Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КЕЙС «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛИТИКИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ»



Задание: на основе этого материала нужно подготовить выступление на 5 мин, в котором рассказать, что такое ПОЛИТИКА ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ, как ОНА ПРОВОДИТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ. кАКОВ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛИТИКИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В рОССИИ? ЭТОТ КЕЙС РЕКОМЕНДУЮ ВЗЯТЬ ТЕМ, КТО ПИШЕТ КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ ИНФЛЯЦИЯ. ТОГДА МОЖНО БУДЕТ ВЗЯТЬ ЭТОТ КЕЙС В КАЧЕСТВЕ ПАРАГРАФА В РАБОТУ.

КЕЙС «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛИТИКИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ»

Экономика, имеющая устойчиво высокий уровень инфляции, характеризуется снижением реальных доходов и покупательной способности населения, угасанием инвестиционных процессов вследствие возрастания неопределённости и рисков, а также противоречащим принципам справедливости перераспределением доходов.

Начиная с 2000 г. борьбе с инфляцией в нашей стране уделялось особое внимание. Усилия правительства направлялись на ограничение совокупного спроса, рост которого считался основной причиной повышения цен в стране. В этот период существенно возрос отток капитала из страны, увеличились вложения государственных суверенных фондов в иностранные финансовые активы, сохранялся на низком уровне коэффициент монетизации, что порождало дефицит денег в отечественной экономике и высокие проценты по кредитам. Ограничение расходов государственного бюджета сопровождалось его профицитом.

 Фактически снижение уровня инфляции было поставлено выше других макроэкономических целей, например, повышения уровня жизни или темпов экономического роста.

Однако антиинфляционная политика, ориентированная на инфляцию спроса, не приносила ожидаемого результата. В таблице 1 представлена динамика цен в стране за период 1991 – 2019 г.г.

 

Таблица 1 – Годовая инфляция в  России

Годы Уровень инфляции Годы Уровень инфляции Годы Уровень инфляции
160,4 18,8 6,1
2508,8 15,06 6,58
11,99 6,45
214,8 11,74 11,36
131,6 10,91 12,9
21,8 9,0 5,4
11,0 11,87 2,5
84,5 13,28 4,3
36,6 8,8 3,0
20,1 8,78  

 

Источник: Уровень инфляции в России по годам (1991-2019): официальные данные Росстата сайт bs-life.ru

 

По данным таблицы наглядно видно, что периоды снижения потребительских цен сменялись их подъёмами. Скачки инфляции наблюдались даже в периоды кризисов, т.е. в условиях сокращения объёма производства и совокупного спроса (2008 г., 2014-2015 г.г.).

Впервые с 1992 г. показатель динамики цен опустился ниже 10% в 2006 г., затем относительно умеренная инфляция сохранялась с 2009 г. по 2013г.

Расчёт цепного индекса цен за период с 2000 г. по 2017 г. показал, что за этот период цены потребительского рынка увеличились более, чем в пять раз.

С 2014 года методы анитиинфляционной политики в нашей стране были дополнены режимом таргетирования инфляции,  который  является достаточно новым в денежно - кредитной политике. Политика таргетирования направлена на управление инфляционными ожиданиями, в конечном счёте, на изменение моделей поведения субъектов экономических отношений.

В условиях устойчиво высокой инфляции домохозяйства и предприниматели стремятся как можно быстрее потратить деньги на покупку товаров, опасаясь роста их цен, что приводит к увеличению совокупного спроса и, как следствие, к росту цен. Инфляция становится самовоспроизводящейся проблемой.

Суть политики таргетирования инфляции состоит в следующем:

- центральный банк определяет и доводит до общества целевой уровень инфляции;

- разрабатывается комплекс мер, направленных на поддержание инфляции на заданном уровне;

- регулярно проводится мониторинг текущего уровня потребительских цен;

- активизируются меры денежно-кредитной политики в случае отклонения фактического уровня инфляции от заданного.

С конца 1980-х годов около десятка экономически развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми стали Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания.

 

Рисунок 1 - Государства, в которых применен режим инфляционного таргетирования

 

По информации МВФ режим инфляционного таргетирования действует в 38 странах, включая Японию и еврозону. После Азиатского финансового кризиса 1997-98 годов инфляционное таргетирование стало широко применяться в развивающихся экономиках.

В качестве цели, устанавливаемой центральными банками,  могут быть, кроме уровня цен, величина денежной массы и  курс национальной валюты, но предпочтение отдаётся индексу потребительских цен, т.к. он более понятен обществу, регулярно рассчитывается и публикуется.

Определение целевого значения роста потребительских цен  имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами и методами антиинфляционной политики. Политика таргетирования инфляции:

- направлена на снижение инфляционных ожиданий всех субъектов экономической деятельности, поэтому приводит к снижению, как инфляции спроса, так и инфляции издержек;

- эффективно действует в странах с различным уровнем развития и разными показателями инфляции;

- основана на применении экономических и психологических методов регулирования, что, в отличие от прямых административных методов принуждения, в большей степени соответствует рыночному характеру экономических отношений;

- не имеет явных отрицательных последствий для экономического роста.

Международные и отечественные учёные, исследующие проблему инфляционного таргетирования, считают, что значение ценового таргета зависит от уровня развития страны, показателей инфляции и независимости денежно-кредитной политики.

По исследованиям последних лет пороговый уровень инфляции, при превышении которого снижается экономический рост, для развитых стран должен быть в диапазоне3-4%, а для развивающихся 10-19%.

