Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работу выполнила Попова Н.А.. Анализ текста.. Повесть о разорении Рязани Батыем.. Оригинал. Перевод



Работу выполнила Попова Н.А.

Анализ текста.

Повесть о разорении Рязани Батыем.

Оригинал

 

Въ лѣто 6745, въ фторое на десять лѣто по принесении чюдотворнаго образа ис Корсуня, прииде безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством вой татарскыми и ста на рѣце на Воронеже[1] близ Резанскиа земли. И присла на Резань[2] к великому князю Юрью Ингоревичю Резанскому[3] послы бездѣлны, просяща десятины въ всем: во князех, и во всяких людех, и во всем.

И услыша великий князь Юрьи Ингоревич Резанский приход безбожнаго царя Батыа, и воскоре посла в град Владимер к благоверному и великому князю Георгию Всеволодовичю Владимерскому,[4] прося помощи у него на безбожнаго царя Батыа, или бы сам пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимръской сам не пошел и на помощь не послал, хотя о собе сам сотворити брань з Батыем.

И услыша великий князь Юрьи Ингоревич Резанский, что нѣсть ему помощи от великаго князя Георьгия Всеволодовича Владимерьскаго, и вскоре посла по братью свою: по князя Давыда Ингоревича Муромского,[5] и по князя Глѣба Ингоревича Коломенского,[6] и по князя Олга Краснаго,[7] и по Всеволода Проньского,[8] и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечестиваго подобает утоляти дары.[9]

 

Перевод

В 6745 (1237) году, через двенадцать лет по принесении из Корсуня чудотворного образа, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже, близ Рязанской земли. И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела, прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем.

И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о приходе безбожного царя Батыя, и быстро послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него либо помощи воинами против безбожного царя Батыя, либо чтобы он сам войска привел. Князь же великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам войско не повел, и на помощь воинов не послал, желая сам, в одиночку, сразиться с Батыем.

И узнал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и быстро послал за своими братьями: за князем Давыдом Ингоревичем Муромским, и за князем Глебом Ингоревичем Коломенским, и за Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским и за другими князьями. И начали советоваться, и решили, что нечестивого надлежит утолить дарами.

 

I. 1. Анализируется текст « Повесть о разорении Рязани Батыев».

Среди ученых нет единогласия по вопросу о времени, когда была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем": диапазон датировок простирается от конца XIII — начала XIV вв. до XVI в. Наиболее традиционной и обоснованной остается гипотеза Д.С. Лихачева о том, что произведение в основном создавалось в конце XIII—XIV вв., но, поскольку оно сохранилось только в поздних списках, отдельные дополнения могли быть внесены позже.

Повесть рассказывает о том, как в далеком 1237 году хан Батый со своим войском напал и разорил русский город Рязань. Начало печальным событиям было положено (по мнению автора) перенесением чудотворного образа, в результате - ужасные беды свалились на русскую землю:

Попытки великого князя Юрия Ингваревича договориться с Батыем, откупиться от него успехом не увенчались. Хитрый Батый принимает подарки и дает ложное обещание не вторгаться в город. Аппетиты Батыя подпитываются вожделением: он наслышан о красоте жены князя Федора (сына Юрия Ингваревича).

 Возмущенный гордым отказом рязанского князя, Батый нападает на город. Жители боролись яростно и мужественно, но войско хана, более многочисленное и лучше обученное, одерживает победу. Автор повести отдельно описывает подвиг Евпатия Коловрата. Но Батый все-таки берет город и убивает всех жителей. Вот что пишет летописец:

И тут же подводит итог:

В этих словах, на мой взгляд, заключена основная мысль повести. Разоренная и разобщенная Русь, будучи не в состоянии бороться с внешним врагом, вынуждена терпеть лишения и несчастья.

Повесть состоит из четырех рассказов:

1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора;

2) о битве рязанцев с Батыем;

3) о Евпатий Коловрате;

4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли.

II. 1. Язык этого произведения в основе своей южнославянский, русский.

а) Неполногласные формы:  «И присла на Резань; воскоре посла в град».

б) Слова с начальным е: ( единъ)

в) Слова с начальным а: ( абие)

Таким образом, фонетические особенности грамоты соответствуют времени её написания и характеризуются использованием южнославянских элементов, частично отражающих живое произношение.

2. В тексте грамоты среди частей речи преобладают имена существительные, среди которых имена собственные: ( царь Батый );

Широко представлены местоимения: (него, его, мои)

В данном отрывке мало прилагательных: (чюдотворнаго, безбожнаго)

В анализируемом тексте представлены глаголы прошедшего времени: присла, услыша)

Таким образом, анализ морфологической системы «Повести» свидетельствует о полном соответствии представленных особенностей языка памятника чертам деловой письменности.

3. В тексте есть предложения с однородными членами, соединенные союзом и: «И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела, прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем».

Это обусловлено необходимостью точного перечисления того, что оставляет после себя составитель.

В целом синтаксис «Повести» характерен для памятников русской письменности.

Лексика данного текста очень богата и интересна. Здесь использовано много глаголов, обозначающих действие, что помогает более точно понять смысл действий в данном тексте: (сам сотворити брань з Батыем)

Множество слов церковнокнижной речи: ( и господие!)

5. Язык «Повести» изменяется в зависимости от вы­ражаемого содержания: вначале преобладают краски церковной книжности (цитаты из церковных книг, молитвы), затем церковнокнижный налет бледнеет (при описании житейских дел) и вскоре вовсе исчезает (при описании военных дел).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.