Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Смысл и выгоды социальной ответственности



Кейс № 2

Смысл и выгоды социальной ответственности

Несмотря на неочевидность выгод от программ социальной ответственности, ряд исследований демонстрирует, что компании, адаптирующие у себя про­граммы такого рода, получают преимущества в различных, порой самых нео­жиданных областях.

Подавляющее большинство экспертов подчёркивает, что социальноответственное предприятие имеет существенные конкурентные преимуще­ства по сравнению с другими.

Эти преимущества заключаются в следующем:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке: «Если вы хотите сохра­нить квалифицированный персонал, то на вашем предприятии должна быть не только высокая заработная плата, но и высокое качество жизни, развитая ин­фраструктура».

2. Рост производительности труда.

3. Улучшение имиджа, рост репутации: «У нас пока имидж, через какое-то время и рост прибыли...».

4. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

5. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

6. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других.

При этом отмечается, что такие преимущества имеют место при стратегичес­ком подходе к социальной ответственности и долгосрочном планировании та­кой деятельности.

Операционные издержки

Инвестиции в экологически эффективные технологии (вторичная переработ­ка, экономия энергопотребления, сокращение выбросов) часто приводят к су­щественному сокращению издержек.

Корпорация «Ксерокс» каждый год экономит сотни миллионов долларов с помощью своих программ вторичной переработки. Дизайн продуктов этой компании таков, что позволяет их легко разбирать, вторично использовать и перерабатывать. Для 90% производимой компанией техники возможно повтор­ное использование её в качестве запасных частей.

Корпорация ЗМ с 1975 по 2012 гг. сэкономила 994 миллиона долларов США с помощью своей программы «Предотвращение загрязнения окупается».

По сути, такие программы не являются программами социальной ответст­венности в полном смысле этого слова. Основная цель компаний, в данном слу­чае, не социальная ответственность как таковая, а банальная максимизация прибыли - то, чем все разумные компании и занимаются. Речь идёт скорее о том, чтобы обеспечить пиар-поддержку такого рода инициативам, преподать их обществу как нечто, направленное на увеличение общественного благопо­лучия и процветания.

Репутация и связи с общественностью

Современные программы репутационного менеджмента выросли из филан­тропических порывов, которые взлетели на невиданные высоты в 90-х годах, когда Билл Гейтс и Тед Тёрнер жертвовали буквально миллиарды долларов на благотворительность. Такие программы не являются частью основного бизнеса компании, однако, могут улучшить её репутацию и, тем самым, поднять капита­лизацию. Обычно, в рамках этих программ компании дарят школам компьюте­ры, персонал добровольно работает на социально значимых проектах, либо просто делается денежный взнос в пользу благотворительных фондов, музеев, или общественных служб. Кроме того, программы социальной ответственности часто помогают предотвратить скандалы, способные нанести ущерб репутации компании. В ситуации, когда есть человек, специально следящий за действия­ми компании с этой точки зрения, становится проще предотвратить и сами оши­бочные действия, и их негативные последствия. Это особенно важно для фирм, владеющих розничными торговыми марками с высокой стоимостью, именно они чаще всего становятся объектами нападок со стороны прессы, различного рода активистов, экологов или защитников прав потребителей. Как говорит Крис Тьюппен из компании «Бритиш Телеком»: «... это просто вещи, которые... бере­гут вас от ситуации, когда утром вы обнаруживаете имя своей компании на об­ложке газеты, потому что из-за ваших действий что-то случилось где-то в дру­гой части света».

· Опрос, проведённый среди 1 ООО тысячи респондентов в Великобритании в 2008 году показал, что для 41% опрошенных информация о программах со­циальной ответственности компании является «очень существенной» при при­нятии решения о покупке товара или услуги, а еще для 41% эта информация является «достаточно существенной». Для сравнения, в 2007 году эти цифры составляли 28% и 49% соответственно.

· Анализ пресс-профиля корпорации «Ай-Би-Эм» показывает, что 25% упо­минаний компании в прессе связано с обсуждением деятельности компании в рамках программ корпоративного гражданства, образовательных программ и других некоммерческих благотворительных проектов.