В таблице 2 приведены данные о практике инфляционного таргетирования в разных странах

 

 

Таблица 2 – Инфляционное таргетирование в различных странах

 

  Армения Бразилия Великобритания Норвегия Польша Россия
Дата введения таргетирования 2006 г. 1999г. 1992 г. 2001 г. 1998 г.
Текущий таргет, % 4,5 1,5 5 2 2,0 2,5 2,0 1 4,0
Горизонт действия таргета 1 год 1 год постоянно 3 года 5 лет. 1 год
Инфляция в 2019 г., % 1,8 3,8 2,1 3,5 1,1 4,3

 

Приведённые данные показывают, что развитые страны и Россия определяют точечный таргет, но в отличие от Великобритании и Норвегии в нашей стране этот показатель выше и утверждается на один год. В развивающихся экономиках целевое значение уровня инфляции устанавливается на один год , в диапазоне и превышает 4,5%.

На практике достичь поставленную цель по уровню инфляции удаётся не всем странам. По данным Международного валютного фонда в 2016 г. только 7 стран из 38 выполнили установленные ориентиры, в 20 странах фактическая инфляция была ниже таргета, 11 стран имели более высокий уровень фактической инфляции

 Причинами отклонения показателя инфляции от установленной цели стали:

- вмешательство государства в процесс ценообразования при проведении антимонопольной политики

- влияние на уровень инфляции бюджетно-налоговой политики;

- зависимость внутренних цен от условий внешней торговли;

- необходимость проведения структурных реформ в экономике;

- недостаточная самостоятельность центральных банков и отсутствие доверия к их деятельности со стороны населения.

В нашей стране таргеты по инфляции начали устанавливать с 2012 г., но переход на полноценный режим инфляционного таргетирования начался с 2015 г., после того, в конце 2014 г. Центральный банк России объявил о переходе к плавающему курсу рубля.

В таблице 2 приведены данные о планируемых и фактических уровнях инфляции в России

 

Т а б л и ц а 2–Соотношение фактического уровня инфляции с целевым в России

 
Основные направления денежно-кредитной политики 6 -7 5 -6 5 -6 5,5 – 6,0
Среднегодовая инфляция, % 6,1 6,58 6,45 11,36 12,9 5,4 2,5 3,0

 

В 2012 -2015 г.г. реальный уровень инфляции превосходил планируемый, особенно большой разрыв наблюдался в 2014 -2015 г.г., но, начиная с 2016 г. показатели фактического уровня инфляции были ниже установленных целевых значений.

Некоторые аналитики утверждают, что этот успех был достигнут, прежде всего, благодаря тому, что в этот короткий период относительно спокойно вели себя мировые товарный и финансовый рынки[4,]. Поэтому нельзя надеяться на успех в будущем.

Исследования показывают, что в развитых странах влияние политики таргетирования на инфляцию менее заметное, так как инфляция в них, как правило, не превышает порогового значения. В развивающихся странах инфляционный потенциал намного выше, поэтому эффект антиинфляционной политики более значительный [1, 48]

Снижение инфляции в России в 2017 г. до 2,5% обострило дискуссию о последствиях антиинфляционной политик для экономики. В состав инструментов политики таргетирования входит ключевая ставка, изменение которой отражается на процентах по кредитам и вкладам. В условиях инфляции ключевая ставка растёт, что приводит к снижению доступности и удорожанию кредитов, повышению курса национальной валюты. Все названные факторы негативно отражаются на темпах экономического роста, но, в свою очередь, снижение инфляции оказывает положительное воздействие на долгосрочный экономический рост.

Исследование зависимости темпов экономического развития от антиинфляционной политики проводятся с использованием экономико-математических моделей, но этот вопрос до сих пор остаётся открытым.

В 2016 г. группой российских учёных было проведено исследование краткосрочного и долгосрочного влияния перехода к режиму таргетирования инфляции на динамику реального ВВП в развитых и развивающихся странах[2].

Учёные пришли к выводу, что эффект от перехода к инфляционному таргетированию существенно варьируется.

Так, в развитых странах переход к режиму таргетирования инфляции не приводит к падению выпуска. Более того, некоторые оценки свидетельствуют в пользу положительного влияния таргетирования инфляции на динамику реального ВВП в этой группе стран, которое проявляется не сразу, а через три года после перехода к этому режиму монетарной политики

Рисунок 3 – Сравнительная динамика уровня инфляции и темпов роста ВВП

 

При этом в развивающихся странах положительных экономических последствий от перехода к этому режиму денежно-кредитной политики не наблюдается,  рост реального выпуска не происходит. Более того, в развивающихся странах есть некоторые свидетельства в пользу негативного влияния перехода к таргетированию инфляции на объём реального ВВП.

Таким образом, вклад денежно-кредитной политики центральных банков в развитие экономики своих стран ограничивается достижением невысокого и стабильного уровня инфляции. Переход к инфляционному таргетированию является одним из эффективных способов решения этой задачи в современных условиях.

Вместе с тем, снижение уровня цен за счёт ослабления инфляционных ожиданий оказалось нейтрально к изменению макроэкономических показателей и, прежде всего, темпов экономического роста. Исследования зависимости динамики экономического роста и изменения уровня цен показали, что только в развивающихся странах можно наблюдать незначительное негативное влияние снижения инфляции на реальный выпуск.

В развивающихся странах, с более высоким уровнем инфляции, экономический рост зависит от множества других, более значимых, чем инфляция, факторов, таких, как технологическое развитие, производительность труда, состояние мировых товарных и финансовых рынков.

Нейтральность денежно-кредитной политики к экономическому росту ограничивает возможности центральных банков в проведении стимулирующей денежно-кредитной политики.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.