|
|||
Статуты ВКЛ. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Статуты ВКЛ. Статут 1529. Есть основания утверждать, что в его подготовке принимали участие белорусский первопечатник и доктор, Франциск Скорина, а также канцлер ВКЛ Альбрехт Гаштольд, под контролем которого составлялся Статут. Утвердил Статут Сигизмунд І Старый. По этому поводу была даже написана поэма «Пахвала Сигизмунду». Статут подготовлен на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 года, привилеев. При его подготовке впервые выработаны системы и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания. Составители Статута отступили от системы кодификации, принятой в римском праве, и выработали свою собственную. В ее основе заложены новые принципы: суверенность государства (вопреки средневековому космополитизму), единство права и приоритет писаного права. Статут включал нормы общего права и специальные нормы, которые обеспечивали привилегии главенствующему классу или его группам. Статут включает в себя 13 разделов и 244 статей. Позже в него внесены дополнения, в итоге количество статей увеличилась до 283. Издание Статута 1529 года вывело ВКЛ на одно из первых мест в мире по развитию права и правовой культуры. Вместе с тем, Статут 1529 года стал правовой основой для дальнейшего развития законодательства. Статут 1566. Второй Статут ВКЛ действовал на землях Великого княжества Литовского в 1566 – 88 годах, а на Правобережной Украине и в 17 – 18 веках. Работой комиссии по подготовке статута управлял канцлер Николай Радзивилл Черный, в ней участвовал маршалок дворный Астафий Богданович Волович, вероятно, Петр Раизий, Августин Ратундус и др. В Статуте 1566 сохранена с небольшими изменениями структура Статута 1529. В нем 14 разделов и 367 статей. Он закрепил основные принципы права: единство права для граждан (хотя оно не было равным для всех), государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизму), ограничение власти великого князя, приоритет писаного права. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские суды и подкаморские суды. Более полно регламентировалась компетенции органов государственной власти и управления, которые были основаны на общих принципах феодального права: создания льгот и привилегий для класса феодалов и сословия шляхты, недопущение простых людей в органы управления, закрепление правового неравенства разных социальных групп населения. Составители Статута придали его нормам однообразную и современную, на то время, форму и правовую терминологию (белорусскую), понятную для большинства населения, что способствовало укреплению среди шляхты и мещан уважения к закону и государству. Статут написанный на старобелорусском языке, был переведен на латинский и польский языки. Статут 1588. Третий статут Великого княжества Литовского действовал в ВКЛ с 1589, после присоединения земель ВКЛ к Российской империи действовал: в Витебской и Могилевской губернии – до 1831, в Виленской, Гродненской, Минской, Киевской, Подольской и Волынской губерниях – до 1840 года. После того как был принят Статут Великого княжества Литовского 1566 году кодификационная работа не остановилась. Уже на Брестском сейме 1566 было исправлено несколько статей. Через 2 года Гродненский сейм внес поправки в некоторые статьи и создал комиссию для доработки Статута. Комиссия для исправления Статута была избрана и на Люблинском сейме 1569. К концу 1584 работа над Статутом была окончена, но в связи с тем, что он игнорировал акт Люблинской унии 1569, представители Польши не допускали его утверждения на общем сейме Речи Посполитой. Чтобы сохранить великокняжеский трон, Сигизмунд III Ваза утвердил Статут своим привилеем от 28 января 1588. Третий Статут Великого княжества Литовского подготовленный на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами под руководством канцлера ВКЛ Астафия Богдановича Воловича и падканцлера Льва Ивановича Сапеги. В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, чего на то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил тогдашние государственно-правовые идеи, некоторые из которых опережали свое время. В Статуте нашла отображение теория раздела власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкаморские суды, выборные и независимые от администрации). Статут юридически закрепил фактическую обособленность ВКЛ от Польши в федеративных рамках Речи Посполитой, что продолжалось и после подписания акта Люблинской унии. В Статуте акт Люблинской унии даже не упоминается, а в статье 4 закрепляется программа воссоздания прежних границ княжества. Статут предусматривал также, что получать поместья и занимать духовные и государственные должности в княжестве могли только местные уроженцы и ни в коем случае не «чужеземцы» или «соседи». Статут ВКЛ 1588 использовался при кодификации в конце 16 века прусского права, составления Соборного уложения 1649 в России, официально неутверждённых сборников «Права за которыми судится малороссийский народ» (2-я четверть ХVIII века.), «Суд и расправа в правах малороссийских» (1750 – 58 годы). В законодательстве и судах Польши, Латвии, Эстонии употреблялся как дополнительный источник права. Статут 1588, преимущественно в редакции 1614 года, был главным письменным сводом действующего право на Украине. В ХVII – ХIХ веке переведенный на русский, украинский, немецкий, французский, латинский языки.