Одной из отраслей, вызывающих наибольший общественный интерес - и, как следствие, интерес со стороны прессы - является добыча природных ресур­сов. Проекты, связанные с добычей нефти и других полезных ископаемых явля­ются масштабными и хорошо заметными со стороны, они оказывают серьёзное (хотя и далеко не всегда негативное) влияние на окружающую среду; бывает, что эта деятельность связана с нарушением прав собственности или прав от­дельных людей. Высокая стоимость рабочей силы, высокие налоги и относи­тельная бедность месторождений в развитых странах вынуждает крупные за­падные компании открывать региональные отделения в странах развивающихся. Как следствие, возникает масса поводов для негативных публикаций в прессе, таких, например, как:

· покупка концессии, возмещение за использование земли - потенциал для коррупционных скандалов;

· аварии, утечки химикатов и тяжёлых металлов, загрязнение воздуха и воды;

· вопросы готовности к чрезвычайным ситуациям;

· вырубка лесов, эрозия почв, нарушение экологического баланса;

· вопросы безопасности труда;

· нарушения прав человека;

· социальные проблемы: рост насилия, коррупции, проституции и т. д.

К сожалению, природные месторождения не всегда расположены там, где нам хотелось бы. Часто они находятся в развивающихся странах с коррумпиро­ванными авторитарными режимами, систематически нарушающими права че­ловека. Работая в таких странах, западные компании становятся постоянным объектом нападок со стороны западной же прессы - как поддерживающие эти недемократические правительства. Кроме того, процессы принятия решений о заключении договоров концессии таят в себе огромный потенциал для корруп­ционных скандалов. В случае, если месторождения находятся в совсем диких регионах, их разработка может потревожить коренных обитателей этих мест - как людей, так и животных. При этом добывающие компании привлекают массу внимания из-за своих размеров - годовой оборот компании «Экксон-Мобил», например, в 4 раза больше ВВП Нигерии и в 100 - Чада, стран, где эта компания активно работает. А поскольку добывающие компании к тому же являются ещё и вертикально-интегрированными, у них есть хорошо известные конечному потребителю торговые марки (для товаров бытовой химии, моторных масел, заправочных станций), которые и становятся объектом для атаки.

Ярчайшим примером такого рода является корпорация «Шелл», которая неод­нократно становилась как участником разного рода скандалов – наиболее громки­ми из которых были, пожалуй, инцидент в Нигерии (казнь местным правительст­вом поэта Кена Capo Вива и ещё восьми человек из народа огони, протестовавших против деятельности компании) и в Северном море (затопление платформы «Брент Спар»). В результате, менеджмент компании принял решение попра­вить репутацию с помощью программ социальной ответственности.

С тех пор, компания официально заявляет о своей стратегической при­верженности концепции устойчивого развития: «Вовсе не являясь тормозом на пути повышения производительности, такие обязательства позволяют нам лучше понимать мир и увеличивают наши шансы на успех. Устойчивое раз­витие является дальновидным, воплощает понятие прогресса и способству­ет появлению новых интерпретаций происходящего в мире. Наш бизнес бу­дет наилучшим образом процветать, распространять эту концепцию и предоставлять энергию и другие продукты в соответствии с ожиданиями об­щества для устойчивого будущего». Как видим, все ключевые слова упомя­нуты.

Документы, публикуемые «Шелл» в рамках её программы устойчивого раз­вития, демонстрируют весьма существенные усилия, которые компания прикла­дывает к тому, чтобы помочь местному населению в слаборазвитых странах и минимизировать ущерб окружающей среде. Даже такая антикорпоративная ор­ганизация, как «Наблюдатель за соблюдением прав человека» (Human Rights Watch), вынуждена была признать, что «... стратегии развития нефтяных ком­паний также инициировали строительство больниц, школ и развитие другой инфраструктуры в отдалённых регионах страны, которые в противном случае были бы значительно более маргинализированы нынешним нигерийским пра­вительством».

