|
|||
Конспект по теме «Инфляция»Конспект по теме «Инфляция» Современная экономика немыслима без денег. Ежедневно мы пользуемся ими, например, оплачивая свои покупки и различные услуги или переводя их родственникам. Совокупность всех денег, обращающихся на территории страны, называется денежной массой.
Денежная масса– сумма наличных и безналичных денег, которой физические лица, юридические лица и государства владеют и которую используют для расчетов и как сбережения.
Будут ли люди богаче, если у каждого будет в 5 раз больше денег, чем он имеет сейчас? А в 10? Нет, потому что вместе с количеством денег «на руках» увеличатся и цены на товары и услуги. Значит, дело не столько в количестве денег, сколько в их покупательной способности.
Часто возникают ситуации, когда объем денежной массы в стране становится больше, чем это действительно нужно. Тогда в стране повышается общий уровень цен, а национальная валюта обесценивается, то есть теряет свою покупательную способность. Это явления получило название инфляция. Инфляция– это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, который провялятся в виде долговременного повышения общего уровня цен на товары и услуги. Причины инфляции многообразные. Наиболее частые представлены в таблице.
Важно отметить: если повышение цен вызвано улучшением качества продукции, усложнением условий добычи топливно-сырьевых ресурсов или сезонным изменением спроса на товары – это не проявление инфляции.
Процесс инфляции не всегда проходит одинаково. Инфляция может отличаться по темпам, по характеру и по причинам. Рассмотрим все классификации выделения разных видов инфляции. Инфляция имеет множество негативных последствий, среди которых особенно выделяются следующие: · Ухудшение жизни многих категорий населения (особенно бюджетников) · Обесценивание сбережений, вкладов · Обесценивание кредитов · Перераспределение доходов между отдельными группами населения · Снижение выпуска товаров и услуг · Повышение уровня безработицы
Однако инфляция может оказывать и позитивное влияние на экономику, если ее уровень 2-5% в год (естественная инфляция). В результате такой инфляции стимулируются инвестиции, т.к. сбережения выгоднее инвестировать в развитие производства, чем хранить. Это способствует росту занятости и сокращению безработицы.
Воздействие инфляции на поведение потребителя: · Сокращение потребления · Стремление к переходу на бартер · Стремление вложить деньги в покупку ценных вещей · Обмен национальной валюты на иностранную
В условиях инфляции заёмщики (те, кто берет в долг) выигрывают. Кредиторы (те, кто дает в долг), проигрывают. Так происходит, потому что долг обесценивается.
Правительство страны совместно с Центральным Банком принимают определенные меры для борьбы с данным явлением. Методы борьбы с инфляцией делятся на активные (борьба с причинами) и адаптивные (смягчение последствий).
Существует также процесс, противоположный инфляции. Его называют дефляцией.
Дефляция– это общее снижение уровня цен, повышение покупательной способности денег (процесс, противоположный инфляции). Дефляция обычно вызывается недостаточным спросом: если спрос на товары и услуги падает, цены снижаются. Производители вынуждены снижать цены, из-за чего падает прибыль предприятий, сокращается количество работников – и сокращается потребительский рынок. Таким образом, дефляция не менее опасна, чем инфляция.
|
|||
|