Вопрос 11. Социально-экономичное развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине XIII – первой половине XVI веков. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (валочная помера). Технологии. В период ВКЛ в белорусской деревне стали расширяться посевные площади и распространяться трехполье. При трехполье пашенный надел делили на три участки. Один засевали осенью озимыми, второй весной – яровыми, а третье оставляли незасеянным, под паром. Важной ветвью сельскохозяйственного производства являлось животноводство. Подсобным занятиям сельского населения была охота, рыболовство, бортничество. Сословия в Великом княжестве Литовском. В ХV – ХVI веках в ВКЛ, в том числе и на территории Беларуси, продолжали формироваться феодальные отношения. Общество постепенно разделялось на сословия – группы людей, которые обладают правами и обязанностями, закрепленными законом и которые передаются по наследству. Феодалы. Привилегированным сословием в ВКЛ являлись феодалы. Ко второй половине ХVI века сословие феодалов ВКЛ не было однообразным, в нем выделялись социальные группы. На вершине феодальной лестницы стояли князья – родовая титулованная знать, которая вела свое происхождение от династий – Рюриковичей или Гедиминовичей. Такие феодалы обладали землей по праву рождения, могли целиком ею распоряжаться – продавать, дарить, передавать по наследству. Их вотчины первоначально представляли собой государства в государстве. Князья имели своих чиновников и свои войска, которое отправлялась на войну под собственными флагами. Из круга князей избирался руководитель государства – великий князь. Немного ниже на феодальной лестнице находились паны. Паны также принадлежали к титулованной шляхте и могли передавать поместья своим потомкам. Однако свой титул они получали не по рождению, а за заслуги перед великим князем, например за занятие высокой государственной должности. В течение ХV – ХVI веков представители ведущих панских родов смогли значительно увеличить свои земельные владения и сравняться по богатству и значимости с князьями. В конце ХV века название пан распространилось на всех представителей феодального сословия. В начале ХVI века нязья и паны поместья, которых достигали размеров небольшого государства стали называться магнатами. Мелкие феодалы несли воинскую службу за владение поместьем. Поместье – земля с несколькими крестьянскими хозяйствами. Оно давалось им «до живота» это значит до смерти; или «до воли» это зачит пока великий князь не заберет поместье у такого феодала, когда отпадет нужда в его службе. Мелкие феодалы, в ВКЛ сначала назывались боярами, а потом – шляхтой или рыцарствам. Но слово рыцарство использовалось и в широком смысле – для обозначения всего сословия феодалов, которое со временем было признано единственным пригодным для несения воинской службы сословием. Духовенство. Другим привилегированным сословием в ВКЛ было духовенство. Это люди, которые профессионально занимались организацией религиозных мероприятий. Высшее духовенство это митрополиты, епископы, более низкое священники, диаконы, псаломщики. В эпоху ВКЛ на территории Беларуси господствовало духовенство двух вероисповеданий Католического и Православного. Католической и православной церквям давались большие феодальные поместья с десятками тысяч крепостных крестьян. Однако формально и крестьяне и поместья принадлежали всей церковной организации как юридическому лицу, каждый конкретный священник землями и крестьянами не владел, а только пользовался той частью церковного имущества, которая полагалось ему по рангу. Священники протестантских общин, еврейские раввины и мусульманские имамы которых также было много в Беларуси, в общем, не владели ни землями, ни крестьянами, а жили за счет пожертвований религиозных общин. Мещане. В ХV – ХVI веках формировалась мещанского сословье. Мещане получили свое название от слова «место» – город. Мещанами называли всех городских жителей, которые были лично свободными и занимались ремеслом и торговлей. Крестьяне. Крестьяне были наиболее многочисленным сословием. Однако крестьяне были и самой бесправной группой населения и целиком зависели от феодалов. Феодалы стремились «закрепить» крестьян за землей, это значит запретить им переход к другим феодалам. Такое