Однако усилия служб по связям с общественностью, рекламы и популяриза­ции корпоративных программ привели к тому, что в настоящее время сложился достаточно стойкий стереотип: «Пиар и корпоративная ответственность – одно и то же». Именно в этом обвиняет «Шелл» неправительственная организация «Христианская помощь», в своём докладе «За маской – настоящее лицо соци­альной ответственности». «Христианская помощь» утверждает, что корпоратив­ные социальные программы - не более чем дешёвая (или дорогая – в зависи­мости от ситуации) реклама, далёкая от настоящей ответственности, равно как и от искреннего желания помочь другим людям.

Эксперт в области программ социальной ответственности Тони Муци Фальконе утверждает, что достаточно типично для «новичков» в этой облас­ти назначать на должность ответственного за корпоративную ответственность начальника службы по связям с общественностью, а саму службу переиме­новывать в службу по взаимодействию с заинтересованными сторонами (stakeholder relations). По его мнению, единственное верное решение в дан­ном случае заключается в том, чтобы назначить ответственным генерально­го директора – только так можно обеспечить реализацию идей социальной ответственности во всей деятельности компании. Таким образом, хотя пиар- служба играет ключевую роль в том, чтобы программа социальной ответст­венности действительно улучшила репутацию компании, вся компания долж­на правдоподобно делать вид, что это не реклама, она «по-настоящему» ответственна.

Улучшение отношений с персоналом компании

Более века назад, в 1900 году, в Англии случилось знаменательное собы­тие: Сэмуэль Джонсон, основатель компании «Эс-Си Джонсон», доброволь­но предложил своим сотрудникам оплачиваемый отпуск - невиданную по тем временам роскошь. С современной точки зрения такой филантропичес­кий акт можно назвать только социальной ответственностью, хотя возмож­но, что самим Джонсоном двигал более меркантильный расчёт. Опыт 90-х годов прошлого столетия показывает, что существует прямой эффект в виде повышения лояльности от различных нестандартных добавлений к офици­альному, законодательно установленному социальному пакету, использова­ние различных волонтёрских программ, а также повышения репутации ком­пании в глазах сотрудников.

В 2011–2012 гг. консалтинговая компания «Коун» провела социологическое исследование «Исследования корпоративного гражданства», опросив около 1000 работающих американцев. Результаты были следующими:

· 88% сотрудников компаний, имеющих программы социальной ответствен­ности считают, что у них есть сильное чувство лояльности по отношению к работодателям (на 17% больше по сравнению с компаниями, не имеющими таких программ);

· 53% сотрудников компаний, имеющих программы социальной ответствен­ности считают, что приверженность их компании высоким социальным стан­дартам является одной из причин, по которым они выбрали для себя рабо­тать здесь;

· 59% опрошенных при прочих равных предпочтут в качестве работодателя социально ответственную компанию (другой вопрос, что ситуация «прочих равных» практически никогда не возникает);

· 80% опрошенных утверждают, что откажутся работать на компанию, если они обнаружат, что компания «плохо себя ведёт» в социальном смысле.

В первую очередь это затрагивает компании, которые в силу специфики от­расли вынуждены нанимать высококвалифицированных, высокоинтеллектуаль­ных и творческих сотрудников. Программы социальной ответственности в этом случае становятся частью «войны за талант», конкуренции за привлечение наи­более интересных, ярких личностей. Именно для управления таким персона­лом особенно эффективны нематериальные стимулы. В случае, если сотрудни­ки компании мотивированы по большей части деньгами, от программы вряд ли будет большая выгода.

Хотя порой случаются и обратные примеры: британская компания «Элит Форвардерс лтд.», специализирующаяся в области дистрибуции и складского хозяйства в момент расширения своего присутствия в графстве Йоркшир всту­пила в сотрудничество с местной благотворительной организацией «Изучение семьи в западном районе Лидса» и местным центром занятости. Компания спон­сировала широко разрекламированную программу обучения для местных без­работных, нанимая наиболее успешно завершивших её. В результате:

· было нанято 300 новых сотрудников;

· 106 из них было нанято через программу обучения;

· 46% из 106 нанятых были ранее безработными в течение более чем 12 месяцев.

