|
|||
Тема: Художественный стиль, сфера его использования, жанры, языковые признаки. Стилистический разбор текста художественного стиля.Тема: Художественный стиль, сфера его использования, жанры, языковые признаки. Стилистический разбор текста художественного стиля.
Анализ фрагмента текста Михаила Шолохова 1 часть.
Данный текста относится к художественному стилю. На это указывают следующие признаки: Стилистические признаки текста художественного стиля: а) цель, с которой мы говорим– изображение и воздействие на читателя с помощью художественного образа; б) обстановка –официальная и неофициальная; в) сфера употребления – словесно - художественное творчество.; г) форма речи – письменная, вид речи – монолог, диалог, полилог; тип речи – повествование, рассуждение, описание; д) речевой жанр –роман, повесть ,стихотворения, рассказы, басни, драма, комедия, поэма; е) стилевые черты речи: · образность (выразительно - изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами); · эмоциональность (средства эмоционального воздействия употребляемые в стиле речи); · конкретность (проявляется в конкретном изображении человека, конкретно - историческом описании событий); · и др. Языковые особенности данного текста: 1. Лексические особенности текста: а) употребление изобразительно-выразительных средств: метафоры (лед отошел); эпитеты (конопляные хлопья, голубые осколки); антитеза (радостное волнение). б) диалектная лексика ( «шитвянку», «подсумок»); в) слова высокого стиля я (иглистый, ростепель); г) книжная лексика (иглистый, бледнел); д) фразеологизмы, жаргонизмы, крылатые выражения, просторечия (пузырек), синонимы (лед, ледок; испуганно, страшно), ; е) использование оценочной лексики (радостный, страшный); ж) повторение ключевых слов (хутор, Дон, лед.); з) использование устойчивых оборотов (-). 2. Морфологические особенности текста: а) использование существительных (день, лед, берег); б) насыщенность текста глаголами (снял, подошел, вытер); в) обилие прилагательных и причастий (свисавшие, страшный, бородатый, ледяные); г) употребление междометий (-); д) употребление восклицательных частиц (-).
3. Синтаксические особенности текста: а) употребление выразительных средств (стилистические фигуры): инверсия (долго смотрел он); б) авторские знаки препинания (-); в) употребление простых предложений (У крутояра лед отошел от берега.); г) употребление вопросительных, восклицательных, повествовательных, побудительных предложений (Мишенька! Сынок! Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза.); д) употребление двусоставных предложений (Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского); е) употребление односоставных предложений (Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения.); ж) использование предложений с вводными словами и конструкциями (-); з) использование предложений с обращениями и междометиями (Мишенька! Сынок!); и) использование предложений с однородными членами (Григорий бросил в воду винтовку, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели. Прозрачно - зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев.); к) использование предложений с обособленными членами (Григорий подошел к спуску, задыхаясь, окрикнул сына.); л) употребление неполных предложений (-); м) употребление сложных предложений разного типа (ССП:Прозрачно - зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев.; СПП: (Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.); БСП: -; СП с РВС: Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.).
На основе проведённого анализа можно сделать вывод, что текст относится к художественному стилю.
|
|||
|