закрепление получило название крепостничество. Наиболее активное закрепощение крестьян проходило в ХV – ХVI веках. По степени феодальной зависимости крестьяне разделялись на «похожих» и «непохожих». «Похожим» позволялся переход от одного феодала ко другому. «Непохожие» были лишены права перехода к другому феодалу. Полной собственностью феодалов была «челядь невольная», которая жила при панских дворах. Повинности крестьян. Крестьяне, должны были исполнять в пользу феодалов разные повинности. По своим повинностям крестьяне разделялись на данников, тяглых, чиншевых и слуг. Данники платили дань – налог продуктами сельского хозяйства в ХV веке дань стала называться дзякло. Слово оброк это русизм в белорусском языке оно появилось только в советское время. Чиншевые – платили оброк – денежный налог. Тяглые крестьяне отбывали барщину. Они работали на земле феодала несколько дней в неделю со своей лошадью и своими орудиями труда. Барщина известная в белорусских землях с ХIV века, однако, широко она стала распространяться с середины ХV – ХVI века. Спрос на зерно в Западной Европе привел к появлению фольварков в ВКЛ. Фольварк это – феодальный двор с постройками и земельными угодьями, которые обрабатывали зависимые крестьяне, он специально был приспособлен для производства сельхозпродукции, которая шла на продажу за границу. Слуги исполняли разные работы при дворе феодала: были конюхами, огородниками, садовниками, ремесленниками и т.д. Часть таких крестьян несли воинскую службу. Они назывались панцирными боярами. Этапы закрепощения крестьян. В 1447 году великий князь литовский Казимир издал привилей, который положил начало закрепощению крестьян. В 1447 году Феодалы получили право суда над зависимыми от них крестьянами, кроме того им запрещалась принимать чужих беглых крестьян. Судебник Казимира, изданный в 1468 году, предусматривал наказание за помощь при побегах зависимых крестьян. В Статуте ВКЛ 1529 г. вводился 10-летний срок давности. Крестьянин, проживший у феодала более 10 лет, считался его крепостным. Этот же термин давности подтверждался и Статутом 1566 г. Аграрная реформа Сигизмунда Августа (валочная помера). Аграрная реформа Сигизмунда Августа ІІ произошла в 1557 году. Ее суть в следующем. До реформы крестьянские наделы в разных местностях имели разные размеры и разные названия: дворищи 10 га, жеребьи 17 га службы 30 га и т. д. Короче говоря, существовала около десятка разных наименований крестьянских наделов размерам от 10 до 50 га, и все они платили разные размеры налогов. Сигизмунд Август ІІ поделил всю пашенную землю в ВКЛ на волоки участки земли по 21 га и каждую волоку обложил фиксированным размером налогов. Таким образом, реформа Сигизмунда Августа ІІ как и большинство реформ была направлена на увеличение размеров повинностей крестьян и сокращение их наделов. Города. Города. В ХIV – ХVI веках происходит рост городов. Городское население росло главным образом за счет крестьян – беглецов, убежавших от закрепощения. В особенности притягивали города тех людей, которые обладали ремесленными навыками. Большинство населения города составляли ремесленники разных специальностей и торговцы. Жителей городов называли мещанами, то есть жители «места» – города. Привилегированными жителями города были богатые слои купечества; верхушка ремесленных цехов; некоторые представители феодального сословия, что жили в городе; представители духовенства. Значение веча в жизни города постепенно уменьшалась. Великие князья литовские назначали в города своих наместников, которые назывались войтами. К ним переходило управление городами. С конца ХIV века многим белорусским городам начинают давать Магдебургское право, это значит право на независимость и самоуправление (далее МП). В конце ХVI в. Магдебургское право было дано почти всем городам Беларуси. Население города избирало городской магистрат во главе с бурмистром. Магистрат осуществлял управление городом. Магистрат разделялся на раду и лаву. Рада – администрация, лава – суд. В городе с МП лавой управлял войт. Войт это единственная должность в городе с МП которая не избиралась а назначалась Великим князем. Магистрат размещался в специальном строении Ратуше. Ремесленники города обьединялись в цехи. Цех эта ремесленническая организация, которая исполняла три функции 1. Следила за тем, чтобы между ремесленниками в границах цеха не было конкуренции. 