Таким образом, были достигнуты несколько целей одновременно: компа­ния улучшила свои отношения с населением и местными властями, наняла пер­сонал и поучаствовала в сокращении безработицу в регионе.

Улучшение отношений с представителями власти

По сути, на сегодняшний день улучшение отношений с властями остаются основой выгодой, приобретаемой компанией в рамках программ социальной ответственности. Социально ответственным компаниям намного проще вести переговоры относительно лицензий и разрешений, у них больше шансов на отмену существующего законодательного регулирования и на предотвраще­ние введения нового регулирования. Основной смысл поддержания отноше­ний с неправительственными организациями типа «Гринпис» или «Наблюда­тель за человеческими правами» (Human Rights Watch) заключается в том, чтобы иметь возможность в случае необходимости нейтрализовать их попыт­ки пролоббировать очередной ограничительный закон, будь то экологичес­кие стандарты или стандарты об охране труда. В этом случае хорошим аргу­ментом может стать тот факт, что нечто похожее уже делается добровольно, и в дальнейшем ситуация будет только улучшаться - а следовательно, нет не­обходимости в принуждении.

Сэр Джон Иган, генеральный директор компании «Бритиш Эапортс Аусорити», крупнейшего приватизированного оператора аэропортов в Великобрита­нии, считает, что отношения с общественностью прежде всего имеют смысл в контексте отношений с регуляторами: «Отрицать, что наши соседи имеют влия­ние в нашей компании, означает не только отрицать реальность их жизни, но и их способность мешать, задерживать и даже останавливать расширения наших аэропортов».

В США, местное Агентство по защите окружающей среды в рамках своего «Проекта XL» награждает компании за «совершенство и лидерство», позволяя им несколько отступать от крайне обременительных стандартных процедур при получении экологических разрешений.

Результаты опроса, проведённого в 2012-2013 гг. в Великобритании (таблица 1) нагляд­но демонстрируют, кто является настоящей «целевой аудиторией» для программ социальной ответственности.

Вопрос: каковы наиболее существенные факторы, которые вы принимаете во внимание при составлении суждения о компании?

Таблица 1

    Простые люди Члены парламента (лейбо­ристы) Члены парламента (консерва­ торы) Журналисты деловых газет Инвес торы
Качество производи­мых товаров/ услуг
Качество обслужива­ния клиентов
Отношение к персоналу
Финансовые показатели
Качество менеджмента
Экологичес­кая ответст­венность
Социальная ответствен­ность

Таким образом, несмотря на то, что многие простые люди часто говорят о важ­ности для них социальной ответственности, на практике, в ситуации выбора из множества других параметров, социальная ответственность оказывается на по­следнем месте. Для кого социальная ответственность действительно важна - так это для политиков, причем главным образом левой, про-социалистической ориентации. Обратите внимание, что деловая пресса и инвесторы обращают внимание почти исключительно на такие параметры как «качество менеджмен­та» и объективные финансовые показатели.

Социальное инвестирование

Несмотря на полное отсутствие интереса к индикаторам социальной ответ­ственности у опрошенных компанией «Мори» (Mori) инвесторов, тем не менее, существует часть инвестиционных компаний, которых именно эти показатели интересуют в первую очередь. В последние годы наблюдается распространение такого феномена как «социально ответственное инвестирование», инвестиро­вание в компании с высокими показателями социальной активности. В настоя­щее время оформились три основных метода социально ответственного инвес­тирование: «избегание зла», «покупка добра» и акционерный активизм.

Избегание инвестиций в определённые отрасли или компании является ста­рейшим методом «благородных» инвестиций. Обычно, запретными являются такие отрасли как производство табака, алкоголя, порнографии, вооружений, а также атомная энергетика, азартные игры. Также в «чёрный список» иногда попадают компании, которые дискриминируют кого-либо по какому-либо при­знаку или пропагандируют сомнительные с точки зрения инвесторов ценности. Такая политика кажется довольно простой и прямолинейной, однако, наиболь­шая проблема стаким инвестированием состоит в том, что в настоящий момент большинство крупных компаний являются конгломератами, вовлечёнными в самые разнообразные отрасли.

