|
||||||||||
У каждого свой Пушкин». Пушкин в портретах кисти разных художников.Стр 1 из 2Следующая ⇒ «У каждого свой Пушкин». Пушкин в портретах кисти разных художников.
«Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт!» (Пушкин, «Евгений Онегин»)
Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел Александр Сергеевич Пушкин. Судить об этом мы можем только лишь по его портретам и по воспоминаниям его современников, по высказываниям самого поэта о своей внешности и его автопортретам.
Так писала в своих воспоминаниях о маленьком Саше Елизавета Петровна Янькова, подруга бабушки поэта по материнской линии: «...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...». Из воспоминаний историка Михаила Петровича Погодина: «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом». А так писал о своей внешности сам Александр Сергеевич: «Потомок негров безобразный». (Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.), «В … газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Опровержение на критики, 1830 г.), «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности» (Из письма к жене, 1836 г.). Как мы видим, описания внешности Александра Сергеевича давались самые разные, порой противоречивые. Что лишний раз подтверждает: «У каждого – свой Пушкин», его по-разному не только характеризовали и описывали, разным его рисовали и художники, которые брались за портрет великого поэта. Начать хотелось бы с детского портрета Пушкина. Первый портрет Александра Сергеевича был написан, когда ему было три-три с половиной года французским художником Ксавье де Местром.
Ксавье де Местр сложными путями попал из революционной Франции в Россию. Был военным. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных, давал его сестре, Ольге, уроки рисования. Этот портрет широкая общественность открыла для себя только в 1961 году. Оказалось, что в свое время Надежда Осиповна подарила портрет маленького Саши одной даме, чей отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Праправнучка Мудрова подарила потрет актеру Всеволоду Якуту, блестяще игравшему поэта в театре, а тот, в свою очередь, передал его новому пушкинскому музею. Некоторые пушкинисты того времени сомневались, что на портрете – Пушкин. «– Как же не Пушкин?! – негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. – Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского – у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски...». Впоследствии даже была проведена экспертиза, которая подтвердила – на портрете действительно Александр Сергеевич Пушкин. В 1822 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник». К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина. Один из тогдашних туристов нашел портрет «весьма похожим», сам же Пушкин – он в это время в Кишиневе, – едва получил экземпляры поэмы, откликается в письме к Гнедичу (по ошибке именуя гравюру – «литографией»): «А.Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли… – Нет, все же не очень похож», –пишет он.
Тайна гейтмановской гравюры не разгадана и поныне. Спорят о возрасте изображенного на ней поэта. 12-13 лет мальчик или юноша, уже окончивший лицей? Но главный вопрос, кто нарисовал портрет? Доказано – не сам гравер: он обычно работал по чужим рисункам, указывая имя автора под гравюрой, рядом со своим именем. Однако, под гравюрой Александра Сергеевича стоит имя только Гейтмана. Пушкин на гравюре изображен в популярном в то время стиле «a la Byron», по аналогии с широко известным изображением Байрона работы Ричарда Уэстолла – та же поза, тот же воротник, то же одухотворенное выражение лица – все призвано продемонстрировать, что перед зрителем поэт.
Следующий портрет мы неоднократно видели во многих печатных изданиях, посвященных Пушкину. Это один из лучших и классических его портретов кисти Ореста Кипренского.
Этот портрет великого русского поэта однозначно считается одним из самых удачных прижизненных его изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. Заказал картину ближайший друг Пушкина, известный поэт Антон Дельвиг. Так о создании портрета написал Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский»: «Когда Кипренский писал портрет Пушкина, поэт был озабочен, хотя и пытался шутить. Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить не в лицо поэта, бывшее в то время утомленным и даже чуть желтоватым, а в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. – Ты мне льстишь, Орест, – промолвил грустно Пушкин, глядя на оконченный портрет». На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Он очень элегантно, даже изысканно одет в сюртук из гладкой темной ткани, кипенно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника, и роскошный плащ с красивой подкладкой в шотландскую клетку. Становится понятно, что великий Пушкин был еще и отменным модником, денди. Бесспорно, этот портрет – одна из лучших картин художника, самый выразительный портрет Пушкина. Сам Александр Сергеевич высоко оценил свой портрет, посвятив Кипренскому следующее стихотворение:
|
||||||||||
|