2. Следила за качеством продукции. 3. Следила за процессом обучения профессии. Цех возглавлял выборный цехмистр. Полноправными членами цеха были мастера. Ремесленники, которые овладели профессией, но не сдали еще экзамен на мастера, а значить не имели в цехе никаких прав, назывались подмастерьями. Самой низкой степенью цеховых ремесленников были ученики, которые обучались профессии. Чтобы стать мастерам надо было сделать три вещи: 1) сделать штуку (шедевр) – какое-то изделие, которое демонстрировало бы высокий уровень мастерства претендента, 2) внести определенную сумму денег в общую кассу цеха, 3) организовать гулянку для всех участников цеха. Многие ремесленники не желали вступать в цех. Они назывались портачами. Считалась, что портачи не умеют качественно работать. Потому слово портачить значить – работать плохо, портить сырье. Портачи с позволения феодала селились в юридике и работали там. Юридика это район города с МП на который не распространялась власть Магистрата. Она принадлежала феодалу, на земле которого находился город. Купцы объединялись в гильдии. Это организации на подобии ремесленнических цехов. Нерадивых и плохих купцов выгоняли из гильдии и называли разгильдяями. Купцы, что занимались заграничной торговлей, назывались гостями, купцы, что занимались розничной торговлей, назывались просолами.
Вопрос 12. Основные направления внутренней и внешней политики Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского во второй половине XIII – первой половине XVI вв. ВКЛ неоднократно подвергалось внутриполитическим кризисом. Они начались еще в период основания этого государства, когда шла борьба между литовскими династиями в которую, вступил сын Миндовга Войшелк. Но наиболее обострилась внутриполитическая ситуация в XIV – XV веках, что привело фактически к гражданской войне и расколу ВКЛ. Первый внутриполитический кризис возник после смерти Гедимина. Не согласные с возведением на великокняжеский престол среднего сына Гедимина Евнутия, два его брата Ольгерд и Кейстут осуществили государственный переворот и стали соправителями княжества. Второй кризис возник в 1377 г. после смерти Ольгерда. Два его сына от разных браков Ягайло и Андрей Полоцкий начали борьбу за власть. Андрей князь Полоцкого удела сделал ставку на православных феодалов, русские соседние княжества и на сближение с Московским государством. Ягайло вынуждает своего сводного брата Андрея бежать в Псков и на его место назначает своего родного брата Скиргайлу. Использовав раздор между братьями, в 1381 г. верховную власть в государстве захватил Кейстут, но скоро он был взят в плен Ягайло и задушен в Кревском замке. В этом же году, полочане, недовольные Ягайло, подняли восстание и вернули на княженье в Полоцк Андрея Ольгердовича. Борьба за верховную власть продолжалась. Чтобы усилить свои позиции, Ягайло 14 августа 1385 года в Креве заключает соглашение с поляками об объединении Польши и Литвы, которое закреплялась браком Ягайло с польской принцессой Ядвигой. Согласно соглашению Ягайло становился одновременно и польским королем. В начала 1387 г. Ягайло выдал привилей, по которому феодалы католического вероисповедания, получали неограниченные права владения своими имениями, а также освобождалась от ряда государственных повинностей. Все это означало по сути дела включение ВКЛ в состав Польши, полонизацию и окатоличивание населения. Такая политика вызвала неудовольствие средь языческой и православной знати ВКЛ. Начался третий внутриполитический кризис. Возникло общественно-политическое движение, направленное против Ягайло. Во главе него опять стал Андрей Полоцкий, который отказался признать Кревскую унию. Его союзникам стало Смоленское княжество. Но королевское войско во главе со Скиргайло разбила смоленские полки, затем захватила Полоцк. Князь Андрей попал в плен. На этом сопротивление восточных княжеств, против унии не остановилась. Его возглавил сын Кейстута Витовт. Он выступил с программой создания самостоятельного государства, которое бы противостояло, с одной стороны, Польше, с другой – Москве. Борьба закончилась заключением соглашения между Ягайло и Витовтам 5 августа 1392 г. в поместье