Например, в 2008 году Совет по образованию штата Техас продал акции ком­пании «Уолт Дисней» на общую сумму в 43 миллиона долларов из-за того, что дочерняя компания, «Мирамакс филмз» снимает фильмы, в которых содержа­лись элементы «эротики, насилия, бранной речи... что должно послужить для «Мирамакс» индикатором того, что общественность уже достаточно натерпе­лась от их фильмов». При этом, разумеется, в первую очередь пострадала сама компания «Дисней», пропагандирующая в своих фильмах и мультфильмах пря­мо противоположные вещи.

«Покупка добра» или «белый список» является относительно более новым ме­тодом социального инвестирования, при котором инвесторы искусственно огра­ничивают для себя выбор компаний, которые могут стать получателями их денег. Этому способствовало появление специальных фондовых индексов социальной ответственности, таких как FTSE4Good и «Индекс Доу Джонс приемлемый» (Dow Jones Sustainability Index), а также обязательства по публикации данных о социаль­ной отчётности, наложенные британским правительством на пенсионные фонды.

Наконец, последний популярный способ - акционерный активизм, попытки инвесторов активно вмешиваться в управление компанией, лоббирование на собраниях акционеров в попытке сделать её более социально ответственной. Для этого обычно используется законодательство о защите интересов минори­тарных акционеров, что доставляет немало головной боли как мажоритариям (которым все это бывает не интересно), так и менеджерам.

Кому не нужна социальная ответственность?

На фоне всё более широкого распространения социальных программ, в сто­роне остаются отдельные отрасли или рынки, участникам которых очевидно нет смысла принимать во всем этом участие, а именно:

· неопределённость относительно опасности или лучшего способа выхода из опасной ситуации. Сюда относятся, например, компании биотехнологичес­кого сектора, связанные с производством генно-модифицированной продук­ции. Для них нет смысла вкладываться в программы социальной ответствен­ности, вместо этого полезно будет направить усилия на доказательства принципиальной безопасности своей продукции;

· безнадежно зарегулированный бизнес, воспринимаемый как общественная проблема. Сюда можно отнести, например, производство вооружений или порнографии;

· компании без известных брэндов, оперирующие на фрагментированном рын­ке из множества средних и мелких предприятий, не являющиеся производи­телями конечной продукции. Вряд ли к таким предприятиям будут когда-либо предъявлены какие-либо претензии со стороны общественности, а если даже они и будут предъявлены, ущерб будет крайне незначительным;

· компании с хорошей репутацией без существенного влияния на окружающую среду: интернет-компании, производители программного обеспечения, но­востные агентства.

Окупается ли социальная ответственность?

В рамках этого исследования основным вопросом являются выгоды, кото­рые получают компании от введения у себя программ социальной ответствен­ности. При этом нами подразумевается, что в случае отсутствия каких-либо вы­год социальной ответственности просто не нужно уделять внимания. Однако наиболее активные пропагандисты этой концепции считают, что такая постановка вопроса в корне неверна.

«С чего бы это нам экономически обосновывать вещи, которые просто пра­вильны?» – такой вопрос задает Мэтью Кирнан, генеральный директор «Инно- вест Стратиджик Вэлью Эдвайзорс», компании, специализирующейся на состав­лении сравнительных рейтингов ответственности и финансового благополучия. Вопрос заключается в том, является ли социальная ответственность для компа­нии средством для привлечения дополнительных инвестиций, улучшения спро­са, отношений с властями – или просто бескорыстной убеждённостью в своей правоте и намерении сделать мир лучше?

