетели, которые помогли игуменье Таисии устроить прекрасный, просторный деревянный храм, пожертвовали много облачений, сосудов. Государь Император пожертвовал ценные хоругви. Сама матушка игуменья сшила стильное облачение в память 300-летия Дома Романовых с инициалами «Н-II».

Интересно, что Николаевская церковь была возведена в рекордно короткий срок — менее чем за год — и строилась под личным контролем государя.

3 августа 1913 года игуменья Таисия удостоилась личной аудиенции у императора и императрицы. Она прибыла в царский дворец с делегацией сестер, привезших с собой великокняжеский стяг для наследника престола Алексея Николаевича. Император встретил престарелую матушку очень ласково, расспросил о нуждах Леушинского монастыря и его дочерних обителей. В числе прочего игуменья упомянула о желании возвести новый храм в Череповце. Эта идея встретила горячую поддержку императора, который просил настоятельницу телеграфировать о времени закладки.

«Неописуемая радость и подъем духа»

5 октября (по старому стилю) 1914 года, в день ангела цесаревича Алексея Николаевича, новый благолепный храм был торжественно освящен правящим новгородским архиереем архиепископом Арсением (Стадницким) в сослужении целого сонма духовенства. На освящении присутствовали специально прибывший из Новгорода губернатор М.В. Иславин, вся городская администрация, игуменья Таисия с сестрами и множество горожан и селян. Владыка неоднократно обращался к присутствующим с проникновенными проповедями, особо отметив, что Череповец крайне нуждается в храмах: «Ваш град расположен на широкой дороге, с каждым годом он расширяется, возрастает внешне, украшается учебными заведениями, но не в этом ведь едино на потребу. Когда я въезжал в другие города, как, например, Белозерск, Старую Руссу, то мою душу и сердце ласкала не внешняя обстановка града, не красота улиц и не высокие здания, а множество храмов. Когда я въезжаю в ваш город, то грустно мне становится, ибо не вижу здесь этих знаков благочестия — храмов Божиих. Следовательно, нет здесь того религиозного духа, который должен быть у всякого верующего. У вас не знают, как подойти под благословение, как встретить своего архипастыря».

Напомним, что в 1914 году Череповец по территории и числу жителей более чем в 10 раз уступал нынешнему. Тогда он ограничивался реками Шексной и Ягорбой, железной дорогой и улицей 2-й Покровской (ныне Верещагина). И на этом крошечном пятачке возвышались 10 храмов и 4 часовни. Горько представить, что сказал бы митрополит Арсений, увидев современный город.

По окончании освящения владыка направил телеграмму императору: «Царское Село. Его Величеству, Государю Императору. Ваше Императорское Величество. В торжественный знаменательный день Тезоименитства Наследника Цесаревича я, в присутствии Новгородского Губернатора, при участии всего городского духовенства и массы молящихся, освятил станционный храм во имя Святителя Николая в городе Череповце в память 300-летия Царствующего благословенного Дома Романовых, сооруженного иждивением и заботами игумении Леушинского монастыря Таисии, осчастливленный дарованием хоругвей Вашими Величествами, что доставило неописуемую радость и подъем духа всем Вашим верноподданным в новоосвященном храме. Мы все горячо молились о даровании победы нашему христолюбивому воинству, и будет непрестанно воссылаема молитва о здравии и спасении Вашего Величества и всей Царской Семьи на благо нашей дорогой родины. Счастлив быть выразителем этих чувств от себя и от всей моей паствы, молившейся со мною. Вашего Императорского Величества верноподданный Арсений Архиепископ Новгородский».

От министра императорского двора архиерей получил ответную телеграмму: «Государь Император повелеть мне соизволил благодарить всех присутствовавших на освящении станционного храма во имя Святителя Николая в городе Череповце в память 300-летия царствования Дома Романовых за вознесенные молитвы и выраженные в телеграмме Вашего Высокопреосвященства чувства. Министр Императорского двора Фредерикс».

После освящения Николаевский храм перешел в разряд леушинских подворий, он обслуживался монахинями и монастырскими священнослужителями, хотя главными его прихожанами являлись железнодорожные служащие. 28 сентября 1915 года к храму был определен штатный священник о. Александр Малышко, который прибыл в Череповец из села Сосина Брестского уезда Гродненской епархии. Покинуть родину его вынудили военные события.

Поругание

Дальнейшая судьба храма оказалась трагичной. После расстрела царской семьи городские власти не могли допустить существование в Череповце церкви, тесно связанной с именем самодержца, и в конце 1918 года ее опечатали. Добиться отмены несправедливого решения не удалось, поэтому 16 января 1919 года священник череповецкой вокзальной церкви Александр Малышко, оставшийся без места, был уволен за штат.

Некоторое время бывший храм стоял опечатанным, пока в 1920 году городские власти не приняли решение переоборудовать его под клуб железнодорожников.

Переоборудование предусматривало придание зданию гражданского облика. Разобрали верх колокольни, сняли купола и кресты, уничтожили внутреннее убранство; в результате храм, вызывавший восхищение у современников красотой и изяществом, превратился в безликое малопримечательное здание. Его внешний вид после варварского «переоборудования» известен по многочисленным любительским фотографиям, что неудивительно.

Клуб железнодорожников просуществовал в нем более полувека, многие череповчане ходили туда танцевать и смотреть фильмы, даже не подозревая, что посещают бывший храм.

В 1970-х годах Николаевская церковь была снесена, а на ее месте построено обычное пятиэтажное здание с магазинами на первом этаже, которое и сейчас стоит на улице Комсомольской, напротив привокзального сквера. Около него частенько собираются компании нетрезвых людей, место, где некогда возносились священнические и монашеские молитвы, оглашается нецензурной бранью. Слышать ее вдвойне горько, зная, сколько труда и здоровья стоило престарелой и тяжело больной игуменье Таисии возведение церкви, ставшей последним делом ее жизни, своеобразным духовным завещанием нам, потомкам. Известно, что, вернувшись в Леушино после освящения храма, матушка слегла и уже больше не поднималась с одра болезни.

15 января 2015 года мы отметим большой юбилей — 100-летие со дня преставления игуменьи Таисии, и очень хочется верить, что это событие станет важной вехой на пути к духовному возрождению нашего города.

Михаил Мальцев

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.