Остров около Лиды. В соответствии с ним Ягайло оставался польским королем, а Витовт становился Великим князем литовским, но обязывался быть верным Ягайло и Польской Короне. Но «русского» вопроса в ВКЛ приход Витовта к власти не решил. По договору между ВКЛ и Польшей 1401 года (Виленско-Радомская уния) и Городельского привилея 1413 года католическая знать опять возвышалась и получала широкие права, а православная знать ВКЛ попадала в дискриминационное положение. После смерти Витовта в 1430 г. эта проблема еще более обострилась, и начался очередной внутриполитический кризис. Великим князем в 1430 году стал Свидригайло Ольгердович. Он отменил все соглашения с Польшей, начал допускать к государственному управлению крупных православных землевладельцев. Что вызвало неудовольствие католической аристократии. На княжеский престол был назначен Сигизмунд Кейстутович, который восстановил унию с Польшей. Его поддержали все литовские земли. На сторону Свидригайло стали Полоцкая, Витебская, Смоленская, Северская, Киевская земли, Волынь и Восточная Подолия. Противостояние привело к гражданской войне 1432 – 1436 годов Свидригайло объявил о создании Великого княжества Русского с центром в Полоцке. Несколько лет продолжались боевые действия. Для победы над Свидригайло Сигизмунд обнародовал в 1434 г. привилей, по которому экономические права католиков и православных уравнивались. Православные, как и католики, получали право передавать свои поместья в наследство. После провозглашения этого привилея часть феодалов отошла от Свидригайло, после чего он потерпел поражение и убежал в Киев. Но и Сигизмунд был убит в 1440 г. После его смерти королем польским и одновременно Великим князем Литовским стал Казимир Ягайлович. Внутренняя политика, которая проводилась князьями ВКЛ, накладывала свой отпечаток на внешнюю и, в свою очередь, ощущала значительное влияние внешнеполитической деятельности ВКЛ. Основными направлениями внешней политики ВКЛ в XIV – XVI вв. стали на западе – отношения с Польшей, на северо-западном направлении – с крестоносцами, на востоке – с Московским государством и на юго-востоке и на юга – с татарами. Уже с начала XIV века крестоносцы делали частые набеги на земли Польши и ВКЛ. Перенос столицы Ордена в 1309 году в прибалтийский город Мальборк (сами крестоносцы его называли Мариенбург) отмечал, что главным направлениям внешней деятельности крестоносцев становилась не Палестина, а Прибалтика. Они не только силой стремились приобрести новые земли, но и активно вмешивались в династическую борьбу, которая не утихала почти все время в княжестве. Угроза со стороны крестоносцев подталкивала и Польшу, и ВКЛ к сближению. Кревская уния между Польшей и ВКЛ, заключенная в 1385 году, с одной стороны содействовала мирному сосуществованию обеих стран, но, со другой, ущемляла суверенитет литовско-белорусских земель, и имела итогом полонизацию и окатоличивание населения. Союз между Польшей и ВКЛ разрешил объединить силы в борьбе против крестоносцев. В 1409 – 1411 гг. произошла «большая война», которую вели Польша и ВКЛ, с одной стороны, и Ливонский орден, со второй. Кульминационным пунктам ее стала Грюнвальдская битва 15 июля 1410 года, которая окончилась разгромом войска крестоносцев. В 1411 г. Ливонский орден стал вассалом ВКЛ. Отныне боевая мощь ордена балла подорвана, и крестоносцы перестали беспокоить границы союзников. Важным направлениям внешней политики ВКЛ были взаимоотношения с Московским государством. Сначала во второй половине XIII – XIV веках военный перевес был на стороне ВКЛ, которое вело активную политику по присоединению бывших земель Киевской Руси. На Москву неоднократно делали походы Ольгерд и Витовт. Ольгерд присоединил к ВКЛ земли на Днепре и Соже, большую часть Украины, часть западных земель современной России. Витовт окончательно овладел Смоленском, установил протекторат над Новгородом и Псковом, пытался посредством татарского хана Тахтамыша стать властелином всей Русской земли, но потерпел поражение в 1399 году в битве на реке Ворскле от татар. В XV столетии наблюдалось определенное равновесие во взаимоотношениях между Москвой и ВКЛ. В конце XV – начале XVI вв. Московское княжество усилилось, превратилась в централизованное государство, повысила свое влияние в