«Меня постоянно просят «экономически обосновать социальную ответствен­ность», что в переводе означает: докажите, что компании, которые делают доб­ро, также получают добро и, следовательно, нам тоже нужно делать добро» – говорит Питер Киндер, президент и соучредитель «КЛД Рисёрч энд Энэлетикс», аналитической компании из Бостона, занимающейся исследованиями в области социальной и экологической ответственности. «Отвечая на такой вопрос», – го­ворит г-н Киндер, – «мы признаем правильность того самого поведения, которое мы так хотим изменить – приоритет прибыли над всем остальным». По его сло­вам, многие компании действительно внедряют у себя программы социальной ответственности по причинам, никак не связанным с их прибыльностью, а только с соображениями внутренней этики, морали и нравственности. Здесь можно за­метить, что компании, однозначно и без вопросов выигрывающие от внедрения социальной ответственности – это как раз такие аналитики и консультанты.

В любом случае, даже они признают, финансовые показатели не должны су­щественно страдать – поскольку, как мы видим из опросов в предыдущей гла­ве, инвесторы мало внимания уделяют таким программам и много – финансо­вым показателям. Именно поэтому, с точки зрения аналитиков очень важно установить связь между прибылью и социальной ответственностью.

По всей видимости, для идеологов социальной ответственности вопрос вы­ходит из сферы экономики и переходит в сферу ценностей. «Мы занимаемся этим не из-за денег, а из принципа», – говорят они. В случае, если такой подход получит широкое распространение, мы станем свидетелями рождения пострациональной экономики, базирующейся не столько на стремлении компаний максимизировать свою прибыль, сколько на стремлении максимизировать по­зитивные внешние факторы от ведения своей деятельности, при одновремен­ном сохранении на определённом уровне прибыльности и капитализации. Всё это может произойти на фоне постепенного сдвига общественных ценностей от эгоцентризма к социоцентризму, который наблюдается сейчас в Европе и осо­бенно сильно – в скандинавских странах.

Опрос полутора тысяч делегатов конференции в Давосе (большая часть из них ~ руководители крупных компаний) показал, что менее 20% из них считают прибыль важнейшим измерителем корпоративного успеха. Правда, только 5% считают, что социальная ответственность является важнейшим критерием, од­нако, к этому можно добавить ещё 24%, которые считают репутацию брэнда, на которую сильно влияет общественное поведение организации, важнейшим по­казателем (наивысший приоритет по результатам опроса был отдан качеству продукции – 27%). Правда, журналист Мэтью Бишоп утверждает, что это ско­рее публичные заявления, чем искренняя убеждённость. В частных беседах куда большее количество бизнесменов заявляли о том, что прибыль является для них приоритетом номер один.

В этой связи полезно вспомнить о существовании дорациональной, рели­гиозной социальной ответственности, которая до сих пор сохранилась в неко­торых компаниях, основанных когда-то чрезвычайно религиозными бизнесме­нами. Для них действия во славу Божию, как они их понимали и понимают, имеют однозначно более высокий приоритет по сравнению с действиями, направлен­ными на собственную выгоду – собственно, именно поэтому столь немногие из этих компаний уцелели до сих пор.

Такие известные компании, как «Квакер оутс» или «Кларке», уже более 100 лет строят свою деятельность в полном соответствии с жизненными уста­новками квакеров, представителей религиозного течения, отделившегося от ан­гликанской церкви в XVII в. Квакеры исповедуют предельную честность, стро­гую простоту в быту и нравах, и отвергают всякое насилие. Не сказать, что следование этим принципам облегчает им ведение дел. Но, с другой стороны, в современном бизнесе вопросы доверия, доброго имени и надёжности выходят на первый план. А именно этими свойствами квакерские компании обладали всегда.

И всё же число квакерских компаний в Великобритании стремительно со­кращается. В 1969 г. «Кэдбери» провела слияние со «Швепс»; в 1988 г. компа­нию «Раунтриз» поглотила швейцарская «Нестле». Всё это приводит к тому, что квакерская культура производства, с заботой о сотрудниках и обширной благо­творительной деятельностью, уходит в небытие.

То же самое относится и к социально ответственному инвестированию. Ещё в 18 веке некоторые религиозные организации запрещали своим членам давать займы компаниям, производящим и продающим алкоголь, табак, а также во­влечённым в индустрию азартных игр. В 60-х и 70-х годах двадцатого века в США прокатилось две волны «морального инвестирования» – первая была свя­зана с вьетнамской войной, когда активисты боролись против компаний, про­изводящих вооружения, а вторая – с бойкотом режима апартеида в Южной Африке.

Критика социальной ответственности

Не должно создаваться впечатления, что социальная ответственность
– не­что принимаемое «на ура» всеми без исключения идеологами, не говоря уж о бизнесменах. Концепции социальной ответственности подвергаются жёсткой – и, порой, весьма справедливой критике, причём как справа, так и слева. Либе­ральные экономисты критикуют социальную ответственность за глубоко анти- рыночный подход к управлению компанией. Как писал нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман: «Есть только одна ответственность биз­неса - использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивает прибыль, до тех пор, пока эти занятия находятся в рамках правил игры». Или, цитируя статью, вышедшую в «Файнэншл Таймс» в 2001 году: «Роль компаний – зараба­тывать деньги, а не спасать планету. И пусть они не путают эти две вещи». Эко­номисты чикагской и особенно австрийской школ считают концепции социаль­ной ответственности и устойчивого развития искусственными выдумками, противопоставляя им естественную «невидимую руку рынка», которая лучше всего остального способна справиться с социальными проблемами. Кроме того, существует ещё один аспект: в акционерных компаниях менеджеры, как прави­ло, не являются владельцами – а, следовательно, их право тратить деньги ак­ционеров на социальные программы весьма сомнительно. Нет проблем с тем, если бы они тратили собственные деньги, жертвовали бы свободным време­нем, зарплатой или бонусами – это было бы, по крайней мере, благородно, но тратить средства, которые в противном случае были бы выплачены акционерам – это куда более спорная идея. Подробнее с аргументами этой стороны можно ознакомиться, например, в отчёте Дэвида Хендерсона «Дело против корпора­тивной ответственности».

С другой стороны, ультралевые общественные организации, такие, как «Хри­стианская помощь», «Гринпис» или «Рейнфорестэкшн нетуорк» – критикуют кон­цепцию социальной ответственности зато, что она на деле является ни чем иным, как капиталистической мимикрией, попыткой защитить себя от нападок со сто­роны «прогрессивной общественности». Компании обвиняются в двуличности, лицемерии. В этой связи звучат обращения к правительствам не позволять во­люнтаризм, попытки бизнеса к саморегулированию, а на государственном уров­не запретить компаниям переносить бремя негативных внешних факторов на плечи общества. Подробнее с этой точкой зрения можно ознакомиться, напри­мер, в уже упоминавшемся докладе «За маской: реальное лицо корпоративной социальной ответственности».

Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте представленный материал. Сформулируйте свою позицию по поводу социально ответственного бизнеса. «За» или «Против» ваша позиция?

2. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные конкурентные преимущества социально ответственного предприятия?

3. Почему добыча полезных ископаемых и социальные проекты, связанные с этой отраслью вызывают такой большой интерес общественности?

4. Объясните позицию компании Шелл, которая решила поднять свою репутацию с помощью социально значимой деятельности. Какого результата она достигла?

5. В чем обвиняли компанию Шелл и заслуженные ли эти обвинения?

6. Почему поступок Самуэля Джонсона в начале XX века до сих пор заслуживает внимания? В чем на ваш взгляд заключается меркантильный интерес Джонсона?

7. Прокомментируйте социальный проект компании «Элит Форвардерс ЛТД». Каких целей достигла компания своим соц. проектом?

8. Для каких слоев населения на Ваш взгляд социальная деятельность предприятия действительно важна?

9. Назовите и прокомментируйте три метода социального инвестирования.

10. Существуют ли на Ваш взгляд компании (отрасли) которым действительно не нужна социальная деятельность?

11.Как происходит процесс окупаемости социальной ответственности бизнеса?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.