Новгороде, Твери и после окончательного освобождения из-под власти Золотой Орды с 1480 года направила свою деятельность на захват земель, которые раньше входили в Киевскую Русь. Это совпало с обострением внутриполитических противоречий внутри ВКЛ и усилением промосковских настроений в восточных княжествах ВКЛ. Под лозунгом защиты православия Москва стремилась разными путями присоединить их к Московскому государству. С конца 15 в. началась серия войн, в итоге которых Московская Русь отвоевала третью часть восточных земель ВКЛ. Перелом в ходе военных действий не произошел даже после победы армии ВКЛ 8 сентября 1514 г. под Оршей. Они перебросились уже на территорию Беларуси и Украины. В 1558 – 1583 годах происходила война между Русским государством, которое претендовало на выход к Балтийскому морю, и Ливонским орденом. После того, как ВКЛ взяла орден под свою опеку, территория Беларуси стала основным театрам войны. В 1563 году был захвачен Полоцк. Это создало серьезную опасность для сохранения целостности ВКЛ и стала одной из причин заключения Люблинской унии между ВКЛ и Польшей в 1569 г. На юге ВКЛ почти с самого начала своего существования вела борьбу с татарами, которые периодически делали набеги на эту территорию. В 1362 г. войско ВКЛ под командованием Ольгерда разбило ордынское войско в битве на реке Синие Воды и надолго остановили агрессию Орды. Использовав междоусобицы внутри Золотой орды, Витовт заключил соглашение с ханом Тохтамышем о совместной борьбе против Московского государства, но дальнейшие их совместные действия были безуспешными. В середине XV века от Золотой орды откололось Крымское Ханство, которое сразу же стало врагом ВКЛ. Со второй половины 15 века обострились отношения между ВКЛ и Крымским Ханствам. Только с 1500 по 1569 гг. войска крымского хана 45 раз вторгались в границы ВКЛ. Набеги крымских татар удалась остановить ближе к середине XVІ века когда на южных границах ВКЛ был создан ряд порубежных крепостей, а также сформировалась Запорожская Сеч и украинское казачество, которое удачно противостояла Крымскому ханству. Таким образом, внешняя политика ВКЛ была довольно разносторонней: от дипломатичных переговоров и заключения межгосударственных союзов до откровенной борьбы, которая имела и наступательный, и оборонительный характер.
Вопрос 13. Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия «Белая Русь». Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв. Истоки белорусского этноса. Народность или этнос, эта общность людей, которые имеют одинаковые этнические признаки. Этнические признаки, это особенности определенного народа которые отличают его от других. Имеются в виду культура, быт, обычаи, язык. В итоге славянизации балтского населения, смешивания с ним пришлых славянских племён сложились предпосылки для возникновения белорусской народности. Происходило это в течение IX – XIII веков. В культуре и языке белорусов переплелись славянские и балтские признаки. Таким образом, в древности основу белорусского этноса образовали балты (литовцы и Ятвяги), и три славянские племени кривичи, радимичи, дреговичи. Следующий этап формирования этнического состава населения Беларуси был связан с возникновением и существованием ВКЛ. В течение 150 лет с середины XIII и до начала XV века складывалась территория этого государства многих народов и религий. По отношению к белорусским землям название «Белая Русь» появилось в западном историческом источнике около 1250 года а в украинской летописи около 1305. В XIV – XV веках оно относилась к территории белорусского Поднепровья и Подвинья, а с первой половины XVII веке название закрепилось за восточной частью Беларуси, но постепенно оно распространилась и на остальную территорию. Самой важной особенностью и признаком народности является язык. Белорусский язык появился в письменных источниках в 1229 и в 1240 в это время его элементы были употребленны в Смоленской правде и Монахам Ефремом при написании «Жития Авраамия Смоленского». Долгое время Смоленщина была спорной территорией между ВКЛ и Московским государством. В наше время на Смоленщине в деревнях разговаривают по белоруски. Белорусский язык был государственным в ВКЛ об этом свидетельствовать Статут ВКЛ. В 70-х гг. XVI века Василий Тяпинский начал перевод Евангелия на белорусский язык. После образования Речи Посполитой Шляхта неуклонно полонизировалась и уже в 17 столетия заговорила на польскому языке. Представители податных сословий продолжали пользоваться белорусским языком. Очень значительную роль для сохранения белорусского языка отыграла униатская церковь. До 1623 года белорусы относились к униатству враждебно, потому что оно насаждалось насильственно. После витебского восстания и убийство Иософата Кунцевича политика униатской церкви изменилась. Она стала терпимо и мирно распространять свое влияние. Уже в конце XVII веке свыше 70 % христиан на территории Беларуси были униатами и слушали богослужения в храмах на родном Белорусском языке. Литературный вариант современного белорусского языка начал формироваться только в XIX веке когда появилась белорусская национальная интеллигенция и национальная идея. Необходимо отметить, что литературный вариант русского языка начал формироваться не на много раньше. Концепции происхождения названия «Белая Русь». Существует много теорий происхождения названия Белая Русь, но все они не правдоподобные. До сих пор происхождение названия нашей страны не разъяснено. На мой взгляд, наиболее достоверное толкование происхождения этого названия следующее: Впервые название Белая Русь возникло в XII веке применительно к Владимиро-Суздальской земле. В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский провел победный поход против киевского князя Мстислава и Киев был захвачен. Нарушив традицию, князь Андрей не стал княжить в Киеве, а отдал город младшему брату. Андрей посчитал, что город потерял чистоту православия и ввел в свой титул прибавку – «князь белорусский», то есть князь Белой Руси. Другими словами он назвал свое – Владимиро-Суздальское княжество Белой Русью потому, что там была чистая православная вера. В 1236 – 1240 годах русские земли попали под власть монголо-татар. И название Белая Русь, вместе с беглецами, перешла на смоленские земли, еще не тронутые ордынским завоеванием. Но в 1276 г. и Смоленск был захвачен татарами. Тогда Белой Русью начали называть Полоцкую, Витебскую, Могилевскую земли, которых монгольское нашествие подчинить себе не сумело. Тут название и закрепилась. Западные белорусские земли Белой Русью никогда не назывались, и нетрудно понять почему. Поскольку название имело церковное происхождение (и пришло вместе со священниками, что спасались от татар), так перенести ее на Гродненщину или Брестчину не позволяло язычество, распространенное тут как среди литовцев и ятвягов, так и среди славянских племён. Церковь и капища мирно сосуществовали в городах, а в деревне в то время церквей вообще не строили. И так было до начала XV века, с начала XV века на этих землях начало распространяться католичество, потому Гродненщина и Брестчина в сначала назывались Черной Русью а позже Литвою. После разделов Речи Посполитой Екатерина ІІ не хотела оставлять присоединенным землям их политическое название Великое княжество литовское, назвать их Россией не отваживалась, так как это могло спровоцировать бунт. В качестве компромиссного варианта для присоединенных земель выбрали одно из исторических названий, а именно Белая Русь. Некоторое время в официальных документах и ученых работах Российской империи фигурировала и название Черная Русь, но поскольку черный цвет символизировал язычество, название Черная Русь скоро позабыли. Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв. Возрождение или Ренессанс – культурно-историческая эпоха европейской культуры, которая в XIV – XVI веке. охватило большинство стран Европы и характеризовалось воссозданием гуманистического мировоззрения, которое было, по мнению деятелей возрождения, в эпоху античности непосредственно перед темными средними веками. Эпоха возрождения характеризуется небывалым расцветом науки, литературы, искусства. В эпоху возрождения удалось не только возродить античность, но и превзойти ее. Классический вариант возрождения происходил в Италии. Он прошел три основные этапы: Ранний, XIII – XIV века Высокий XV век и Поздний XVI век. Именно тут сформировались наиболее ранние социальные и духовные предпосылки новой культурно-исторической эпохи, истоки которой исходили из глубокой древности: греко-эллинской и римской культуры. Определяющими чертами культуры европейского ренессанса были: возвращение к античному наследию, оппозиционность средневековому мировоззрению, рационалистически-гуманистический характер, ориентация на познание природы и человека, утверждение ценности земной жизни и неограниченных духовных возможностей развитой и активной личности, значительное расширение светских (не церковных) начал в архитектуре, живописи литературе. Главные достижения эпохи европейского Возрождения появились: великие географические и астрономические открытия, развитие естествоведческих и гуманитарных наук, книгопечатание, технологичный прогресс и др. В Беларуси отличительными чертами Возрождения было еще и то, что тут развитие культуры происходило в условиях религиозной толерантности и опоры православного населения на греко-византийскую и восточнославянскую культуру. Социальной основой ренессанса во ВКЛ были преимущественно представители шляхетского сословия, а также часть мещанства и разнообразная по своему происхождению тогдашняя интеллигенция. Одно из главных достижений Возрождения в Беларуси стало книгопечатание основателям которого стал Франциск Скорина (1490 – 1551). В 1506 году он окончил философский факультет со степенью бакалавра, в 1512 он выдержал экзамен на доктора медицины в Падуанском университете. В 1517 году в Праге Ф. Скорина напечатал 22 книги Библии со своими предисловиями и послесловиями гуманистического содержания. В Вильно 1522 году он издает Малую подорожную книжицу а в 1525 – Апостол. На латыни, языке науки, литературы и дипломатии пишет свою знаменитую поэму «Песня про зубра» Микола Гусовский (1470 – около 1533 года). Она была издана в 1523 г. в краковской типографии. На страницах своего произведения Гусовский рассказывает про прелесть родной природы, величие своего народа, знакомит с белорусской историей и традициями. Вместе с тем осуждает войны и усобицы, призывает к усилению государства. Благодаря «Песни про зубра» для образованного общества была открыта Беларусь Примерно в этот же время еще один поэт-латинист Ян Вислицкий (около 1485 – 1520) создает историческое полотно – поэму «Прусская война». В центре произведения – битва под Грюнвальдом 1410 г. «Так, в панцирях, шлемах чванливые тевтоны Падали, выстрелами битые из тугих луков татарских. Дальше, словно великаны, шагали в бой белорусы, С ними – литовцы с копьями, настойчивые и без страха...» Героизм, эпичность – главная черта литературы XVI века. Кроме названных, известность приобрели в тогдашней Европе произведения белорусских поэтов «Декатерас» Андрея Римшы, «Радивилиада» Яна Радвана, «Посольство к великому князю Московскому» Гальяша Пельгримовского. Архитектура. Беларуские зодчие XIII – XVI века. достигли высокого художественного уровня в культовой архитектуре. Зодчие эта универсальная строительная профессия, которая объединяет в себе и архитектора и каменщика, и штукатура и художника и все строительные профессии. Зодчий строит здание от идеи и чертежа и до завершения всех строительных работ. Только в 18 веке строительное ремесло начало делиться на специальности. В ХІІІ – XVI веках время было неспокойным, поэтому в Беларуси были распространены церкви оборонного типа, которые можно было отнести к сочетанию романского готического и ренессансного архитектурного стиля. Такие церкви представляли собой небольшой замок с толстыми стенами и узкими окнами. К церкви обязательно примыкали две или четыре башни с винтовой лестницей и бойницами. Бойницы, это окна специально приспособленные для того чтобы из них удобно было стрелять. К нашему времени дошли только две такие церкви: Церковь в деревне Мурованка и Сынковичская Свято-Михайловская церковь. В конце ХVI в. в Беларуси начал распространяться новый архитектурный стиль Барокко. Несвижский фарный костел – первый памятник белорусского барокко построенный 1596 г. в Речи посполитой, итальянским архитекторам Янам Марией Бернардони. Также это первый в Беларуси костел который был оштукатурен и побелен. Изобразительное искусство. В ХІІІ – ХVI вв. продолжает развиваться иконопись. Иконами украшались православные и униатские церкви. Одно из наиболее выдающихся произведений иконописи эпохи ВКЛ, это образ «Мать Божья Умиление» из Малориты (город в Брестской области). Икона исполн
|
|||
|